Людмила Ушакова
Статья «Развитие мелкой моторики рук как средства обеспечения возможности успешного обучения дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Родителей и воспитателей волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Публикация «Статья „Развитие мелкой моторики рук как средства обеспечения возможности успешного обучения дошкольника“» размещена в разделах
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков и ладоней, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворными текстами и речевками («Сорока», не забывая об элементарных навыках самообслуживания (застегивание, расстегивание пуговиц, завязывание ленточек, шнурков, бантиков куклам.).
На занятиях с дошкольниками обязательно используется система упражнений по развитию мелкой моторики [2] :
пальцевой самомассаж (способствует нормализации мышечного тонуса всего организма);
упражнения на противопоставление большого пальца остальным пальцам руки (способствует расслаблению мускулатуры больших пальцев);
артикуляционно-пальчиковый игротренинг Т. В. Верясовой ;
пальчиковые шаги Тимофеевой Е. Ю., Черновой Е. И. ;
пальчиковую гимнастику Нищевой Н. В. ;
пальчиковый театр;
теневой театр.
В представленной системе упражнений можно выделить четыре содержательных блока:
1 блок. Развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта.
2 блок. Развитие кинестетического компонента двигательного акта.
3 блок. Развитие динамической координации движений.
4 блок. Развитие реципрокной координации движений.
Первый блок, направленный на развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта, состоит из игрового самомассажа кистей рук, активной тренировки пальцев рук (комплекса упражнений) и упражнений-игр. Выбор игрового само-массажа обусловлен его положительным воздействием на кору головного мозга, возможностью предохранять его отдельные зоны от переутомления и равномерно рас-пределять нагрузку. Деятельность рефлекторных окончаний внутренних органов, расположенных на ладонях, активизируется в процессе самомассажа, улучшается функ-циональное состояние всего организма.
В первом блоке при самомассаже ребенку предлагается на импровизированной сцене (пальцах, ладонях, тыльных поверхностях кистей) разыграть веселый спектакль, при этом текст «пьесы» укладывается в четверостишие. Для того чтобы ребенок смог «сыграть» спектакль, необходимо создать яркий образ: содержание используемого массажного приема (механическое воздействие на мышцы) должно соответствовать тексту стихотворения, динамике развития сюжета, его творческой и эмоциональной составляющим.
Например, упражнение «Тёрка», при котором сжатые в кулак пальцы скользят по ладони вверх, вниз, вправо, влево, массируя руку, сопровождается текстом:
Маша маме помогает,
Тёркой свёклу натирает,
Вместе с мамой варит щи,
Ты вкуснее поищи!
Второй блок направлен на развитие кинестетического компонента двигательного акта. Это коррекционная работа, способствующая укреплению мышц и совершенствованию функций кистей и пальцев рук. Кроме общеизвестных упражнений (катание шарика из соленого теста или мячика по наклонной плоскости и др., детям доступны такие упражнения, как «Веселые маляры», «Трусливый зайка», «Курочка пьет воду», «Гусь», «Петушок», «Осы». Например, при выполнении упражнения «Курочка пьет воду» ребенок локтями опирается на стол, все его пальцы вытянуты и собраны в «клювик», а движения выполняются кистями вверх — вниз:
Наша курочка гуляла,
Травку свежую щипала.
И пила водицу
Прямо из корытца.
После выполнения упражнений второго блока переходят к развитию динамической координации движений — ключевой задаче третьего блока.
На этом этапе педагогу следует заострить внимание на поочередном выполнении ребенком движений одной и другой рукой, затем двумя руками одновременно (упражнения «Кулачок», «Человечек бегает», «Бинокль», «Краб», «Здравствуй, пальчик»). Например, уп-ражнение «Краб» выполняется следующим образом: ладонь направлена вниз, указательный и средний пальцы переплетены внутри, большой — направлен к себе («краб»). «Краб» движется по столу вправо- влево путем поочередной перестановки большого и остальных пальцев правой руки, затем большого и остальных пальцев левой руки и, наконец, двумя руками одновременно («крабы»).
Важным аспектом работы по развитию мелкой моторики ребенка являются паль-чиковая гимнастика и пальчиковые игры, представленные в виде веселой инсценировки рифмованных историй-сказок с использованием пальцев («Сорока-Белобока», «Ладушки», «Коза рогатая» и др.). Одним из видов пальчиковых игр без предметов может быть пальчиковый театр «Пальчики-зайчики». Прежде чем приступить к игре, на подушечках всех пальцев правой руки ребенка красками рисуются «зайчики», и пальцы превращаются в зайчиков. После этого начинаются игры — движения, сопровождаемые стихами:
Первого зайца зовут Коротышка (большой пальчик,
Второго зайчишку зовут Торо- пыжка (указательный пальчик,
Третий зайчишка — это Топ- тышка (средний пальчик,
Четвертого зайца назвали Тишка (безымянный пальчик,
А самого младшего — зайка Трусишка (мизинчик).
Практика работы с детьми показала, что пальчиковые игры — это не только интересное и забавное занятие, вызывающее у ребенка положительные эмоции и интерес. В процессе игры у ребенка развивается связная речь, общая координация, совершенствуется мелкая моторика пальцев и кистей рук. Пальчиковые игры способствуют формированию графомоторных навыков, гармоничному умственному развитию детей младшего школьного возраста. [5]
Несомненно повышает интерес у детей к занятиям соответствующая атрибутика, которая украшает игру, делая ее для ребенка привлекательной. В качестве атрибутов могут использоваться знакомые ребенку вещи: варежки или перчатки, с вышитыми на каждом пальце (приклеенными) глазами, носом, ртом или характерными для животных деталями (длинные уши, усы, хвост, хобот и т. д.). Можно использовать:
- небольшие картонные или бумажные фигурки (7—8 см);
- цветные изображения, вырезанные из открыток или журналов, приклеенные на картон, к которым пришивается резинка с диаметром, плотно облегающим основание детских пальчиков [3];
- наперстки или срезанные верхушки со старых детских перчаток («Любимые колпачки» (шапочки) для пальчиков);
- ученические ручки, карандаши, катушки из-под ниток («Качели») [1].
Игры, требующие участия обеих рук, дают возможность формировать у детей ориентировку в пространстве, понятия «право», «лево», «верх», «низ» и т. д. При использовании пальчиковых игр педагогу необходимо соблюдать два важных правила: нагружать пальцы левой и правой рук равномерно; расслаблять пальцы после каждого упражнения (например, потрясти кистями рук).
Четвертый блок ставит задачу развития реципрокной координации движений. Термин «реципрокная координация» (от лат. reciprocus — обоюдный, взаимный) применяется для обозначения сложных форм координации движений. В нейропсихологии специальная проба на реципрокную координацию (попеременное сжимание правой руки с одновременным разжиманием левой) применяется как диагностический прием: нарушенная реципрокная координация указывает на поражение межполушарных связей [4].
В данный блок входят упражнения «Стул», «Стол», «Указатель», «Гнездо», «Прятки», имитация игры на музыкальных инструментах:
В этот блок полезно включать упражнения по изодеятельности:
рисование по трафарету букв, геометрических фигур, штриховка;
обведение контура геометрической фигуры параллельными линиями с последующим уменьшением или увеличением;
рисование по точкам, пунктирным линиям;
рисование двумя руками (одной рукой рисуем круги, другой — квадраты, двумя карандашами;
рисование в воздухе букв, цифр и т. д.
Таким образом, игры, пальчиковый театр и гимнастика для пальчиков способствуют всестороннему развитию ребенка. Они улучшают подвижность пальцев, развивают их силу и гибкость, улучшают почерк; снижают физическую усталость и моральное напряжение во время урока; массируют «активные точки» на пальцах и ладонях. Использование возможностей такой коррекции необходимо как в организованных формах обучения и воспитания детей данной категории, так и в условиях семьи.
Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желания и возможности. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, а занятия приносили детям только положительные эмоции. Для детей с тяжелыми речевыми нарушениями используется педагогическая технология по работе с природным материалом (глинотерапия, воскотерапия, медеигротренинг-упражнения с медными монетами).
Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики рук оказывает положительное влияние:
на речевое развитие детей;
сокращает сроки коррекционного обучения;
положительно влияет на развитие личности ребенка в целом;
может использоваться как технология для развития дошкольников в здоровьесберегающей среде;
применяться родителями и педагогами в работе с детьми как эффективное средство коррекционно-развивающего обучения.
Чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее будет его знакомство с миром, его социализация и интеграция.
Литература
1. Бачина, О. В. Пальчиковая гимнастика с предметами / О. В. Бачина, Н. Ф. Коробова. — М. : АРКТИ, 2012.
2. Зак, Г. Г. Внеклассные формы работы как дополнительное условие повышения самостоятельности при формировании социально-трудовых навыков у младших школьников с нарушениями интеллектуального развития : дис.. канд. пед. наук / Зак Г. Г. — Екатеринбург, 2011.
3. Малюкова, И. Б. Игровой самомассаж кистей рук / И. Б. Малюкова // Начальная школа плюс: до и после. — 2013. — № 2.
4. Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. — СПб. : Прайм-Еврознак, 2004.
5. Узорова, О. В. Пальчиковая гимнастика / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. — М. : АСТ : Астрель, 2012.