Получи документы

Эпос «Олонхо» как основа развития ценностного потенциала личности детей

Анна Дыдырысова
Эпос «Олонхо» как основа развития ценностного потенциала личности детей

ЭПОС ОЛОНХО КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ

(на материале научного труда Баишевой М. И.

«Этнопедагогические воззрения народа саха»)

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы развития ценностного потенциала личности детей. Представлены результаты исследования развития ценностного потенциала личности детей на основе олонхо. Уделяется внимание на «Модель развития ценностного потенциала личности детей (на материале олонхо)».

Публикация «Эпос „Олонхо“ как основа развития ценностного потенциала личности детей» размещена в разделах

Ключевые слова: олонхо, этнопедагогика, духовные ценности, ценностный потенциал, модель.

EPOS OLONKHO AS A BASIS FOR THE DEVELOPMENT

OF THE VALUE POTENTIAL OF CHILDREN PERSONALITY

(on the material of scientific work Baisheva M.I.

«Ethnopedagogical views of the Sakha people»)

Annotation. The article deals with the development of the value potential of the personality of children. The results of the study of the development of the value potential of children's personality on the basis of olonkho are presented. Attention is paid to the “Model of development of the value potential of the personality of children (on the material of the olonkho)”.

Key words : olonkho, ethnopedagogy, spiritual values, value potential, model.

Актуальность исследования. В настоящее время актуальным в духовно-нравственном воспитании является проблема развития личности ребенка. При этом особое внимание уделяется воспитанию подрастающего поколения на началах народной педагогики. Национальные и общечеловеческие ценности имеют огромное значение в воспитании достойной личности.

При этом ценностный потенциал личности детей понимается как система свойств, составляющая основу личностного развития и обеспечивающий соответствующий уровень достижений в различных видах деятельности.

Олонхо как этнопедагогический фактор духовно-нравственного воспитания является эффективным средством в развитии ценностного потенциала личности детей.

Монография М. И. Баишевой «Этнопедагогические воззрения народа саха на материале олонхо» (2004г.) основана на принципах народной педагогики. Основным ядром исследования является развития ценностного потенциала личности. В ней убедительно настаивается понимание сути олонхо как источника и средства воспитания, основы духовного возрождения национальной культуры, ориентированной на общечеловеческие ценности. Изучение эпоса олонхо автор рассматривает как средство гармонического развития и духовно богатой личности.

Новизна научного труда состоит в разработке модели на основе материале олонхо.

Важнейшим вопросам развития ценностного потенциала личности детей, непосредственно связанного на основе олонхо посвящена глава 3 «Содержание и технология развития ценностного потенциала личности детей нас основе олонхо». В главе 3 подробно раскрыты:

- модель развития ценностного потенциала личности детей на основе олонхо;

- формы и методы развития ценностного потенциала личности детей 5-8 лет на основе олонхо;

- динамика развития ценностного потенциала личности детей 5-8 лет на основе олонхо.

Анализируя психолого-педагогические труды О. В. Акуловой, А. Г. Гогоберидзе, В. И. Логиновой, В. А. Сухомлинского, Л. Н. Толстого, А. П. Усовой, К. Д. Ушинского, автор монографии автор разрабатывает модель «Модель развития ценностного потенциала личности детей (на материале олонхо)».

В предложенной модели на основе олонхо определены следующие подходы: ценностно-смысловой, гуманистический, культурологический, философско-антропологический, личностно-ориентированный и деятельностный. В содержании модели основополагающим является идея девяти тускулов – программа воспитания совершенного человека.

В монографии олонхо рассматривается как источник развития духовно-нравственных, гуманистических основ личности.

Для духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста мы разработали тематический план фольклорного кружка «Страна олонхо».

Духовно-нравственное воспитание в фольклорном кружке основано на следующих принципах:

- духовный ориентир – построение жизни на основах национальной традиции и культуры, уклонение от зла и выбор добра;

- гуманистический принцип – формирование положительного отношения к окружающему миру и людям, сочувствие и сострадание;

- культурологический принцип – соответствие с национальной культурой, ценностями и традициями;

- государственный принцип – воспитание осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

Цель духовного-нравственного воспитания в фольклорном кружке: формирование нравственной личности, развитие ценностного потенциала личности детей, приобщение к традиции и культуре своего народа путем приобщения к олонхо.

В связи с этим выделили следующие задачи:

- познание и прививание национальной культуры и традиций народа саха;

- раскрытие способностей и талантов ребенка;

- воспитывать гармоничное, позитивное и гуманистическое.

Духовно-нравственное воспитание детей к ценности эпоса олонхо показано на примере олонхо «Нюргун Боотур».

Реализация плана проводится поэтапно.

1 этап – ознакомление с образами и сюжетной композицией олонхо. Творческая работа на тему «Герой олонхо» - рисование детьми героя олонхо.

2 этап – чтение текста олонхо педагогом детям. Диалоговая беседа с детьми. Разучивание детьми отрывка из олонхо.

