Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Возрастные кризисы и их роль в развитии детей»

Антонина Воронова
Консультация для воспитателей «Возрастные кризисы и их роль в развитии детей»

Все знают, что в развитии детей бывают особые трудные периоды- кризисы. Что же такое кризисы развития?

Кризисы развития - это относительно короткие (от нескольких месяцев до года) периоды в жизни человека, в течение которых он очень заметно меняется, становится другим, поднимается на новую жизненную ступень.

Публикация «Консультация для воспитателей „Возрастные кризисы и их роль в развитии детей“» размещена в разделах

В относительно короткое время (от рождения до поступления в школу) ребенок переживает 4 кризиса и три стабильных периода. Это : кризис новорожденности, младенчество, кризис одного года, раннее детство, кризис 3 лет, дошкольное детство, кризис 7 лет. Стабильные периоды у детей длятся от нескольких месяцев, до3-4 лет. Можно сказать, что продолжительность кризисов и стабильных периодов в детстве - длятся примерно одинаково.

Во время каждого кризиса почти неизбежно возникают те или иные проблемы. Бывает, что у ребенка появляется только слегка повышенная тревожность, или какой – нибудь умеренно выраженный страх. Часто повышенная возбудимость выражается в упрямстве, обидчивости. Иногда появляется излишняя двигательная активность. Чаще всего такая активность заканчивается каким-нибудь неприятным происшествием-ссорой, ушибом и слезами по этому поводу.

Взрослые не всегда знают, как реагировать на плохое поведение ребенка. Часто вместо того, чтобы найти ребенку подходящее занятие, приласкать его или твердо остановить. Родители начинают бороться с возникшей воспитательной проблемой. Они могут идти при этом двумя путями.

Первый путь – это терпеть все выходки ребенка, не раздражаться. Но, как правило, терпение лопнет и последует наказание суровее, чем хотели бы родители и чем ожидал сам ребенок.

Второй путь - при каждом проявлении нежелательного поведения пытаться правильно (с точки зрения родителя) отреагировать на него, осудить его, заставить сделать как надо, добиться раскаяния и обещания больше так не делать.

Какая из этих линий родительского поведения менее вредна - сказать трудно. Вероятно, обе они ни к чему хорошему не приведут. Получается своего рода заколдованный круг- взрослый поддерживает в себе состояние «полной боевой готовности», ожидая, что ребенок «опять начнет», и собираясь в зависимости от позиции или опять терпеть или дать отпор. А ребенок не заставляет долго ждать - ведь вся ситуация общения со старшими повторяется изо дня в день и стала привычной. Взаимные ожидания оправдываются. Сделан еще один оборот по замкнутому кругу. Было бы наивно со стороны взрослого ждать, что маленький ребенок будет пытаться изменить свое поведение, даже если удастся ему объяснить, что он поступает неправильно.

Также глупо думать, что борясь с ребенком, можно победить его с пользой для его воспитания.

Как же может взрослый попытаться разорвать, заколдованный круг, возникший и укрепивший в результате конфликтного общения с ребенком?

Это очень сложно. Но нужно набраться терпения и приложить максимум усилий.

Часто очень ценным может оказаться изменение, хотя бы временное, привычных ситуаций, провоцирующих конфликты с ребенком. Это, конечно требует усилий, времени и выдумки. Изменение как бы предупреждает развитие привычной конфликтной ситуации. Любой момент повседневной жизни - одевание, укладывание спать, еду, сборы на прогулку и с улицы домой - можно сделать интересным для ребенка. Например, непослушные волосы можно «победить с помощью новой особенной расчески. На каше можно нарисовать вареньем рожицу. Умывание превратить в поход к реке и. т. д. Важное условие взрослый должен получать удовольствие от игры с ребенком, увлечься придумыванием сюжета.

Конечно, ребенок не переменится, как по волшебству. Взрослым нужно продумывать способы избегания конфликтов. При каждой возможности ребенок будет по инерции демонстрировать все те же фокусы, провоцируя вас на новый конфликт. Ваше дело устоять и не отчаиваться при неизбежных срывах. Усилия необходимые для бесконфликтного существования, вначале очень значительные, будут постепенно уменьшаться. Вы должны ориентироваться на интересы и чувства ребенка и делать все не только для его физического благополучия и умственного развития, но и для того, что бы он был счастлив и ему было интересно.

В качестве снятия психологического напряжения, особенно у тревожных детей хорошо подходят игры с водой, песком, психогимнастические упражнения.

Родители и взрослые, общающиеся с ребенком, должны помнить, что ребенок требует большого терпения, больших духовных сил, педагогического такта, ответственности.

Литература:

1. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников. /А. Д. Кошелева, В. И. Пергуда, О. А. Шаграева. -М. : Просвещение, 2002.

2. Эмоциональное развитие дошкольника : Пособие для воспитателей детского сада А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева и др, под ред А. Д. Кошелевой- М. :Просвещение 1985.

3. Леонтьева, Н. К. Теории развития личности. /Н. К. Леонтьева. – М. : Просвещение, 1982.

Публикации по теме:

«Роль сказки в воспитании детей» (Статья для родительского уголка) Роль сказки в воспитании детей В нашей статье мы постараемся рассказать читателям о ценности использования сказки как метода воспитания.

Доклад на педагогический совет на тему: «Роль детской книги в речевом развитии детей». Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта,.

Роль игры в сенсомоторном развитии детей. Роль игры в сенсомоторном развитии детей. Сенсомоторное   развитие – это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах.

Роль раскрасок в раннем развитии детей Использование раскрасок в процессе обучения показывает, что обучение и развлечение могут быть легко интегрированы. Думаю, что никто не будет.

Роль учителя-логопеда в физическом развитии детей Роль учителя – логопеда в физическом развитии детей. В первые годы жизни речь ребенка развивается стремительными темпами, и уже к пяти.

План самообразования на тему «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей дошкольного возраста» Тема: «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей дошкольного возраста». Цель: Научить детей говорить четко, чисто и правильно,.

Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками» Статья на педагогическую тематику. Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»Автор: Ефимова.

Статья «Роль театра в жизни детей» Роль театра в жизни детей. Впервые я увидела их, людей в красивых костюмах, забавно двигающихся, с идеально поставленной речью, на фоне.

Статья «Роль загадок в развитии детей дошкольного возраста» «Роль загадок в развитии детей дошкольного возраста» Жизнь полна загадок и секретов, и мы с раннего детства пытаемся разгадать их. Необходимо.

Роль воспитателя в формировании звуковой культуры речи в разные возрастные периоды Форма проведения: лекция Цель: повышение педагогической грамотности родителей в формировании звуковой культуры речи у детей Задачи: 1. Познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Возрастные кризисы и их роль в развитии детей»
Опубликовано: 6 сентября 2015 в 14:23
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД