Марина Бажина
Развитие мышления у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мышления у детей дошкольного возраста.
В последнее время школа стала закономерно более требовательна к умственному развитию ребенка, быстрому переходу мышления на более высокую ступень развития.
Для успешного обучения в школе ребенку необходимо достичь определенного уровня развития мышления за время получения образования и воспитания в детском саду. Воспитатели и родители знакомят ребенка с окружающим миром, сообщая ему разнообразные сведения о природе и о жизни в социуме, что и является одним из основных способов развивать мышление. Однако стоит помнить: запоминание отдельных фактов и пассивное усвоение сообщаемых знаний не гарантируют обеспечения полноценного развития мышления ребенка.
Публикация «Развитие мышления у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Характерная особенность детей раннего дошкольного возраста - это то, что они мыслят о предметах, которые ими воспринимаются в данный момент и с которыми они взаимодействуют в настоящее время. Анализ, синтез, сравнение и другие мыслительные операции еще неотделимы от практических действий с каким-либо объектом. Мышление ребенка в раннем возрасте неразрывно связано с речью (хотя пока еще носит наглядно- действенный характер, но уже на этом этапе есть возможность развивать его посредством систематической работы по формированию мыслительных операций.
При планировании работы с дошкольниками необходимо учитывать их индивидуальные и возрастные особенности, а основания работы таковы:
1)Мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация;
2) Области: окружающий мир, игрушки, дом и семья.
Задания для развития мышления детей раннего возраста.
1. Анализ и синтез
-На прогулке рассмотреть цветок и проговорить части строения (стебель, цветок, листья);
-Собрать и разобрать пирамидку, проговорить ее части;
-Открыть шкаф на кухне, достать и назвать предметы, что в нем находились.
2. Сравнение
-Возьмите два камешка/цветочка/листочка/снежка и проч. и сравните их. Нужно найти различия по цвету, форме, размеру, веществу, затем нужно найти общее;
-Сравните в игре две игрушки, находя в них общее и отличия ( например: эта кукла мягкая, а та твердая, но у обеих длинные волосы; эта машина красная, а та - зеленая, но они обе одинакового размера);
-Сравните с ребенком предметы домашнего обихода ( например:и папа и ребенок едят ложкой; у папы ложка большая, а у ребенка маленькая).
3. Обобщение
-Идя по улице сравнивайте машины (маленькая/большая; по цвету; но все это одним словом машины);
-Складывая игрушки в мешок, называйте каждую, а потом говорите, что все это одним словом называется “игрушки”;
-Одеваясь, проговаривайте, что одеваете, а потом сообщаете, что одним словом это все “одежда”.
4. Классификация
-Попросите ребенка разложить камешки в две кучки - большую и маленькую;
-Возьмите красный и желтый пакеты и игрушки этих же цветов, затем попросите ребенка сложить желтые игрушки - в желтый мешок, а красные - в красный (цвета можно выбрать любые из доступных);
-Попросите ребенка помочь вам разобрать носки (сложить свои носки в пары; другой вариант - сложить уже собранные пары по стопочкам мамины/папины/мои).*
*Задания являются примерными. Придумать подобные возможно с любым материалом. Для получения результата необходимо проводить такие игры-задания систематически и обязательно чётко проговаривать действия.
Задания для развития мышления детей младшего дошкольного возраста.
Анализ и синтез
-Гуляя в лесу/парке попросите ребенка рассказать, что такое лес / парк. Там растут деревья, кусты, трава, цветы, есть животные, птицы. Ребенок способен выполнить задания,глядя на иллюстрацию или рисунок;
-Соберите домик из строительного материала, попросите ребенка рассказать из каких элементов построен домик. После этого попросите рассказать из каких элементов построен дом, в котором живете вы или который виден из окна;
-Посоветуйтесь с ребенком, что необходимо взять, чтобы сварить суп/компот/и т. д.
Сравнение
-Рассмотрите два дерева, сравните их. Сначала предложите ребенку сделать это самостоятельно, потом помогите найти сходства и различия;
-Возьмите две любые игрушки, попросите ребенка сравнить их. Сначала пусть он попробует самостоятельно найти сходства и различия (иногда дети находят такие сравнения, которые взрослому и в голову не придут, потом помогите ему;
-На кухне попросите ребенка сравнить две тарелки/кастрюли, чем они похожи и чем отличаются. Дети легче замечают различия между предметами, поэтому помогите ему найти как можно больше общего.
Обобщение
-Рассмотрите с ребенком различных насекомых живых или нарисованных, назовите каждое, а потом спросите, как они называются одним словом;
-Возьмите три разные игрушки одного цвета. Спросите у ребенка, что у них общего. Не останавливайтесь только на цвете. Обратите внимание, что это все игрушки. Могут быть еще общие свойства: мягкие/пушистые/могут издавать звуки и т. п. ;
-В магазине рассмотрите с ребенком содержание вашей корзины. Спросите, для чего вы взяли те или иные продукты. Например: укроп, помидор, йогурты - для еды; порошок и мыло-для стирки и пр.
Классификация
-Рассмотрите картинки домашних и диких животных. Попросите ребенка разделить их на две группы. Дети, которые часто выполняют подобные задания, сами способны выбрать основания. Если не получается уточните, что одни живут в природе и являются дикими, а другие живут с человеком и являются домашними;
-Разработайте систему хранения игрушек: кубики -в коробку, резиновые игрушки - в пластиковый контейнер, мягкие - в мешках. Объясняйте ребенку, убирая игрушки в свои домики, делайте это вместе с ним. Постепенно ребенок научится самостоятельно раскладывать игрушки по местам;
-Возьмите с ребенком фотографии членов семьи и составьте генеалогическое древо.
Задания для развития мышления детей
старшего дошкольного возраста.
По мере взросления ребенка, развитие его мыслительных процессов и расширения кругозора задания усложняются. В старшем дошкольном возрасте ребенку можно предложить экспериментальную деятельность, задания на бытовом материале постепенно дополнять заданиями с научным содержанием.
Анализ и синтез
Попросите ребенка нарисовать природное явление: грозу, извержение вулкана, радугу и др. А потом описать это явление. Ребенку нужно назвать основные признаки.
Сравнение
Попросите ребенка сравнить снег, лед, воду, а потом предложите эксперимент для подтверждения или опровержения его слов. Проговорите, что вам понадобятся снег, лед и воды, где их можно взять или как их сделать. Проведите наблюдения, сделайте выводы. Зарисуйте, что пришлось наблюдать.
Обобщение
Прикрепляя рисунок ребенка магнитом к холодильнику, спросите, почему магнит не “пристает” к стене. Спросите, какие предметы взаимодействуют с магнитом, а какие нет. Предложите эксперимент для проверки. Проговорите, что вам понадобится, приготовьте все и проведите исследование. У вас получатся две группы предметов. Попросите ребенка охарактеризовать каждую и сформулировать вывод о том, что притягивается к магниту и что нет. Зафиксируйте результаты опыта.
Классификация
Соберите с ребенком материал для гербария. Попросите разделить материал по группам. Пусть ребенок сам выберет основания, их может быть несколько: по цвету, по величине, по принадлежности к тому или иному дереву/кустарнику. Сделайте гербарий. К нему можно возвращаться периодически и предлагать классифицировать по-новому.