МААМ-картинки

Роль классической музыки в жизни дошкольника

Силантьева Татьяна
Роль классической музыки в жизни дошкольника

Статья на тему: «Роль классической музыки

в жизни дошкольника».

Музыка – это необыкновенный мир. Мир мелодий, звуков, образов, эмоций, переживай и впечатлений. Один их наиболее доступных видов восприятия искусства не только взрослыми, но и детьми. Дети имеют интуитивное чувство музыки. Они положительно реагируют на неё уже с раннего возраста. И очень рано начинают воспринимать классическую музыку. Музыка занимает одно из важнейших мест в жизни человека. Ребёнок независимо от темперамента и характера, а также развития способностей, проявляет интерес к звукам вообще и в частности активно реагирует на музыку. Музыку слушают взрослые и дети – классическую и народную, современную, серьёзную и развлекательную. Разобраться в этом потоке музыкального звучания бывает порой очень трудно, особенно детям. Поэтому с раннего возраста необходимо уделять особое внимание правильному музыкальному развитию ребёнка.

Публикация «Роль классической музыки в жизни дошкольника» размещена в разделах

Одним из первых заговорил о необходимости системного музыкального воспитания дошкольников В. М. Бехтерев. Первым поставил вопрос о создании «детской воспитательной музыки», полагая, что правильно организованные занятия позволят детям приобрести навыки в сфере чувств, ума воли. Он считал, что от музыкального воспитания с раннего детства зависит нравственно-эстетическое развитие личности.

Учёные утверждают, что музыка способствует развитию творческого проявления у дошкольников. Поэтому он предлагал давать детям слушать лучшие образцы классической музыки. Б. М. Теплов называет музыку «языком чувств» и говорил, что без эмоционального воздействия музыка не имеет смысла, не выступает перед ребенком как эстетический объект, она является для него выражением чувств, самым точным и определенным. Музыка, сочетанием своих выразительных средств, создает художественный образ, который вызывает ассоциации с явлениями жизни, переживаниями жизни. Характерная особенность музыки заключается в ее эмоциональной выразительности. Музыка с огромной силой и непосредственностью может передавать эмоциональное состояние человека, все богатство чувств и оттенков, соответствующих реальной жизни. Благодаря тому, что музыка представляет собой временной вид искусства в отличие от живописи, скульптуры. Она обладает возможностью передавать смену настроений, переживаний, динамику эмоционально-психологических состояний.

Музыка имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Дети приобщаются к музыкальному искусству, приобретая знания о музыке, умения и навыки. Важно добиться того, чтобы приобретение знаний, умений и навыков стало не самоцелью, а способствовало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, т. е. элементов музыкально-эстетического сознания. Функции музыки разносторонни и многообразны. Музыка является исключительно важным фактом в развитии личности ребенка. Музыка также многообразна, как и жизнь человека.

И всё же, как сориентироваться в таком разнообразии музыки? Можно ли классифицировать музыкальные произведения? Самая простая классификация музыки – Нравится или не нравится? В эти группы могут быть отнесены произведения любых стилей и жанров. Но в искусстве затруднительны объективные оценки. Научной является классификация музыки, в основе которой лежит способ ее существования. Можно выделить классическую, популярную и народную музыку.

Классическая музыка – это образцовые, совершенные (классические) произведения, сохраняющие значение и силу воздействия на слушателя вне существующего времени. А музыкальные шедевры формируют у ребенка эталоны красоты, основы эстетического вкуса, представления об идеале. Получая с детства художественно полноценные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций классической музыки, постигает «интонационный словарь» музыки разных эпох и стилей.

Но, наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную музыку, которая звучит повсюду и культивируется интернетом и телевизором, слышат и наши дети. Ритмы, сверхвысокие и сверхнизкие частоты, невыносимая громкость, «попадают» в область подсознания. Они, в том числе, оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние ребёнка, разрушают его душу, интеллект, личность.

Педагоги и родители должны сделать все возможное, чтобы максимально оградить от такой музыки детей, дать им возможность узнать и полюбить другую – настоящую – музыку. Начиная с дошкольного детства необходимо формировать музыкальный вкус, подлинные эстетические ценности и вкусы.

Как же привить этот интерес к классической музыке? Всё начинается с семьи. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека. Музыка, которую слушает будущая мама, а в последствии, и сам малыш оказывает влияние на самочувствие ребенка, а может быть, уже формирует вкусы и предпочтения. Уже в этот период важно слушать классическую музыку. Музыку великих. композиторов. Такая музыка, звучащая в течение дня обогащает музыкальный опыт детей и развивает детские интересы. Необходимо использование многообразия музыкальных классических произведений путем включения их в повседневную жизнь детей. Утром на пробуждение. Днем, как фот во время игр, а вечером как способ успокоения и отход ко сну.

А сейчас разберем с вами и сам дошкольный период. В большинстве случаем в это период дети ходят в детский сад. И самым значимым и более раскрываемым этот Для того, сделать общение детей с музыкой радостным и увлекательным нужно с умом подходить к подбору музыкального репертуара для слушания. Музыка должна привлекать детей и вызывать у них эмоциональный отклик. Разный уровень музыкального и общего развития детей, их природные возможности, необходимо учитывать педагогу и особое внимание должен уделять отбору материала для работы с детьми - музыки для слушания. Репертуар для слушания должен удовлетворять двум важным требованиям - художественности и доступности. Серьезный подход к использованию высокохудожественных музыкальных произведений позволяет формировать у детей интонационный музыкальный опыт, создавая в представлении ребенка эталоны красоты. Что об этом говорила музыковед В. Н. Шацкая: «С самого начала мы должны, работая с детьми, иметь дело с искусством, а не с жалкими суррогатами его».

Одним из критериев доступности музыки для восприятия дошкольниками, который основывается на использовании программно- изобразительных образов, близких детям (образы природы, сказочные персонажи, образы животных и птиц и т. д.). Программно-изобразительная музыка.

Она «рисует» конкретные образы, которые особенно близки к реальной жизни, окружающей детей. Этот вид музыки очень привлекателен для детей и доступен для восприятия. Детям дошкольного возраста понятна музыка, воплощающая образы природы. Даже название пьес раскрывает их содержание. Слушая такую музыку,ребята прекрасно чувствуют, что хотел выразить в ней композитор, рисуют в своем воображении картины природы («Подснежник» (апрель, «Белые ночи» (май, «Баркарола» (июнь, «Осенняя песня» (октябрь) из фортепианного цикла п. И. Чайковского «Времени года», концертный цикл А. Вивальди «Времена года», «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига, «Океан-море синее» - вступление к опере «Садко» Н. А. Римского-Корсакова и т. д.).

Превосходно дети воспринимают музыкальные произведения, рисующие сказочных персонажей «Шествие гномов» («В пещере горного Короля» и из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига, музыкальные характеристики белочки, тридцати трех богатырей и Царевны-Лебедь из оперы «Сказка о царе Султане» Н. А. Римского-Корсакова, «Гном» и «Избушка на курьих ножках» «Баба-Яга» из цикла «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского, «Кикимора» А. К. Лядова и т. д.).

А также, дети легко воспринимают музыку, рисующую образы животных и птиц («Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Султане», пьесы из цикла «Карнавал животных» К. Сен-Санса, «Песня и пляска птиц» из оперы «Снегурочка» и «Песня жаворонка» (март) из фортепианного цикла П. И. Чайковского «Времена года» и т. д.).

Необходимо, чтобы дети, слушая программную музыку, различали эмоции и настроения, учились раскрывать ее выразительные возможности, выраженные в произведении. В этом очень важен эмоциональный опыт дошкольников - способность сопереживать чувствам, которые выражены в произведении. Для восприятия детям доступна музыка, выражающая настроение, например, веселое :«Свадебный марш» Ф. Мендельсона; «Веселый крестьянин» Р. Шумана, «Полька» М. И. Глинки. Грустное : «Жалоба» А. Т. Гречанинова, «Первая утрата» Р. Шумана, торжественное «Песня о Родине» И. О. Дунаевского).

Утверждения ученых и многочисленные исследования психологов о том, что музыка является лекарством для человека (снижает психо- эмоциональное напряжение, что очень важно в наше непростое время; повышает показатели невербального и вербального интеллекта; улучшает внимание и моторную координацию; а положительные эмоции от слушания музыки стимулируют мотивацию и пробуждают интерес к миру) подтверждают мысль о том, что роль высокой музыки, правильной, классической очень велика. Она не только формирует музыкальный вкус, музыкально-эстетическую культуру, расширяет кругозор, но что самое главное играет огромную роль в становлении гармонично-развитой личности ребёнка.

Публикации по теме:

Фотоотчет о развлечении к Международному Дню классической музыки «Карнавал животных»Фотоотчет о развлечении к Международному Дню классической музыки «Карнавал животных» В нашем детском саду в конце октября прошло развлечение в подготовительных группах, посвященное Дню классической музыки. Дети познакомились.

Консультация для педагогов и родителей о роли классической музыкиКонсультация для педагогов и родителей о роли классической музыки Что важнее – любить или понимать музыку? "Из кабинета заведующего вышла, хлопнул дверью, музыкальный руководитель (её я знала по встречам.

Консультация для родителей «Музыкальное воспитание и роль музыки в жизни ребёнка», приуроченная к Международному Дню музыкиКонсультация для родителей «Музыкальное воспитание и роль музыки в жизни ребёнка», приуроченная к Международному Дню музыки Музыка является одним из средств художественного, нравственного и эстетического воспитания детей. Сила музыкального воздействия на человека.

Консультация для родителей «Роль музыки в жизни современного ребенка» Роль музыки в жизни современного ребенка. Консультация для родителей С самого раннего возраста дети очень чутко и эмоционально реагируют.

Консультация «Роль куклы в жизни ребенка дошкольника»Консультация «Роль куклы в жизни ребенка дошкольника» Куклы занимают особое место среди игрушек детей, т. к. кукла задействует особые функции в развитии психики ребёнка. Одна из таких функций.

Консультация «Роль сказки в жизни дошкольника»Консультация «Роль сказки в жизни дошкольника» Роль сказки в жизни дошкольника «Сказка - складка, послушать сладко.» В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое.

Необычный концерт классической музыки для дошкольников (с видеофрагментами)Необычный концерт классической музыки для дошкольников (с видеофрагментами) Хочу рассказать вам о великолепном концерте, который вчера дал Симфонический оркестр Колледжа им. Гнесиных Г. для детей дошкольного возраста.

Роль кукольного театра в жизни дошкольникаРоль кукольного театра в жизни дошкольника Театр – волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей.

Роль театра в жизни дошкольникаРоль театра в жизни дошкольника Роль театра в жизни дошкольника Эмоции, или чувства, играют важную роль в жизни детей. Положительные эмоции — удовольствие, радость,.

Воспитание у детей чувства прекрасного посредством классической музыкиВоспитание у детей чувства прекрасного посредством классической музыки Недавно мы приглашали в сад артистов Самарской консерватории. К нам приезжали три солистки. Две играли на скрипке и одна на фортепьяно.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Роль классической музыки в жизни дошкольника
Опубликовано: 27 ноября 2022 в 23:23
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД