Получи документы

Приемная семья как условие эффективной профилактики социального сиротства

Тонина Светлана Евгеньевна
Приемная семья как условие эффективной профилактики социального сиротства

Приемная семья как условие эффективной профилактики социального сиротства.

Коростелева С. Е

Россия. г. Тамбов

Анализ научных исследований и практического опыта утвердили нас в мысли, что дети – самая ценная и значимая часть нашего общества, его перспектива и будущее. В связи с этим есть все основания отметить, что поддержка детей, удовлетворение их разумных потребностей, защита от невзгод и опасностей остаются наиболее важными задачами Российского государства.

Публикация «Приемная семья как условие эффективной профилактики социального сиротства» размещена в разделах

Это подтверждают ряд концептуальных подходов, сложившихся к настоящему времени и касающихся защиты семьи и детства.

В первую очередь считаем необходимым назвать социально-педагогический подход, представителями которого являются В. Г Бочарова, О. С. Газман, Т. В Лодкина, Л. Я Олиференко; зачем личностно-ориентированный подход Е. В Бондаревская, А. Г Бермус. Широкую распространенность имеет реабилитационный подход Е. А Горшкова, Р. В Овчарова, Л. М Шипицина и психолого-педагогическая помощь Э. М Александровская, Н. Н Копуркина, А. С Ткаченко. Нельзя не отметить и современную гуманистическую концепцию образования, ориентированную на значение саморазвития личности, ее самореализацию, обеспечивающих становление ребенка на всех этапах и институтах социализации.

Современное реформирование российского общества, обострение социальных проблем особенно болезненно переживают несовершеннолетние, так как современный социум насыщен такими явлениями, как коррупция, безработица, богатство одних и обнищание других, алкоголизм, социальное сиротство. Это связано с тем, что дети в большей степени, чем взрослые, испытывают беспокойство за сохранение социального статуса семьи, возникновение трудностей в профессиональном самоопределении, и в целом осложнений в собственном личностном развитии и становлении.

По статистическим данным, с каждым годом полных, благополучных семей становится все меньше и им на смену приходят неполные, дисгармоничные, асоциальные семьи, в которых родители отказываются от выполнения своих обязанностей по отношению к собственным детям. Это определяется тем, что многие семьи не смогли адаптироваться в создавшихся условиях, сформировать необходимые защитные механизмы: вследствие чего, снизился воспитательный потенциал семьи, ухудшился нравственно-психологический климат. Распространенным явлением стало отчуждение родителей от детей, нарастание процессов семейной деформации, разрушение общепринятых норм и социальных связей. Важно и то, что все это привело к снижению уровня защищенности детей и подростков.

Наиболее беззащитными в сложившейся ситуации оказались осиротевшие дети. Наряду с категорией детей-сирот, потерявших своих родителей в связи с войнами, природными катаклизмами и т. д, в России широкую распространённость получило «социальное сиротство», определяющееся в настоящее время, как аномальное общественное педагогическое явление. В результате распространения этого явления, возросло количество случаев лишения родительских прав, увеличилось число детей, вынужденных по разным причинам уходить из семьи воспитываясь в государственных учреждениях (детских домах и интернатах). Кроме того, возрастает число детей, имеющих умственные или физические отклонения в развитии.

Стоит отметить, что понятие «социальное сиротство» впервые было представлено А. А Лихановым в октябре в 1987 году на учредительной конференции Советского детского фонда имени В. И Ленина. В докладе президента фонда было отмечено, что из общего числа детей проживающих в государственных образовательных учреждениях для детей-сирот 95% - составили дети, имеющие родителей, но не имеющие семью.

Автор сравнил явление социального сиротства с опухолью, для удаления которой необходимы усилия всего общества и представил проблему как важнейшую в социально-экономической и психолого-педагогической деятельности государства.

В настоящее время понятие «социальное сиротство» определяется в научной литературе достаточно неоднозначно: в одном случае оно рассматривается более узко, относя к социальным сиротам только тех детей, которые находятся в ведении учреждений для детей сирот, в другом варианте к социальным сиротам отнесены дети, попавшие в трудные жизненные ситуации (И. Ф Дементьева, Л. И Смагина).

Л. М Шипицына, Е. И Казакова – используют в своей концепции понятие «скрытое социальное сиротство», подразумевая под ним детей, проживающих с родителями в семьях с низким уровнем нравственности, отрицательно влияющих на развитие и воспитание детей.

На наш взгляд, такой подход так же не совсем точен, так как не соответствует представлению о категории «социальный сирота». Однако, ставя своей задачей социально-педагогическую поддержку и этих детей, мы определяем эту категорию как базу роста, пополняющую численность социальных сирот, если не будут приниматься предупредительные меры. Мы считаем, что опасность скрытого сиротства может привести к вытеснению ребенка из семьи, приводя его в группы, как беспризорных или безнадзорных детей.

Таким образом, социальные - сироты – это огромный слой детей, оторванных от родителей и кровной семьи, официально (полностью или частично) лишенные родительского попечения при живых родителях. Употребление термина «дети лишенные родительского попечения», свидетельствует об официальном признании этого явления на государственном уровне.

Как показывает анализ научной литературы (Бочарова В. Г, Смагина Л. И, Дорожкина О. А, социальное сиротство является не только аномальным общественным явлением, но и явлением достаточно многоплановым. Это связано с необходимостью решения множества проблем и оказанием психолого-педагогической и социальной помощи, таким категориям детей, как: отказные дети; дети-подкидыши; дети, рожденные в местах лишения свободы; дети, хронически больных, но и безвестно отсутствующих родителей.

Одним из основных направлений деятельности государства является профилактика социального сиротства, которая осуществляется на всех уровнях: федеральном, региональном и что особо важно, муниципальном.

Государственная поддержка проблемных семей и как следствие социальных сирот проявляются не только в совершенствовании нормативно-правовой базы, но и в создании инновационных форм и новых учреждений для преодоления социального сиротства.

Очевиден приоритет семейных форм в жизнеустройстве детей лишенных семьи. Наряду с опекой и попечительством, развиваются и такие формы замещающей семьи, как приемная семья. В определенном смысле это не удивительно, так как история ее создания имеет глубокие исторические корни. Историко-педагогический анализ проблемы свидетельствует об отражении ее в летописях, документах и связывается с именами Великого князя Владимира, Ярослава Мудрого и его сыновей Ярославичей, для которых забота о сиротах была одной из главных задач.

Было отмечено, что помощь детям, лишенных семьи оказывалась во времена правления многих царей: Бориса Годунова, Василия Шуйского, А. М Романова в периоды голода войн бедствий.

В «Кормчьей книге», так назывался свод законов, касающихся общественного призрения (1649 год, поднимался вопрос о создании специальных домов, где «нищенские ребята и девки» должны получить трудовую подготовку по «разным наукам и ремеслам».

Интенсивное развитие в поддержке детей-сирот получило в России во времена правления Петра I. Российский царь определял подобающую деятельность как важную государственную задачу, решение которой не должно зависеть от случайной благотворительности, частных подачек.

Екатерина II, продолжая начинания Петра I, организовала свою деятельность в тесном сотрудничестве с семьей, куда отдавали детей, и в которых они могли оставаться до 21 года. Семьи, получали деньги за содержание и на одежду детей, взятых на воспитание. В семью посылался врач, надзиратель, оказывающий нужную помощь.

Таким образом, анализ исторических материалов, позволяет увидеть принципы и формы, которые легли в основу зарождения детских домов, а в более поздний период приемных семей.

В настоящее время приемная семья определяется как сравнительно новый институт семейного жизнеустройства детей оставшихся без попечения родителей.

Приемная семья образуется на основании договора, который заключается между органами опеки и попечительства, и будущими родителями. Изучение условий создания приемной семьи позволяет акцентировать внимание на то, что передача ребенка в приемную семью возможна только по достижению 10 лет и только с его согласия. Кроме того, ребенок может сохранить имя, фамилию и отчество биологических родителей, а также право на контакт с ними.

Вопрос об образовании приемной семьи был решен в 1995 году с принятием Семейного Кодекса. В законе появились новые разделы, которые детально рассматривают права детей и родителей. Федеральный Закон утверждает, что каждый ребенок должен жить и воспитываться в семье, а так же то, что родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, обязаны заботиться о психическом, физическом и нравственном здоровье.

Как показывает практика, приемная семья имеет ряд преимуществ, при сравнении ее с государственным учреждением. В первую очередь это преимущества материального характера: уменьшены затраты на содержание зданий и оборудования, а так же коммунальные платежи. Сокращено содержание обслуживающего персонала, что минимизирует денежные затраты государства.

Между тем, государство не оставляет эти семьи без внимания. Оно предоставляет льготы: в виде бесплатных завтраков и обедов для несовершеннолетних в учебных учреждениях; бесплатных путевок в санатории. Ребенок из приемной семьи имеет возможность по достижению несовершеннолетнего возраста вставать в очередь на получение жилья; так же имеет значительные привилегии при поступлении в высшие учебные заведения.

Анализируя практический опыт приемной семьи, мы можем отметить то, что она располагает возможностью оказывать детям психоэмоциональную поддержку, за которой стоит позитивная ситуация для ребенка: предполагающая получение им полноценного семейного воспитания и навыков здорового образа жизни.

Воспитание в приемной семье предоставляет детям возможность овладеть жизненными семейными ценностями, оценить такие личностные качества как, уважение, семейные традиции, трудолюбие, самостоятельность.

С развитием приемной семьи у таких детей появилась возможность полноценно воспитываться в семье, получать опыт и изучать культуру, что в дальнейшем поможет им создавать свои собственные семьи и предотвращать вторичную профилактику социального сиротства.

Таким образом, несмотря на все трудности развития формы семейного устройства детей, приемные семьи не перестают быть в центре внимания государства и общества. С каждым годом приемная семья демонстрирует положительный результат по воспитанию детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Общество поддерживает приемные семьи, определяя их как эффективную форму профилактики социального сиротства.

Нельзя не отметить значимость деятельности профилактики социального сиротства, осуществляемого и на муниципальном уровне. Свидетельство этому, создание региональных инновационных систем защиты детства созданной в Тамбовской области, где еще в 2013 году создан социальный кластер «Региональная инновационная система защиты детства Тамбовской области». Деятельность кластера направлена на защиту детства, преодоление трудных жизненных ситуаций в семье и предупреждения социального сиротства.

В одиннадцати муниципальных образованиях разработана единая система профилактики социального сиротства, которая предполагает реабилитацию детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации с целью сохранения ребенка в семье и развития новой системы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей. Авторы и участники считают, что сформировать сегменты социального кластера, построить вертикальную систему управления – вот главные задачи создания и реализации социального кластера на Тамбовщине.

Как показывает опыт, продуктом деятельности социального кластера становится инновационная семья – успешная, современная, ориентированная на развитие собственного потенциала, создающая условия для воспитания и развития двух и более детей.

Список литературы

1. Российская Федерация. Законы. Семейный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ [принят Гос. Думой 8 декабря 1995г. ] изм. 04.11.2014г. № 333-ФЗ //Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 1. – ст. 16;Собрание законодательства РФ. -2014.- № 45 – ст. 6143.

2. Дорожкина О. А. Сиротство в России : историко-педагогический анализ: Учебно-методическое пособие. – Тамбов, 2000, - 51 с.

3. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. 3-е изд. – СПб. : Питер, 2007, - 416 с. : ил.

4. Егорова М. О. Профилактика социального сиротства. Организация социального кластера «Региональная инновационная система защиты детства Тамбовской области». Сборник документов и материалов. /под. ред. М. О. Егоровой. – М. : Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2013. – 122 с.

5. Поддубная Т. Н. Социальная защита семьи и детства в Российской Федерации: справочник социального педагога и социального работника/ Т. Н. Поддубная, А. О. Поддубный. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 509 с, - (Социальный проект).

Публикации по теме:

Клубный час, или Технологии эффективной социализации детей младшего дошкольного возрастаКлубный час, или Технологии эффективной социализации детей младшего дошкольного возраста «…Неправильность в организации жизни детей в детском саду рождает в ответ детскую агрессивность и инфантилизм. Дети хотят играть, а их.

Конспект «Условия эффективной работы по выявлению и сопровождению одаренных детей» «Условия эффективной работы по выявлению и сопровождению одаренных детей» 1. Актуальность раннего выявления одаренности. Современная окружающая.

Использование технологии эффективной социализации «Клубный час» в дошкольном учреждении Новые социокультурные условия диктуют и новые подходы к развитию у детей социально-коммуникативных навыков, которые в дошкольном возрасте.

Мастер-класс «Информационные стенды для эффективной работы с родителями»Мастер-класс «Информационные стенды для эффективной работы с родителями» Когда в нашем детском саду проводилась Неделя здоровья, педагогическим советом было решено в каждой группе оформить стенд здоровья. Основной.

Технологии эффективной социализации дошкольников Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе и важнейшая ее часть – развитие коммуникабельности,.

Технология «Дети — волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников Наблюдая за дошкольниками, в ходе образовательной и самостоятельной деятельности, мы обратили внимание на такие негативные качества как:.

Детское волонтерство как средство эффективной социализации дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного.

Внедрение технологий эффективной социализации дошкольников Технология "Социальная акция" направлена, прежде всего, на консолидацию усилий педагогов и родителей по развитии. гражданской позиции у.

Взаимодействие с семьями воспитанников в эффективной организации двигательной активностиВзаимодействие с семьями воспитанников в эффективной организации двигательной активности Охрана здоровья подрастающего поколения является важнейшей государственной проблемой не только потому, что определяется качество жизни ребёнка,.

Экскурсия — форма эффективной социализации дошкольников На современном этапе развития общества, который нельзя представить без разнообразных гаджетов, вопрос социализации ребенка весьма интересен.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приемная семья как условие эффективной профилактики социального сиротства
Опубликовано: 30 ноября 2019 в 14:19
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД