Ирина Небеско
Сценарий мероприятия «Музыка в блокадном Ленинграде»
▼ Скачать + Заказать документы
Много лет назад на нашу Родину напали фашисты. Они напали неожиданно, когда все люди мирно спали в своих домах. Весь советский народ поднялся на защиту нашей Родины. В городе шла мобилизация. Все люди шли на фронт добровольцами. «Священная война» «Вставай страна огромная»
Фашисты стремились захватить Ленинград. Для них это было очень важно. Город бомбили днём и ночью.
Публикация «Сценарий мероприятия „Музыка в блокадном Ленинграде“» размещена в разделах
- Блокада Ленинграда
- Блокада Ленинграда. Сценарии
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Фашисты, не сумевшие завоевать город в сражении, решили взять его измором. Они окружили город в кольцо и стали ждать, пока город сам сдастся. В Ленинграде наступили тяжёлые дни. Было отключено отопление, свет, не было горячей воды. Люди устанавливали в квартирах печки-буржуйки и, как могли, отапливали свои квартиры. Часто люди сидели тесно прижавшись друг к другу, чтобы хоть как-то согреться. Давайте мы сейчас с вами обнимемся, чтобы ощутить тепло друг друга.
Послушайте, какое стихотворение написал поэт Глеб Семёнов
(читает ребёнок)
Мы рыли рвы – хотелось пить.
Бомбили нас – хотелось жить.
Не говорилось громких слов.
Был дот на каждом из углов.
Был дом – ни света, ни воды.
Был хлеб – довесочек беды.
Была судьба на всех одна.
Мы растеряли имена.
Мы усмиряли потный страх.
Мы умирали на постах.
Мы умирали…
Город жил – исполнен наших малых сил.
Муз. Рук: (Картинка с тарелочкой хлеба)Ребята, посмотрите на тарелочку с кусочком хлеба. Это ровно 125 грамм. Столько в день получали люди, которые находились в блокадном Ленинграде.
Люди очень страдали от голода. Взрослые и дети слабели и умирали прямо на улицах осаждённого Ленинграда. Но музыкальная жизнь Ленинграда продолжалась. Работал Мариинский театр. Театр муз комедии
Афиша Городского («Блокадного») театра. 1942 г.
8 сентября 1941 года германские войска замкнули вокруг невской столицы кольцо блокады. В этот день в Ленинградском союзе композиторов состоялось заседание президиума совместно с Ленинградским отделением Музыкального фонда. Обсуждался список лучших военных песен, рекомендованных к распространению. Управление по делам искусств намечало организовать симфонические концерты «Катюша»и просило содействия в разработке их программ…
Вот запись в дневнике поэтессы Веры Инбер: «В антракте началась очередная воздушная тревога. В фойе вышел администратор и тем же тоном, каким, вероятно, сообщал о замене исполнителя по болезни, внятно произнес: „Просьба к гражданам встать как можно ближе к стенам, поскольку здесь (он указал на громадный пролет потолка) нет перекрытий“. Мы повиновались и стояли у стен минут сорок. Где-то вдали били зенитки. После отбоя спектакль продолжался, хотя в убыстренном темпе: были опущены второстепенные арии и дуэты»
Затем стали смешанные программы: рядом с оперными ариями и балетными номерами стояли сцены из оперетт, сольная инструментальная музыка, фортепианный дуэт.
14 сентября в Большом зале филармонии состоялся первый в блокадные дни концерт. В нем приняли участие, как теперь выразились бы, «звезды» — писатели, актеры, музыканты. Среди последних композитор Д. Шостакович
(Показываю портрет Д. Д. Шостаковича)
Д. Д, Шостакович вспоминал: «Я с увлечением играл свои прелюдии для необычной аудитории в столь необычной обстановке».
(Звучит голос Шостаковича)
Зрители у афиш Ленинградского театра Музкомедии. 1942–1943 гг. Фото предоставлены Санкт-Петербургским театром музыкальной комедии
Дирижер Мариинского театра Юрий Гамалей вспоминает о концертах, в которых он, артист дивизионного оркестра, принимал участие на Карельском перешейке: «Однажды нас разбили на две бригады и отправили с концертами на передовую. Мы облазили все траншеи, играли в землянках, где нас, пятерых музыкантов, слушали три-четыре солдата (больше не помещались, а финны кричали: „Русс, играй еще „Катюшу“, а то стрелять будем“» 2. Немцы, бомбившие и обстреливавшие Ленинград, слушали в приемниках и по громкой трансляции из наших окопов увертюры и симфонии Бетховена. Осажденный русский город давал не только уроки мужества, но и уроки высокой культуры, противостоящей фашизму.
Послушайте стихотворение Юрия Воронова
(читает ребёнок)
В блокадных дня
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?.
Нам в сорок третьем
Выдали медали
И только в сорок пятом-
Паспорта.
Наш великий советский композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович в это время жил в городе Ленинграде
Когда враг напал на Ленинград, он, вместе с другими, рыл окопы, сбрасывал зажигательные бомбы с крыш домов, голодал, но с огромным энтузиазмом писал свою великую симфонию, получившую название Ленинградской.
9 августа 1942 года по планам фашистского командования Ленинград должен был пасть, на этот день был назначен парад немецких войск в городе. Но в этот день в Большом зале Ленинградской филармонии, состоялась премьера Седьмой “Ленинградской” симфонии Дмитрия Шостаковича. И зал был переполнен. Организовал концерт и дирижировал оркестром Карл Элиасберг. А исполнял произведение Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета. Музыканты были сильно истощены голодом, но они мужественно отыграли произведение от начала до конца.
Сейчас мы с вами прослушаем отрывок первой части симфонии, она называется «Вторжение».
(слушание) (фонограмма Симфонии № 7 Д. Шостаковича «Вторжение»)
Муз. Рук: Ребята, в каком жанре написана первая часть?
(ответы детей)
Муз. рук: Какую картину вы представили, слушая эту музыку?
(ответы детей)
Муз. рук: Да, вы правы, эта часть написана в жанре марша. Музыка отчётливо передаёт движение вражеской силы, вышагивающей по нашей земле. Мощь движения всё усиливается, подключается дополнительное звучание, передающее образ тяжёлых танков и самолётов, двигающихся на нашу страну.
А какая эта музыка по характеру?
(ответы детей)
Эту симфонию слышали все и фашисты в том числе. Это было для них шоком! Они считали, что город уже мёртв, а город не сдавался и продолжал бороться!
В эти минуты немецкое командование, окружившее Ленинград, сильно засомневалось в победе своей Армии над русским народом.
Муз. Рук: Ребята, я предлагаю почтить минутой молчания всех погибших в блокадном Ленинграде.
(минута молчания) (фонограмма Реквием Моцарта Лакримоза)
На Пискаревском кладбище горит вечный огонь, как память о великих людях, не сдавших врагу Ленинград.
(песня «А. Филиппенко «Вечный огонь»)
Муз. Рук: Война ещё продолжалась целых 1, 5 года, но русский народ уже начал бить врага, выгоняя его с русской земли. И пришла долгожданная Победа! Наш народ победил, но какой ценой! Миллионы людей погибли в этой войне!
Вечная память героям! Вечная им слава!
(фонограмма «День Победы» Д. Тухманова)