Папки-передвижки

Народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников

Наталья Леонова
Народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников

Цель статьи: раскрыть важность народных подвижных игр в физическом воспитании детей дошкольного возраста.

Что такое детская игра? В чем ее сущность? Каковы ее источники? Прежде всего, нужно помнить, что игра—явление весьма широкое. Играют не только дети, но и взрослые; играют не только люди, но и животные. Молодые животные—щенки, котята, медвежата — так же страстно любят игру, как и наши дети; она доставляет им не мене удовольствия, чем детям.

Публикация «Народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников» размещена в разделах

Детская игра, занимающая по количеству времени не малое место в жизни детей играет важную роль в их дальнейшем развитии и заложена в природе человека, является естественным спутником в жизни ребёнка, источником радостных эмоций, обладающая великой воспитательной силой.

Самые первоначальные игры малышей, по сути своей, являются подвижными. У младенцев они состоят из упражнений, преимущественно, рук, ног и других частей тела. Ребенок охотно перебирает свои пальцы на руках, захватывает ногу и тащит ее в рот, переворачивается с боку на бок, наклоняет в разные стороны голову и пр.

У детей постарше игры развивающие тело не прекращаются, а развиваются в целые системы стройных движений. Возникают игры и состязания быстроты бега, его продолжительности, бега по ровному месту, в гору, под гору и т. д. Игра содействует, главным образом, развитию физической силы, ловкости и проворства, помогают детям овладеть своим телом и воспитывает характер.

Каждый народ, в зависимости от социально-экономических условий своего развития, географического положения исторически вырабатывал самобытные виды подвижных игр, развлечений и забав, способы их выполнения, которые потом составили своеобразные системы национального физического воспитания.

Мудрость народных игр состоит в том, что в них сохраняются те средства, методы, формы, и приёмы, которые актуальны и эффективны в физическом воспитании подрастающего поколения в настоящее время.

Народные игры образны, поэтому они увлекают преимущественно детей дошкольного возраста. Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, опасения, что побуждает к осторожности, этим увлекают детей. Детей также привлекает в народных играх разнообразные действия и ситуации, динамичность и эмоциональность, а также возможность приобрести те навыки, которыми владеют взрослые.

В процессе игры развиваются :

- психологические процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление,

речь, дисциплинированность,

- волевые процессы и рефлексы (ребенок учится ставить цель и добиваться ее,

- психофизические качества (быстрота, выносливость, ловкость, сила, гибкость).

Подбирая для детей подвижные игры, прежде всего, учитываю их возраст и индивидуальные особенности. Для начала использую игры с простыми правилами, где игровые действия каждого ребёнка не зависят от действий остальных участников. Игроки находятся вместе, но каждый из них выполняет свою задачу, стараясь проявить ловкость, быстроту и умение действовать строго по сигналу. Чтобы игра была интересной и увлекательной можно изготовить атрибуты игры.

Например:

1). Игра «Гуси-лебеди» (русская народная игра)

Правилами игры предусмотрено, что «волк» ловит «гусей» только после того, как подан сигнал, т. е. «хозяин» позвал «гусей» домой. «Волк» должен проявить быстроту и ловкость, чтобы поймать «гусей», а «гуси» должны проявить быстроту и ловкость, чтобы убежать от «волка» и попасть домой.

2). Игра «Горелки» (русская народная игра)

Содержание игры : играющие становятся в колонны парами, впереди колонны ведущий. Дети хором произносят:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо –

Птички летят.

Колокольчики звенят!

Раз, два, три – беги!

С последним словом, дети, стоящие в последней паре, отпускают руки и бегут в начало колоны – один слева, другой справа. Водящий пытается поймать (засолить) одного из них прежде, чем дети успеют встретиться и взяться за руки впереди него. Если водящему удается это сделать, он с пойманным берутся за руки и становятся впереди колонны. Оставшийся бес пары становиться водящим.

3). Игра «Рыбак» (русская народная игра)

Содержание игры : дети становятся по кругу на небольшом расстоянии друг от друга. В центре круга «рыбак» (воспитатель, впоследствии выбирается ребенок). Он вращает по кругу шнур на высоте 10 – 15 сантиметров, к кольцу, которого привязан мешочек с песком. Играющие внимательно следят за мешком, при его приближении подпрыгивают вверх, чтобы мешочек не коснулся ног. Тот, кого мешочек заденет, делает шаг назад и временно выбывает из игры. Через некоторое время делается небольшой перерыв, «рыбак» подсчитывает улов. Затем игра возобновляется, в ней снова участвуют все дети.

Сначала шнур вращается так, чтобы мешочек поднимался невысоко. Если дети справляются с заданием мешочек можно поднять немного выше. Вращать шнур можно не только почасовой стрелке, но и против нее, но не в очень быстром темпе.

4). Игра «Охотники и звери» (русская народная игра)

Содержание игры : дети делятся на две команды: охотники и звери. Могут разделиться как по жеребьевке, таки по желанию. Охотники образуют круг, а звери становятся в центр круга. Охотники перебрасывают дрыг другу мяч и пытаются попасть им в убегающих зверей. Тот, кого заденет мяч, считается подстреленным и выходит из круга. Через некоторое время «охотники» подсчитывают свои трофеи. Играющие меняются местами.

5). Игра «Ловишка» (русская народная игра) для детей 4 -6 лет.

Содержание игры : детям раздаются ленточки, которые прикрепляются к поясу ребенка сзади. Произносится текст:

Мы веселые ребята,

Любим бегать и играть,

Ты попробуй нас догнать!

Дети разбегаются. «Ловишка», которого выбирают перед игрой, догоняет детей и забирает у них ленточки. После слов взрослого: «Раз, два, три, в круг беги!», дети собираются в кругу и подсчитывают, сколько «Ловишка» собрал ленточек.

Так же дети любят, и я с ними играю в народные игры :

«Золотые ворота», «Краски», «Третий лишний», «Совушка», «Колечко», «Салки», «Белка на дереве», «Чай, чай, выручай!», «Красное знамя», «Гуси - Лебеди», «У медведя во бору», «Два Мороза», «Двенадцать палочек», «Волк во рву», «Бабка - Ёжка», «Мышеловка», «Караси и щука», «Прятки», «Картошка», «Охотники и утки», «Вытолкни из круга».

Эти игры воспитывают любовь к родному языку, обычаям, нравам народа. Также развивают ловкость, смелость, чувство коллективизма, содействуют укреплению организма детей. Игры приносят радость, через игру ребёнок познаёт действительность окружающего мира.

Список литературы:

1. Кенеман А. В., «народные подвижные игры». Издательство «Просвещение», Москва 2010.

2. Иванчикова Р. В., «Народные игры с детьми». Дошкольное воспитание, 2011 г.

3. Кудрявцев В. А., «Народная подвижная игра как источник духовного и физического роста в дошкольном возрасте». Дошкольное воспитание. 2003г.

4. Павлова Л. И., «Значение народных подвижных игр в физическом развитии дошкольника». Дошкольное воспитание. 2014 г.

5. Литвинова И. Н., «Детские народные подвижные игры». М., 2015 г.

6. Вавилова Е. Н., «Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость» - Пособие для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 2007 г.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Русские народные подвижные игры» Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд,.

Лэпбук «Народные подвижные игры»Лэпбук «Народные подвижные игры» Лэпбук "Народные подвижные игры"Уже всем известен этот довольно новый вид дидактических пособий - ЛЭПБУК, который переводится как "книга.

Мастер-класс «Игровая деятельность дошкольников в физическом воспитании и оздоровлении»Мастер-класс «Игровая деятельность дошкольников в физическом воспитании и оздоровлении» 30 апреля 2019 года на базе МБДОУ № 120 состоялась методическая мастерская по направлению "Физическое развитие дошкольников в условиях.

Стенгазета «Народные хакасские подвижные игры»Стенгазета «Народные хакасские подвижные игры» Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют.

Народные игры для дошкольниковНародные игры для дошкольников Ребенок, придя в этот мир впитывает в себя все человеческие способы общения,поведения,отношения,используя для этого собственные наблюдения,выводы.

Подвижные игры для дошкольниковПодвижные игры для дошкольников Предложенные игры можно проводить во время прогулки с детьми дошкольного возраста. А также можно организовать игры в группе, во время проведения.

Подвижные игры для дошкольниковПодвижные игры для дошкольников Важное место в работе с дошкольниками занимают подвижные игры, игровые упражнения и задания. Благодаря организации подвижных игр у детей.

Подвижные игры и игровые упражнения в зимний период на прогулке для старших дошкольниковПодвижные игры и игровые упражнения в зимний период на прогулке для старших дошкольников Подвижные игры на прогулке зимой-это очень замечательно!Зимой холодно и поэтому намного лучше не стоять на месте и не прогуливаться,а двигаться.

Подвижные игры с речевым сопровождением для дошкольников с ТНР по ФГОС Подвижные игры с речевым сопровождением для дошкольников с ТНР по ФГОС  Уважаемые коллеги хочется поделиться с вами моими разработками подвижных игр на осеннюю тематику, которые я часто использую с детьми с.

Сюжетные подвижные игры для дошкольниковСюжетные подвижные игры для дошкольников Подвижные игры имеют большое значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Игры можно использовать непосредственно на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников
Опубликовано: 22 марта 2020 в 13:33
+42Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД