Ирина Черноусова
Статья «Музыкотерапия»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкотерапия
Проблема адаптации детей к условиям ДОУ сегодня особенно актуальной. В этот период у ребенка возникает перестройка ранее сформировавшихся стереотипов. Изменение образа малыша приводит к нарушению эмоционального состояния, снижается активность детей. Необходимо сделать этот переход более плавным.
В современной психологии существует отдельное направление – это музыкотерапия. Она представляет собой метод, использующий музыкотерапию в качестве средства коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, при проблемах в общении. Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на организм. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, гармонирующего тонус.
Публикация «Статья „Музыкотерапия“» размещена в разделах
Вот некоторые советы по использованию музыкальных композиций в различных случаях.
Для успокоения, расслабления используют звуки флейты, игру на скрипке и фортепиано. Звуки природы – шум моря, леса. Это классические произведения: Вивальди, Бетховен «Симфония 6 (ч. 2)», Брамс «Колыбельная»,Шуберт «Аве Мария», Шопен, Дебюсси «Свет Луны».
Для уменьшения чувства тревоги, неуверенности прослушивают мажорные мелодии – Шопен «Мазурки», Штраус «Вальсы», Рубинштейн «Мелодия».
Уменьшение нервного возбуждения –Гайдн «Симфонии», Бетховен «Лунная соната».
Снятие депрессивных состояний – Моцарт, Гендель, Бизе «Кармен».
Для улучшения общего тонуса – Бах, Моцарт, Чайковский, в темпе аллегро.
Детям полезно слушать марши, бодрые, радостные. Они повышают нормальный ритм сердца в спокойном состоянии, это Чайковский, Бетховен.
Для снятия головной боли – религиозная музыка Вивальди, Чайковского, Бетховен, Глюк.
При плохом сне – слушать медленные, спокойные мелодии.
Можно использовать активную музыкотерапию – вокалотерапию-пение, кинезетерапия – танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика, психогимнастика, инструментальная – игра на инструментах.
Восприятие музыкотерапии не требует предварительной подготовки и доступно детям самого раннего возраста. В д/с и дома музыкотерапия необходима детям в течение всего дня. Утром рекомендуется включать солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. Для погружения в дневной сон можно воспользоваться влиянием мелодичной релаксирующей музыкой, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, шум волн, журчание ручья, крики дельфинов).
Пробуждению после дневного сна поможет тихая, нежная, легкая радостная музыка.
В России интерес к проблеме взаимосвязи музыки и медицины очевиден. Специальные исследования С. С Корсакова, В. М. Бехтерева, И. М. Догеля, И. М Сеченова выявили положительное влияние музыкотерапии на организм ребенка в целом. Практический опыт специалистов Института Традиционной медицины и музыкотерапии показывает, что желательно начинать слушать с детьми произведения не только в д/с, но и дома вместе с родителями. Опыт показывает, что использование только музыкально терапевтических средств не может решить многих проблем воспитания детей. Нужно включать не только техники и средства воздействия музыки,но и телесная терапия, психогимнастика, сказкотерапия, арттерапия.
Средства музыкальной коррекции
Объект воздействия Средства музыкотерапии Педагогические
средства
1. Речевые нарушения Вокалотерапия Пение
2. Моторика Хореотерапия Музыкально- ритмические движения
3. Психические процессы Слушание,
исполнительство
4. Общение Арттерапия, игротерапия Игры с музыкой
5. Личностные особенности Сказкотерапия с музыкой, психогимнастика
Переход ребенка из дома в ритм детского сада всегда бывает сложным. Чтобы этот переход был более плавным, нужно снижение этого эмоционального дискомфорта в адаптационный период с помощью использования элементов музыкотерапии.
Можно рекомендовать в работе музыкального руководителя под руководством методиста следующие направления:
1.) Ресурсное обеспечение музыкально образовательного процесса;
2.) Уровень достижения детей;
3.) Эффективность работы с семьей.
Образована музыкально – развивающая среда группы:
1. Музыкальный уголок
2. Двигательный уголок (коррекционные дорожки, используемые после разучивания шагов);
3. Сенсорный уголок (шумовые коробочки, домик набором разных по величине и звучанию предметов). По мере использования различных форм и методов музыкатерапии музыкальный руководитель и воспитатель отметили проявление интереса у детей в период адаптации можно использовать различные музыкальные инструменты : детское пианино, гармошки, балалайки в нарисованном виде.
Одним из показателей уровня достижений детей является степень эмоционально-комфортного, состояния в музыкально образовательной среде группы.
Во время утреннего приема звуки музыки «Утро» Э. Грига, «Аве Мария» Ф. Шуберта, голоса и звуки природы, что помогало снять напряжение, угнетение и страх ребенка.
Во время утренней гимнастики использовали игровой массаж под музыку, дыхательные упражнения, пропевание звуков, что снимало нервное напряжение у детей.
Во время приема пищи и во время сна звуки спокойной музыки из «Детского альбома» П. И Чайковского.
На музыкальном занятии используются элементы сюжетно-отобразительной игры, где дети охотно включаются в слушание и исполнение музыкальных произведений, используя музыкальные инструменты.
Для нахождения приемов, которые обеспечат каждому ребенку гибкий и плавный переход, использовалось проведенное анкетирование родителей, целью которого было выявление социального портрета семьи.
Анкетированние, показало, что 30% имеют музыкальное образование, а 70% не имеют представления о положительном влиянии музыки на развитие ребенка. По результатам стало очевидно, что очень актуальна работа по музыкальному образованию родителей, создан клуб «Музыкальный ключик».
В работе с родителями были использованы традиционные методы взаимодействия: консультации, беседы, родительские собрания совместные развлечения.
В газете «До-ми-соль-ка» рекомендованы произведения для прослушивания дома с детьми, направленные на обеспечение плавной адаптации к детскому саду.
Родителей познакомили с авторской программой Э. П. Костиной «Камертон» и разделом пособий для родителей «Кроха».
По материалам пособия с родителями проведен практикум «Подвижные музыкальные игры детей раннего возраста», где сделан акцент на том, что музыкальные игры способствуют развитию крупной моторики: (проговаривание, пропевание, звуковысотного темброванного слуха и голоса (произношение гласных А,О,У,Ы,Е,Ё, пропевание голосов животных)-все это вместе вызывает расслабление нервной системы, внимания памяти, воображения, укрепления всего организма ребенка в новых условиях.
Родителей познакомили с музыкальными играми, которые развивают творческую музыкальную деятельность ребенка в домашних условиях, рекомендовано повторять потешки, песенки, разученные на занятиях: «Мишка и его друзья», «Петрушка из чудесного мешочка», «На бабушкином дворе», «Коза рогатая», «Ладушки в гостях у бабушки».
В результате проведенной работы был проведен семинар для воспитателей и родителей «Психологическое, физическое, личностное развитие ребенка в раннем возрасте средствами музыкального искусства» применяя различные элементы музыкотерапии.
Развитие эмоциональной сферы каждого ребенка за счет творческого самовыражения и применение методов игровой, музыкотерапии, арттерапии позволяет решить ряд задач, делает возможным выражение у детей чувства агрессии, страха, тоски, улучшает и сохраняет психику и физическое здоровье ребенка.
Таким образом, все элементы и методы, используемые на занятиях, принесли большую пользу: дети быстро освоились с новой атмосферой, проявили интерес к музыке.
Использование элементов музыкотерапии, проводимая с детьми групп раннего возраста, способствовала созданию психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка в период адаптации к условиям ДОУ, а использование элементов музыкотерапии оказало положительное влияние на безболезненный переход ребенка из семьи в детский сад.