МААМ-картинки

Пути активизации воспитания патриотизма в дошкольном возрасте

Гусева Марина Сергеевна
Пути активизации воспитания патриотизма в дошкольном возрасте

М. С. Гусева

МАДОУ «Д/с №22»

Г. Бугуруслан

ПУТИ АКТИВИЗАЦИ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА

В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

В статье освещены вопросы формирования будущего гражданина, преданного и любящего Родину, ее природу, культуру, народ. Представлен практический опыт по развитию у детей дошкольного возраста патриотических чувств посредством музейной педагогики, технологий «Говорящая стена» и «Социальная акция».

Публикация «Пути активизации воспитания патриотизма в дошкольном возрасте» размещена в разделах

Патриотическое воспитание молодого поколения всегда было основным приоритетом в обществе. Современные социально-экономические изменения влияют на будущее России и ее молодежи. Когда мы размышляем об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к воспоминаниям о детстве : дерево под окном, улица, по которой ходили, родные напевы - все это выражает глубокую привязанность и любовь к тому, что стало дорогим еще с самого раннего детства.

В работах Богомоловой М. И. и Фадеевой М. А. акцент делается на то, что патриотическое воспитание дошкольников не ограничивается воспитанием любви к дому, семье, детскому саду, городу и природе. Оно также включает в себя уважение к людям и их достижениям, защитникам Отечества, государственным символам, традициям и праздникам. Кульминацией патриотического воспитания является понимание себя гражданином России[2;4].

На современном этапе развития общества патриотическое воспитание становится одним из приоритетных направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений. Детство - это постоянное открытие мира. Важно, чтобы эти открытия стали для детей познанием человека и Родины, чтобы в их ум и сердце проникла красота настоящего человека и гордость за свою Родину. Первые чувства патриотизма доступны детям. Для дошкольников доступны чувство любви к семье, родному краю, своей малой родине. Это и есть начало патриотизма, который рождается в процессе целенаправленного воспитания.

Возраст ребё нка-дошкольника - лучший момент, чтобы начать формирование у него чувства патриотизма. Чтобы достичь конкретных результатов в патриотическом воспитании, в МАДОУ «Д/с №22» используются новейшие методики и технологии. Особенно важно, что эти технологии не скучны для детей и не выглядят назидательными, а гармонично развивают их мировоззрение.

Образному познанию культуры и истории своего Отечества, по мнению Коротаевой Е. К., соответствует форма музейного предоставления материала. Музей является своеобразным механизмом сбережения достижений культуры и их трансляции подрастающему поколению. Он хранит и предъявляет человеку материализованные результаты его творческого потенциала, подчеркивая важность системы связей человека с миром в их богатстве, разнообразии[3].

Даже в тесных условиях можно найти место для организации мини-музея. Это может быть картонная ширма - раскладушка, используемая как передвижной мини-музей. Мини - музей можно разместить и в групповой комнате, как это делаем мы. Тематика практикуемых мини - музеев разнообразна: «Город мастеров», «Мини -музей книги», «Игрушки – забавы», «Народные куклы» и т. д.

Важная особенность мини-музеев – участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты[1]. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Ребята посещают их каждый день, сами меняют экспонаты, берут их в руки и рассматривают. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь – соавтор, творец композиции. Причем не только он сам, но и его мама, папа, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми. Мини-музеи стали неотъемлемой частью развивающей предметно-пространственной среды нашего детского сада.

Одним из элементов РППС является технология «Говорящая стена», которую мы используем в своей работе, чтобы достигнуть определенного результата в патриотическом воспитании воспитанников.

«Говорящая стена» - это своеобразный живой экран. На стенах в группе крепятся магнитные полоски, кармашки, прищепки, игры, игровые фишки и различные тематические картинки.

Весь дидактический материал расположен на стене, его мы разделили на три блока:

- «Наш край на карте» - сюда вошли такие игры, как «Найди город накарте», «Собери пазл», «Каждому городу – свой герб», «Какой герблишний?» и другие.

- «Оренбуржье культурное». С помощью игр мы знакомим и закрепляем сдетьми главные достопримечательности края.

- «Город Бугуруслан – мой родной город». Карта города позволяет детям узнать названия и место положение его районов, обозначить место положение детского сада, разместить объекты инфраструктуры 1 микрорайона. Игры «Каждому культурному и спортивному объекту – свое место»,«Слава города» закрепят у детей названия памятников и памятных мест, названия учреждений спорта, культуры, образования и др.

Таким образом, главная идея «говорящей стены» - преобразование обычной среды пребывания ребенка в обучающую и воспитывающую.

Традиционным в работе по патриотическому воспитанию стало проведение тематических акций, с помощью компьютерных технологий готовятся листовки, содержание которых нацелено на повышение роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка.

В рамках празднования Дня Победы организована патриотическая акция «Открытка ветерану» с целью привития детям патриотизма и уважительного отношения к ветеранам. Дети подготовительной группы совместно с родителями изготовили поздравительные открытки. Родители с ребятами ходили и поздравляли ветеранов.

Акция «Сад многолетних растений» была нацелена на воспитание у детей дошкольного возраста любви к родной природе. Воспитатели вместе с воспитанниками старших групп и их родителями озеленяли территорию детского сада. Сделать вклад в зеленое будущее нашего города мы можем уже сегодня, приучая младшее поколение любить и уважать природу. Посаженный своими руками цветочек надолго сохранится в сердце каждого ребенка, и он научиться ценить и оберегать родную природу.

В детском саду была проведена акция «Юные патриоты России». Воспитанники старшей группы изготовили флажки с триколором, на которых был напечатан гимн РФ, также выучили стихотворения о нашей Родине, после чего дети в сопровождении педагогов и родителей дарили прохожим флажки и рассказывали о государственных символах нашей страны, читали стихотворения.

Результаты нашей работы показывают, что использование тематических акций даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории и настоящему.

Опыт работы демонстрирует целесообразность включения мини-музеев, тематических акций и технологии «Говорящая стена» в содержание дошкольного образования в связи с их эффективностью при воспитании любви к культуре своей страны, малой родины и семьи. Тем самым мы воспитываем детей с активной гражданской позицией, патриотическими взглядами и ценностями. Однако, отметим, что данная работа более эффективна, если установлена связь с родителями. Родители вместе с детьми участвуют и в акциях, и в подборе экспонатов для мини-музеев, и в обустройстве «Говорящей стены», тем самым способствуя воспитанию у ребят привязанности и любви к своей семье, развивая чувство гордости за своихблизких, что и является одной из основных задач патриотического воспитания.

То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле патриотического воспитания подрастающего поколения.

Список литературы:

1. Андрианова, Н. А. Россия для детей [Текст]/ Н. А. Андрианова; иллюстрации Марины Ражевой. - Москва: Эксмо,2015. - 191 с.

2. Богомолова, М. И. Истоки зарождения и развития идей общечеловеческого и национального в воспитании детей : учебное пособие [Текст] / М. И. Богомолова, А. Е. Щеглова. - Ульяновск: УлГПУ им. И. Н. Ульянова, 2021. – 80 с.

3. Коротаева, Е. К основам патриотического воспитания детей в детском саду [Текст] / Е. Коротаева, С. Белоусова. // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 3.

4. Фадеева, М. А. Воспитание патриотизма и толерантности у детей [Текст] / М. А. Фадеева, Е. В. Строганова. - Саратов: Саратовский источник, 2019. – 618 с.

Публикации по теме:

Финансовые игры в старшем дошкольном возрасте Финансовые игры для детей направлены не только на изучение нового материала, но и на развитии важных навыков и чувств. Финансовые игры ориентированы.

Гендерные игры в старшем дошкольном возрасте В дошкольном возрасте девочки и мальчики обязательно должны научиться ладить друг с другом и в процессе совместной деятельности понять и.

Космические игры в старшем дошкольном возрасте Космические игры в старшем дошкольном возрасте День космонавтики – это праздник, посвящённый первому полёту человека в космос и освоению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пути активизации воспитания патриотизма в дошкольном возрасте
Опубликовано: 6 апреля 2024 в 15:51
+47Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД