Лариса Комарова
Обеспечение вариативности ООПДО в рамках части формируемой участниками образовательного процесса. Описание опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад в село Колесниково является структурным подразделением школы. Одной из годовых задач в нашем саду вот уже второй год подряд является систематизация работы по патриотическому воспитанию посредством знакомства детей с историей России и развития у дошкольников гендерной, семейной и гражданской принадлежности.
Постановка данной годовой задачи не случайна. Еще недавно нам казалось, что вопрос патриотизма в нашей стране давно решен. И вот теперь мы сталкиваемся с явлениями, которые каждого честного человека глубоко ранят. Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены. А новые не имеют четких очертаний.
Публикация «Обеспечение вариативности ООПДО в рамках части формируемой участниками образовательного процесса, Описание опыта работы» размещена в разделах
За последнее время в следствие продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни произошёл резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. Поэтому в настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы сознанию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России.
Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма дошкольника необходимы следующие условия: подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей, тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семей, в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников, вовлечение членов семей в педагогический процесс, создание в детском саду и семье предметно развивающей среды.
Таким образом, «С чего начинается Родина?» - с воспитания у ребёнка любви к самому близкому, к родному дому, детскому саду, селу.
Основным блоком второй части основной общеобразовательной программы является раздел «Край родной, навеки милый».
Основная цель: воспитание чувства гордости, любви к родному краю, к его историческому прошлому, развитие познавательных интересов.
Задачи:
Знакомство с историческим прошлым края
Формирование начальных туристических навыков
Развитие умения видеть и ценить прекрасное в результатах труда человека, формирование интереса к культуре народов края
Основной блок включает в себя десять основных направлений, объединенных взаимосвязанными темами. Это:
1. Введение в изучение родного края
2. Наш край в прошлом
3. Деревенька моя родная
4. Простейший туризм в окрестностях
5. Заводоуковская земля
6. Из истории города Тюмени
7. Тюмень – город мастеров
8. Тюменский Север
9. Сокровища Сибири
10. Жемчужины Сибири
Работу по данному направлению началась в прошлом учебном году. Вся работа проводилась в тесном сотрудничестве с родителями, местным краеведческим музеем и сельской библиотекой. С детьми проводили фольклорные праздники и развлечения: «Масленица широкая», «Благовещенье», «Иван-Купала», фестиваль русских народных игр, Праздник русской косы, посиделки «Вечерком у пряслица», которые были направлены на введение детей в изучение народного фольклора. Большим открытием для детей стала экскурсия в местный краеведческий музей 9 мая. Рассказ о подвиге Героя Советского Союза Федорова еще долго обсуждался детьми, переносился в ролевые игры. В летний период по селу проводились экскурсии, дети знакомились с важными местами села и интересными людьми. Итогом этих экскурсий стал коллективный альбом, состоящий из рисунков детей и фотографий родителей «Место, где я живу». Дети, вместе с родителями исследовали происхождение своей фамилии, устанавливали родственные связи, что вылилось в большую выставку «Моя родословная», приуроченную ко Дню села. Накопленный педагогами опыт и интерес детей позволил организовать в детском саду кружок «Юный краевед». Включение детей и родителей в образовательную деятельность по изучению родного края происходит за счет совместных проблемных и исследовательских задач, дидактических игр, презентаций, виртуальных экскурсий, туристических и экскурсионных маршрутов.
В нашем детском саду много хороших традиций, одна из них – это встреча с интересным человеком. На таких встречах дети много интересного узнают о профессиях нашего села. Такие встречи полезны тем, что ребята испытывают гордость за своих родителей, формируется сплочение семьи, а ведь семья это самое дорогое, что есть в жизни каждого человека.
Одна из форм работы с детьми – продуктивная творческая деятельность, которая включает рисовании, аппликацию, ручной труд; позволяет закрепить знания детей, полученные в результате занятий, бесед, формирующееся у них отношение к окружающему, воспитывать чувство ответственности за свою работу, бережное отношение к результатам своего труда и труда других. Итогами такой деятельности стали выставки рисунков «Вместе весело живем», «Мама, папа и я», семейных альбомов «Моя семья – мое богатство», коллективной фотовыставки «Село мое родное».
Таким образом, чувство любви к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю, интереса к доступным пониманию детей явлениям общественной жизни, осознания причастности к судьбе своей малой Родины.
Результатом данной работы является ребенок, осознающий себя гражданином, не только в современном, но и в историческом пространстве села и страны. Он любит свою Родину, свою семью, своих сверстников, хочет сделать жизнь лучше, достойнее и красивее. Является носителем еще оформляющейся, но уже весьма устойчивой системы ценностей.