Нина Бубенчикова
Статья «Обновление содержания, форм и методов работы районных методических служб с педагогами ДОУ в современных условиях»
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях последовательной модернизации системы российского образования произошли соответствующие изменения и в системе дошкольного образования, ставшей многофункциональной по своему предназначению. Важно отметить, что в современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма. Соответственно изменения должны произойти и в деятельности муниципальных методических служб. Приоритетной целью деятельности муниципальных методических служб должна стать сегодня профессиональная подготовка педагогических кадров. Главным является - оказание реальной, действенной и своевременной помощи руководителям и педагогам. Мы постарались системно выстроить способы, принципы, содержание, формы и методы работы с педагогическими кадрами дошкольных учреждений района. Что это означает на практике? Следует отметить и то, что основная часть функционирующих в Краснозерском районе Новосибирской области дошкольных образовательных учреждений - это малокомплектные (одно - и двухгрупповые) детские сады. Поэтому при отборе оптимального содержания деятельности методической службы мы исходим, прежде всего, из выявленных профессиональных требований и потребностей педагогов.
Публикация «Статья „Обновление содержания, форм и методов работы районных методических служб с педагогами ДОУ в современных условиях“» размещена в разделах
Для этого проводим системно – целевые собеседования, опросы, анкетирования. Результаты выполненных диагностических обследований дают нам возможность в более полном объёме узнать потенциальные образовательные ресурсы каждого педагогического коллектива и почти каждого педагога. Как следствие – более адресно прогнозировать, планировать и осуществлять деятельность методической службы. Как мы убедились, привычные формы организации методической работы с педагогическими кадрами, в которых главное место, как известно, занимают традиционные доклады, утратили свою профессионально развивающую функцию. В настоящее время перспективными направлениями и формами работы являются те, в рамках которых осуществляется активное вовлечение педагогов- практиков в творческую исследовательски-педагогическую деятельность с интенсивным освоением перечисленных выше инновационных педагогических способов. Сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. К примеру, неоспоримую пользу и неподдельный интерес у творчески работающих педагогов района вызывает в наши дни проведение районного методического объединения в форме деловой игры – ярмарки на наиболее актуальную для всех тему. В нашем случае это была тема «Выбор оптимального варианта педагогической работы с детьми разного возраста в современных условиях модернизации дошкольного образования». Действительно, специфика содержания работы педагога малокомплектного дошкольного учреждения в разновозрастных группах требует от него наличия особых умений, касающихся умелого сочетания самых общих требований современной педагогики с конкретными условиями пребывания в одной группе детей разного возраста. Но не у всех педагогов это сразу получается на практике. Поэтому в своей методической работе мы часто используем игровое моделирование, в рамках которого и осуществляем вариативное проигрывание различных способов поведения педагога в той или иной конкретной ситуации.
Ещё одна из наиболее перспективных форм организации современной методической работы – это педагогические тренинги. Содержание тренингов включает работу по анализу педагогических проблем. Педагогические тренинги позволяют анализировать работу педагогов, осуществлять самоанализ, который даёт возможность увидеть положительные и отрицательные моменты педагогической деятельности и скорректировать личностные качества педагогов.
Хорошо зарекомендовала себя и одна из наиболее перспективных форм организации современной методической работы - это мастер-класс. Обычно мы его проводим в два этапа:
демонстрация опыта практической работы с детьми;
методическая коммуникация с педагогами с целью трансляции творческого педагогического опыта.
Особо подчеркнем, что нам сегодня важно не только продемонстрировать саму инновационную творческую работу педагога с детьми, но и профессионально обсудить полученные результаты, осмыслить способы их достижения. В ходе обсуждения обычно все участники мастер-класса активно высказывают свои мнения, задают вопросы, а иногда даже спорят.
Традиционным стало и постоянное участие педагогов в ежегодной выставке «Панорама педагогических идей» – это уже достаточно сложившаяся в районе система, способствующая раскрытию творческого потенциала педагогов, повышению их профессиональной компетенции, объединению воспитателей разных дошкольных учреждений для решения актуальных, интересующих их проблем.
Такие диагностически ориентированные пути, формы и способы методической работы помогают и начинающему, и опытному педагогу эффективно осваивать как наиболее общие педагогические принципы, так и вариативные методико-технологические схемы проведения игр-занятий, определить для себя наиболее приемлемый уровень творческого совершенствования различных видов деятельности.
В методической работе важна сегодня и организационно-управленческая сторона. Так, в соответствии со штатным расписанием в малокомплектном дошкольном учреждении, как правило, работают два воспитателя. Мы обычно рекомендуем руководителю составлять график работы так, чтобы каждый педагог занимался с детьми по определенной программе согласно единому расписанию. Такая, условно говоря, «предметно – программная специализация» педагогов наиболее целесообразна уже потому, что воспитатели, как правило, имеют неодинаковую предметную подготовленность и неодинаковую личностную предрасположенность к разным видам деятельности.
Планируя работу в новом учебном году, мы одновременно выясняем, как педагоги относятся к задачам методической деятельности, что они ожидают от неё, на что ориентируются. Анкетирование руководителей и педагогических коллективов проводится нами в мае каждый год. Содержание анкет частично видоизменяется в зависимости от того, на какой стадии находится методическая работа в конкретном детском саду и в целом в Краснозерском районе. На основе анализа анкет выстраивается и вся методическая деятельность. При этом формы и содержание планируемой деятельности должны быть тесно связаны с темами методической работы конкретных дошкольных учреждений.
Результаты срезового диагностического исследования обобщаются и выносятся на обсуждение на совещании руководителей и педагогов района. В итоге мы можем более адресно планировать механизмы повышения квалификации, проводить обобщение творческого педагогического опыта, организовывать индивидуальную работу, определять способы удовлетворения потребностей в самообразовании педагогов и др. Положительно зарекомендовала себя и такая форма работы, как «Консультационный клуб» по заявкам отдельных педагогов или коллективов. Эта форма обеспечивает дифференцированность подхода к организации обучения педагогических кадров.
В районе успешно работают творческие и инициативные группы, периодически сменяющиеся и образующиеся по мере необходимости для решения наиболее острых методических вопросов.
Эскизно представленная здесь система мер по обновлению деятельности муниципальной методической службы с педагогами дошкольных учреждений, как нам представляется, отвечает требованиям времени, выступая важнейшим фактором обеспечения непрерывного профессионального роста педагогов. Представленная в основных чертах система организационно – управленческих действий позволяет нам интенсивно развивать профессионально значимые свойства и качества личности педагога, вовлекая в единое поисково-образовательное пространство района все имеющиеся информационно-методические ресурсы.