Получи документы

Дошкольный возраст и опережающая профориентация

Анастасия Вячеславовна Халецкая
Дошкольный возраст и опережающая профориентация

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат»

В. А. Сухомлинский

Хорошо ли вспоминаете себя ребенком? Кем вы хотели стать? В каком же возрасте ребенок может осознанно для себя выбрать кем стать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении возникает в старших классах в связи с необходимостью выбрать сферу дальнейшего образования. У человека все закладывается в детстве и профессиональная осознанность в том числе. В общеобразовательных школах профориентация начинается, как правило, в старших классах. Ребенок не успевает сделать свой выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий очень узок и мал, знания о них минимальны и даются очень редко.

Публикация «Дошкольный возраст и опережающая профориентация» размещена в разделах

Поэтому важно в дошкольном возрасте начинать ознакомление с профессиями, когда через игровые формы дети познают о мире профессии. В зависимости от психологических особенностей, от воспитания ребенка и привития ему ценностей у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. Дошкольное подразделение является первой и очень важной ступенью в решении проблемы профориентации.

Таким образом, для того, чтобы познакомить старших дошкольников с миром профессии на этапе дошкольного возраста, мною была выбрана тема: «Дошкольный возраст и опережающая профориентация».

Эта тема актуальна, поскольку воспитание активных граждан общества, развитие их инициативы и способностей происходит еще в дошкольном возрасте. Внедрение новых интерактивных технологий в подготовке воспитанников к адекватной интеграции во взрослую жизнь, обусловливает создание новой системы опережающей профориентации воспитанников.

Школьники не всегда могут определиться с выбором профессии. Это связано с неосведомленностью о разнообразии и содержание профессий, отсутствием мотивации у подростков (кем я хочу стать). Поэтому работа по профориентации воспитанников должна начинаться еще в дошкольном детстве.

Профориентация дошкольников - это новое почти неизученное направление. В младшем возрасте происходит ознакомление с трудом взрослых через игры, сказки, и общения со взрослыми и средства массовой информации узнают о многообразии профессии. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда, у детей формируется система знаний о профессии, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

В нашем детском саду, создана предметно-развивающая среда, что способствует прогрессивному развитию личности и поведения дошкольника и позволяет мне через различные формы деятельности знакомить воспитанников с профессиями взрослых. С помощью такой специализированной среды также успешно реализуются гендерное воспитание дошкольников.

Среда обеспечивает у дошкольников проявление «творчества», «активности» и «креативности».

Правильно созданная предметно-развивающая среда позволяет:

Получить практические знания;

Развивать интерес и склонности воспитанников;

Использование игрового пространства позволяет:

Проводить индивидуальную работу с помощью игрового пространства;

актуализировать знания и умения, имеющиеся у дошкольников;

позволяет каждому воспитаннику участвовать в игре;

использовать полученные знания в практическом применении;

Предметно-развивающая среда включает в себя по центрам:

игровую;

интеллектуальную;

поисково-исследовательскую;

физическую и др. ,

Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно-ролевых игр. По ФГОС личность ребенка выдвигается на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений. В ходе такой игры ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребнка опыт, посредством которого эти знания присваиваются. Сюжетно-ролевая игра в возрастном аспекте постепенно усложняется по содержанию. Как говорят практика лучше теории. Главное правило для взрослых, ребенок знает профессии но ему этого мало,ему нужно эти профессии проиграть и приобрести свой собственный опыт.

В подготовительных и старших группах совершенствуются игры, в которых отражены различные профессии (ветеринар, почтальон, врач, продавец, водитель, летчик, машинист, парикмахер). В игре воспроизводятся не только трудовые действия и поручения взрослых, но и межличностные взаимоотношения людей в работе.

Именно в сюжетно-ролевых играх усваивались сведения о профессиональной деятельности взрослых, закреплялись знания, полученные в ходе непосредственно образовательной и совместной деятельности. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, и учаться договариваться между друг другом, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты. Для этого организовывали в соответствии возрастным особенностям профориентационную предметно-развивающую среду.

Подобраны дидактические и развивающие игры профессиональной направленности : «Профессии», «Играем в профессии», «Мир профессии» и другие, которые помогают в игровой форме знакомить воспитанников с миром профессий.

В формировании профориентации воспитанников важную роль играет чтение художественных произведений. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо работать.

В группах созданы тематические библиотечки «Мир профессий», где представлен широкий художественный и демонстрационный материал с ранней профориентации дошкольников.

Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых-наблюдения и экскурсии. Мы часто ходим на экскурсии по детскому саду и не только, в прачечную, в медицинский кабинет, в бассейн, на кухню, в магазин, в библиотеку, в школу и т. д.

Используя различные формы и методы ознакомления воспитанников с профессиями взрослых, учитываются возрастные особенности воспитанников. При подготовке к занятиям используем алгоритм ознакомления воспитанников с профессиями.

Были проведены следующие интегрированные занятия: «В мире профессий», «Все профессии важны», «Откуда хлеб пришел на стол» и др.

Поэтому знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада. Кроме того ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями должно осуществляться не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс. По ознакомлению с трудом взрослых строится на игровой основе. Сюжетно-ролевая игра позволяет расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр. Игра - отражение жизни. В играх есть возможность воспитывать уважение к трудовому усилию, показать полезность результата труда для окружающих людей, вовлечь детей в трудовой процесс, так как игра и труд часто естественно объединяются. В правильно организованной игре есть возможность для формирования качеств личности, необходимых для осуществления успешной трудовой деятельности в будущей взрослой жизни: ответственность за порученное дело, планировать и согласовывать свои действия с партнерами, умение справедливо разрешать спорные вопросы. Игра помогает формировать у детей привычку трудиться, дает радость творчества, радость созидания. Создавая своими руками необходимые для игры атрибуты, ребенок открывает и развивает свои способности, на этой основе рождается его увлеченность, иногда призвание, мечта. Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.

Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду. Сюжетно-ролевую игру с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях.

На основе сказанного выше следует, что сюжетно-ролевая игра – основной вид деятельности детей, в которой они отражают полученные знания о профессиях, это ведущее средство воспитания необходимых для трудовой деятельности черт характера: общительность, стремление с другими детьми осуществлять свои замыслы, умение сообща жить и работать.

Польза сюжетно-ролевой игры заключается и в том, что она эмоционально насыщена. А если игровая деятельность доставляет радость и удовлетворение ребенку, то это является положительным стимулом для освоения чего-то нового или закрепления ранее приобретенного знания о профессиях. Таким образом, сюжетно-ролевая игра является проводником детей старшего дошкольного возраста в профессию взрослых.

Направить и помочь ребенку сделать правильный выбор – очень непростая задача для родителей. Но разностороннее развитие ребенка раннего возраста даст ему возможность найти во взрослой жизни работу, которая будет приносить удовольствие и радость.

Публикации по теме:

Наш прогулочный участок (средний дошкольный возраст)Наш прогулочный участок (средний дошкольный возраст) В нашем детском саду, как и во многих других садах, ежегодно проводится смотр участков на предмет подготовки в летнему оздоровительному.

Дидактические игры по экологии (старший дошкольный возраст) Дидактическая игра «Лес-что это?» Цель: уточнить и расширить знания детей о лесе, как сообществе растений и животных; развивать воображение,.

Капустные посиделки (старший дошкольный возраст) 1реб: Осень постучалась к нам золотым дождем, И скупым, неласковым солнечным лучом. Затянул печальную песню листопад И под эту песенку засыпает.

Комплексы утренней гимнастики (старший дошкольный возраст) Старшая группа. Комплекс №1. «Части тела». Ходьба в колонне по одному, ходьба на носках, руки в стороны, на пятках, руки за голову. Бег.

Родительское собрание «Старший дошкольный возраст: Какой он?» (Сентябрь) Цель: познакомить родителей с особенностями развития детей 5-6 лет. Задачи: 1. Формирование у родителей практических умений.

Сценарий «Осенняя корзинка». Старший дошкольный возрастСценарий «Осенняя корзинка». Старший дошкольный возраст Праздник осени в детском саду. Сценарий «Осенняя корзинка». Старший дошкольный возраст Задачи: — создавать условия для активной подготовки.

Сценарий праздника 8 марта (старший дошкольный возраст) 2016 год. Сценарий праздника 8 марта старший дошкольный возраст2016год. Автор: Лебедева Ю. Д. Бабаева Ю. Д. Ведущая: Что такое счастье? Таким.

Утренник «8 Марта» (старший дошкольный возраст) Утренник «8 марта» (старшая группа) Ведущий: Что такое счастье? Таким простым вопросом Пожалуй, задавался не один философ. А на самом.

Видеопрезентация «Медведи России» (старший дошкольный возраст) Самый крупный медведь живущий в России – белый медведь. Белый медведь обитает в одной из самых суровых климатических зон – в краях, прилегающих.

Викторина «Птицы» Старший дошкольный возраст ВИКТОРИНА «ПТИЦЫ» Ведущий: – Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня у нас с вами праздник, посвящённый дню птиц. Я знаю, что вы любите природу,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дошкольный возраст и опережающая профориентация
Опубликовано: 8 марта 2018 в 12:49
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД