Получи документы

Психолого-педагогические условия коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

Людмила Михайлова
Психолого-педагогические условия коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

Затрагивая вопрос о формировании эмоциональной сферы у ребенка с нарушением зрения, мы говорим о ее гармонизации, направленной на преодоление негативных эмоциональных состояний, нарушений в функционировании или отставании в развитии тех или иных составляющих эмоциональной сферы ребенка, а также о компенсации негативных особенностей личности, складывающихся на основе данных процессов.

Публикация «Психолого-педагогические условия коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения» размещена в разделах

Многие исследователи (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др.) отмечают, что начало детской деятельности – это игра. Д. Б. Эльконин полагает, что игра – это одна из форм развития психических функций и способ познания ребенком мира взрослых людей. [1, 12]. В. В. Зеньковский пишет: «Игры, в их внутреннем чтении, независимо от биологической функции, внешне благоприятствующей их развитию, служат задачам эмоциональной жизни ребенка; в них ищет своего выражения эта жизнь, в них она ищет разрешения своих вопросов и задач». Игра, по мнению В. В. Зеньковского, является «средством телесного и психического выражения чувства» [5].

Игра, по словам А. И. Захарова, представляет собой моделирование, репетицию возможных жизненных ситуаций, что позволяет лучше адаптироваться к ним в реальной жизни. [3].

А. И. Захаров выделяет функции игры:

1. диагностическая функция игры - наблюдение за игрой детей и раскрытие переживаний ребенка, особенностей его характера и отношений. Игра выявляет скрытые проблемы, конфликты.

2. терапевтическая функция игры – преодоление страхов, торможения и излишнего беспокойства, излишнего напряжения и неуверенности при нахождении своевременного выхода из стрессовых ситуаций.

3. обучающая функция игры – научение новым, более адаптивным навыкам поведения, прежде всего взаимодействию в специально создаваемых (моделируемых) проблемных ситуациях [4].

В свою очередь В. В. Зеньковский отмечает, что включаясь в игру, ребенок преступает порог застенчивости, страха, одерживает победы и терпит поражения, подражание в игре любимым героям помогает побороть страх, испуг [5].

Особое место в игровой деятельности занимает сюжетно-ролевая игра. В. И. Гарбузов говорит о том, что на основе воспитывающего значения игры можно моделировать различные ситуации из жизни взрослых. Игра выступает как естественное средство против страховых реакций, встречающихся у детей дошкольного возраста [2].

По мнению А. С. Спиваковской базовыми видами деятельности для коррекционной работы в детском возрасте являются игровая деятельность, в первую очередь сюжетно-ролевая игра, изобразительная деятельность, восприятие художественных произведений музыки [11].

Можно сделать вывод, что игра может успешно применятся для коррекции эмоциональной сферы как самостоятельный метод, а также в сочетании с другими методами (арт-терапия).

В настоящее время среди ученых существуют разногласия в интерпретации термина «арт-терапия». Разные исследователи ссылаясь на зарубежные и отечественные источники трактуют его по-разному.

Л. Д. Лебедева, А. И. Копытин и другие исследователи связывают арт-терапию с изобразительной деятельностью клиента в контексте психотерапевтических отношений с целью достижения лечебно-коррекционного, развивающего либо профилактического эффекта [8, 7].

Л. Д. Лебедева и А. А. Осипова указали основные цели арттерапевтического воздейстивя в ходе психокоррекционной работы с детьми, среди которых [8, 10] :

представить детям возможность выражать в социально приемлемой форме свои чувства, тревогу, беспокойство, эмоциональное напряжение, агрессивность, внутренний конфликт и другие сильные негативные эмоции,

проработать мысли, чувства и негативные эмоции, которые ребенок привык подавлять,

научить ребенка распознавать чувства и вербализовать свои переживания через продукты художественного творчества.

Однако, по мнению авторов, арт-терапия не ставит своей целью целенаправленное обучение детей и формирование навыков и умений в каком-либо виде художественной деятельности. Она служит эффективным способом освобождения личности ребенка от внутренних конфликтов и негативных эмоциональных переживаний, средством повышения самооценки и личностного роста [8, 10].

Ю. М. Миланич рекомендует в процессе рисования страхов использовать прием «эмотивных переживаний». Данный прием предполагает использование тормозящих страх позитивных переживаний в ходе изображения истории, которую рассказывает психолог. Главными героями этой истории становятся сам ребенок и объект его страха [9].

О. А. Карабанова предлагает следующую последовательность игровых процедур при коррекции страхов и тревожности у детей :

восприятие образца поведения в разыгрываемой стрессогенной ситуации,

обсуждение «старых» (неуспешных) и новых эмоционально-адекватных способов поведения,

практическая обработка эмоционально-адекватных поведенческих реакций на занятиях,

закрепление поведенческих реакций в реальной обстановке в виде «домашних заданий» [6].

По данным А. И. Захарова, рисование страхов в половине случаев устраняет страхи посредством определенным образом направленного рисования [3].

Таким образом можно сделать вывод, что использование игры и методов арт-терапии дает возможность ребенку выпустить свои чувства и переживания, желания и мечты, облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных детей, оказывает влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний, эмоциональных состояний, существенно повышает уверенность в себе.

Литература

1. Выготский, Л. С. Эмоции и их развитие в детском возрасте / Л. С. Выготский. – Т. 2. – М. – 1982.

2. Гарбузов, В. И. Нервные дети : советы врача / В. И. Гарбузов. – СПБ. : Медицина, 1990. – 176 с.

3. Захаров, А. И. Дневные и ночные страхи у детей / А. И. Захаров. – СПБ. : СОЮЗ, 2004. – 448 с.

4. Захаров, А. И. Игра как способ преодоления неврозов у детей / А. И. Захаров. – СПБ. : КАРО, 2006. – 416 с.

5. Зеньковский, В. В. Психология детства / В. В. Зеньковский. – Екатеринбург. : 2003. – 146 с.

6. Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития / О. А. Карабанова. – М. : Академия, 1997. – 192 с.

7. Копытин, А. И. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии / А. И. Копытин, Е. Е. Свистовская. – СПБ. : Речь, 2010. – 256 с.

8. Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии : подходы, диагностика, система занятий / Л. Д. Лебедева. – СПБ. : Речь, 2008. – 256 с.

9. Миланич, Ю. М. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста : дис. … канд. психол. наук / Ю. М. Миланич. – СПБ, 1998. – 161 с.

10. Осипова, А. А. Общая психокоррекция : учебное пособие для студентов / А. А. Осипова. – М. : Сфера, 2000. – 512 с.

11. Спиваковская, А. С. Профилактика детских неврозов / А. С. Спиваковская. – М. : МГУ, 1988. – 200 с.

12. Эльконин, Д. Б. Психолого-педагогическая диагностика : проблемы и задачи / Д. Б. Эльконин. – М. : 1989. – 560 с.

Публикации по теме:

Диагностическая карта мониторинга среды группы Диагностическая карта мониторинга среды группы дошкольного образовательного учреждения с позиции эмоционального развития детей старшего.

Развитие творческой активности детей посредством театрализованной деятельности Большое внимание я уделяла развитию эмоций, так как именно расширение эмоциональной сферы является одним из направлений работы по развитию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогические условия коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
Опубликовано: 17 декабря 2013 в 17:13
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД