Светлана Чиркова
Мнемотехника как одна из методик запоминания информации детьми в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Мнемотехника – это совокупность приёмов и методов, способствующие запоминанию информации, используя визуальные и звуковые примеры.
В настоящее время такая техника запоминания широко используется педагогами в дошкольных образовательных учреждениях. С помощью мнемотехники дети :
• лучше запоминают стихи, рассказы, загадки и скороговорки;
• могут воспроизвести рассказ в правильном порядке, выстроить логическую цепочку;
• развивают мышление ребёнка;
Публикация «Мнемотехника как одна из методик запоминания информации детьми в детском саду» размещена в разделах
• обогащают словарный запас и развивают фантазию;
• помогают составить более сложные предложения.
В мнемотехнике используют наглядные пособия в виде таблиц. С помощью этих таблиц, на занятиях по развитию речи, педагоги предлагаю детям расшифровать и запомнить изображения, нарисованные на этих таблицах. Таблицы имеют разную тематику. Таблицы могут быть составлены как для стихов, загадок, сказок или рассказов, так и для запоминания правил.
Мнемотаблицы можно нарисовать от руки, а также с помощью изображений, как коллаж. В начале приёма мнемотехники, мнемотаблицы лучше составлять или рисовать в небольшом объеме (по объему таблицы-ленты) – 3-4 картинки в ряд. Можно делать изображения в виде раскрасок, чтобы дети могли разукрасить их, что детям будет очень интересно.
Для состава мнемотаблицы необходимо соблюдать схему:
• разбить рассказ на равные части, выделить важные моменты;
• расчертить лист бумаги на квадраты;
• нарисовать или наклеить в каждый квадрат картинку (описывая существительное или прилагательное);
• Слова, непонятные ребёнку (глаголы, вопросы) изобразить как-нибудь и рядом поставить знак «?».
Дети веселее воспринимают и запоминают сказки, рассказы и загадки, если они разобраны на части и изображены в картинках. Поэтому при работе с мнемотаблицей, педагог предлагает детям запомнить и разобрать каждую картинку поэтапно, преобразовать информацию из абстрактных символов в образы, составить из этих картинок рассказ и запомнить его.
Начинать работу с мнемотаблицами лучше с детьми в возрасте 4 лет. В этом возрасте у детей сформирован начальный словарный запас. Дети учатся правилам, ориентируясь на таблицы. Это может быть, как таблица, так и алгоритм ( например: алгоритм одевания или умывания). С помощью мнемотаблиц детей можно обучать правилам дорожного движения, что поможет быстрее ребёнку усвоить важные моменты.
После того, как ребёнок понял назначение мнемотаблиц, можно увеличить число картинок, усложнив задания. Также можно составлять мнемотаблицы по математике. Для этого достаточно в одном квадрате нарисовать цифру, а в другом (рядом стоящем) квадрате нарисовать картинку, которая изображает данное число. Это способствует откладыванию в памяти ребёнка соответствующей картинки, когда он будет видеть определенную цифру.
В интернете можно найти множество мнемотаблиц, что облегчает труд педагогам, у которых не так много времени, чтобы самим рисовать эти таблицы. По мнемотаблицам можно работать с ребёнком и самим родителям. Родителям достаточно будет их распечатать.
Подводя итоги о выше сказанном, можно сказать, что мнемотаблицы не только помогают детям воспринимать текст, но и учить с помощью их стихи и рассказы. Особенно мнемотаблицы важно применять для детей, которые имеют проблемы в речи и слухе. Эти дети не могут концентрировать своё внимание на рассказе вслух. Это методика придаст уверенность даже очень застенчивым детям и помогает им учиться выступать на публике.
Использование мнемотехники даёт педагогам большие возможности для творчества как в образовательной деятельности, так и в совместной работе педагога с ребёнком. С помощью данной методики дети лучше и быстрее усваивают сложный материал, а занятия с применением мнемотаблиц всегда проходят интересней и веселее, как для детей, так и для педагога.