3 этап – постановка театрализованного представления на праздничном мероприятии «Ысыах».

В якутском эпосе отражаются отношения и закономерности из прожитой жизни предков. Сюжет олонхо строится на героическом подвиге и борьбе Айыы айма5а – верховные божества живущие в Верхнем мире с Абааьы айма5а – существа из Нижнего, подземного мира. В олонхо содержание эпитетов, гипербол, антитез, пословиц, поговорок, пословиц, афоризмов развивает творческое и логическое мышление детей. Следовательно, через ознакомление с образами и сюжетную композицию олонхо происходит нравственное воспитание и развитие ребенка.

Автор подробно раскрывает содержание олонхо – самый крупный эпический жанр народа саха [1]. В якутском эпосе отражаются отношения и закономерности из прожитой жизни предков. Сюжет олонхо строится на героическом подвиге и борьбе Айыы айма5а – верховные божества живущие в Верхнем мире с Абааьы айма5а – существа из Нижнего, подземного мира. В олонхо содержание эпитетов, гипербол, антитез, пословиц, поговорок, пословиц, афоризмов развивает творческое и логическое мышление детей. Следовательно, через ознакомление с образами и сюжетную композицию олонхо происходит нравственное воспитание и развитие ребенка.

В монографии предложены формы и методы развития ценностного потенциала личности детей на основе олонхо, которые способствовали качественному выявлению уровней представления детей об олонхо и развития ценностного потенциала личности детей.

Таким образом, в результате работы фольклорного кружка «Страна олонхо» выявлена положительная динамика роста у детей сущностных личностных качеств, развитие творческой активности.

Автор подчеркивает что, при правильном выборе педагогических условий и их механизме реализации способствует творческому осмыслению содержания эпоса олонхо, раскрытию и развитию личностного потенциала каждого ребенка.

Таким образом, можно сделать вывод, что разработанная модель выявил эффективность развития ценностного потенциала личности детей на материале олонхо.

Список литературы:

1. Баишева М. И. Этнопедагогические воззрения народа саха: на материале олонхо / М. И. Баишева, А. А. Григорьева. – Новосибирск:Наука, 2008. – 168 с.

2. Бравина Р. И. Человек и судьба. – Якутск: Бичик, 2002.

3. Неустроев Н. Д. Этнопедагогика народов Севера: Учеб. пособие по спец-курсу для подготовки учителей школ коренных народов Севера. – Якутск: ИПКРО, 1999.

4. Уткин К. Д. Культура народа саха: Этнофилософский аспект. – Якутск: Бичик, 1998.

5. Чехордуна Е. П. Язык олонхо. - Якутск: Бичик, 1999.

Публикации по теме:

Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника «Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности» Бессоновка – село, богатое культурными традициями. В.

«Творчество, как один из показателей развития личности».«Творчество, как один из показателей развития личности». «Творчество – один из существенных показателей развития личности, а воображение – основа творческой деятельности». (А. Н. Леонтьев) Открытие.

Фотоотчет о родительском собрании «Игра как основа развития речи дошкольника»Фотоотчет о родительском собрании «Игра как основа развития речи дошкольника» Учитывая то, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит.

Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Цель: Моей работы направлена на сохранение и укрепление здоровья детей;.

Песочная терапия «Живой песок» для развития мелкой моторики рук, творческого потенциала дошкольниковПесочная терапия «Живой песок» для развития мелкой моторики рук, творческого потенциала дошкольников Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка! К. Д. Ушинский Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего.

План саморазвития «Былинный эпос как средство приобщения детей к культуре своего народа». Подготовительная группаПлан саморазвития «Былинный эпос как средство приобщения детей к культуре своего народа». Подготовительная группа Зуева Людмила Анатольевна, воспитатель МБДОУ № 41 Нижегородская область, г. о. г. Шахунья. Проблема нравственно-патриотического воспитания.

Раскрытие потенциала личности дошкольников, через организацию кружковой работы «Умелые ручки»Раскрытие потенциала личности дошкольников, через организацию кружковой работы «Умелые ручки» Таланты трудно распознать, Не всякий может в них поверить. Таланты надо воспитать, Их надо развивать, в них верить. Простую истину признать.

Роль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнкаРоль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнка Театрализованная деятельность доставляет детям много радости, привлекая своей яркостью, красочностью, динамикой и располагает целым комплексом.

Сенсорная коробка, как основа речевого развития ребенкаСенсорная коробка, как основа речевого развития ребенка Актуальность. Сенсорное воспитание в трудах ученых освещалось как одно из важных направлений развития детей дошкольного возраста. Для.

Эссе «Социальная психология как основа профессионального становления и личностного развития психолога в образовании» Необходимость изучения социальной психологии, стала для меня острым и актуальным вопросом. Например, зачем психологу аппарат социальной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эпос «Олонхо» как основа развития ценностного потенциала личности детей
Опубликовано: 9 октября 2020 в 10:36
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД