Жирнова Елизавета
Пальчиковая гимнастика на уроках для развития мелкой моторики рук у школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Пальчиковая гимнастика на уроках.
Принимая детей в первый класс не только учитель сталкивается с тем, что первоклассники не могут правильно держать ручку, но и ученики тоже сталкиваются с трудностями при овладении первыми навыками письма. А ведь письмо – это достаточно сложный навык для ученика, основанный на тонких движениях руки. Только слаженная работа мелких мышц кисти руки, развитое зрительное восприятие и произвольное внимание будут способствовать успеху при овладении техникой письма. Почему же ребенок неправильно держит ручку? Причиной является недостаточное развитие рук. В таком случае необходимо обратиться к пальчиковой гимнастике, так как простые упражнения помогут обеспечить нужную подготовку руки ребенка к письму.
Публикация «Пальчиковая гимнастика на уроках для развития мелкой моторики рук у школьников» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Физкультура, уроки по физической культуре
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Мелкая моторика – это умение делать мелкие и четкие движения руками (пальцами, кистями). Сфера мелкой моторики состоит из немалого количества разных движений рук – от простых (что-то удерживать, хватать) до сложных (техника письма, рисование, черчение).
Формирование мелкой моторики теснейшим образом связано с формированием психических познавательных процессов ребенка (памяти, ощущения, восприятия, воображения, мышления, а также с развитием речи. Наукой доказано, что речевой и моторный центры мозга находятся рядом – вот поэтому стимулирование нервных окончаний, которые находятся на кончиках пальцев, содействуют активизации речевого развития. Благодаря развитию мелкой моторики, у детей появляется ловкость рук, формируется красивый почерк, быстрота реакций. Если мелкая моторика хорошо развита – значит, у ученика все в порядке с памятью, логикой и мышлением.
Начиная с первых дней работы с первоклассниками, я уделяю немаловажное значения формированию мелкой моторики. На каждом уроке при выполнении письменной деятельности – или в начале, или в середине или в конце - мы массируем пальцы. Учащиеся вместе со мной тщательно массируют пальцы каждой из рук, начиная с кончиков. Делаем это поглаживающими, растирающими, круговыми движениями. Вот несколько таких упражнений, которые мы выполняем вместе с детьми.
1. «Хлопки» - хлопаем в ладоши звонко-звонко.
2. «Цветок» - ладони друг к друг и сомкнуты. Ладони то размыкаются, образуя цветок, то вновь смыкаются.
3. Обе ладони лежат на столе. Одновременно с произношением скороговорки правая рука скользит по столу и очерчивает круг, а левая скользит вверх-вниз.
4. Руки лежат на столе, как на клавишах:
- удар по столу большими пальцами обеих рук;
- удар по столу указательными пальцами обеих рук и т. д.
5. Ладошки плотно лежат на столе. Начиная с мизинца поднимаем по одному пальцу на правой руке, затем на левой руке, потом на обеих руках одновременно.
6. Обе ладони лежат на столе. Одна ладонь выполняет движение вверх –вниз, вторая –влево –вправо.
Чтобы разнообразить массаж пальцев, выполняем не только руками, но и применяем различные предметы (например, карандаши, ручки, мятую бумагу). Такое разнообразие также способствует развитию интеллекта.
1. Покатать ручку или карандаш между ладонями.
2. Помассировать тупым концом ручки или карандаша подушечку каждого пальчика.
3. «Готовим тесто» -одну ладонь кладем на парту и раскатываем по ней ручку или карандаш.
А также дети с удовольствием выполняют словесные пальчиковые упражнения :
1,2,3,4.5 (хлопки)
Вышел пальчик погулять (указательный палец выполняет круговое движение по центру левой руки)
Только вышел из ворот –
Глядь, другой к нему идет (присоединяется средний палец)
Вместе весело идти,
Ну-ка, третий выходи (присоединяется безымянный)
Вместе станем в хоровод –
Вот. (хлопок и руки меняются местами)
2. Пальцы обеих рук сложены вместе.
- Кто приехал? (хлопаем большими пальцами)
Мы, мы, мы! (большие прижаты, остальные хлопают)
-Мама, мама, это ты? (хлопаем большими пальцами)
Да, да, да! (хлопаем указательными пальцами)
Папа, папа, это ты? (хлопаем большими пальцами)
Да, да, да! (хлопаем средними пальцами)
- Братец, братец,это ты? (хлопаем большими пальцами)
Да, да, да! (хлопаем безымянными пальцами)
- Ах, сестричка, это ты? (хлопаем большими пальцами)
Да, да, да! (хлопаем мизинцами пальцами)
Все мы вместе! Да, да, да! (все пальцы)
Действительно, регулярное повторение таких упражнений благотворно влияет на речь, повышает подвижность и гибкость рук, улучшает циркуляцию крови. Благодаря пальчиковым упражнениям развиваются у детей и творческие способности. Если в начале приложить больше усилий, то в конце можно получить хороший результат.