Роза Комогорцева
Развитие навыков связной речи детей дошкольного возраста в условиях билингвизма
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие навыков связной речи детей дошкольного возраста в условиях билингвизма.
Р. И. Комогорцева
ГО «Поселок Агинское»
В настоящее время в период внедрения Федерального государственного стандарта дошкольного образования, актуальным становится один из принципов дошкольного образования, это учет этнокультурной ситуации развития детей. В содержании ФГОС дошкольного образования (2014) (Глава II) представлены требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и указывается, что часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, «должна учитывать образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей и педагогов, в частности, может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс».
Публикация «Развитие навыков связной речи детей дошкольного возраста в условиях билингвизма» размещена в разделах
- Билингвизм, двуязычие
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Главным стало создание условий, соответствующих ФГОС, обеспечивающих максимальную реализацию образовательного потенциала с учетом национально-регионального компонента. Однако процесс воспитания и развития детей дошкольного возраста в условиях двуязычия в теоретическом плане исследован еще весьма недостаточно.
В результате сложилось противоречие между актуальной необходимостью осуществлять языковое развитие детей дошкольного возраста в условиях билингвизма и недостаточной теоретической и технологической разработанностью педагогического обеспечения этого процесса.
Нескоординированное изучение двух языков отрицательно сказывается на освоении двух языков. В результате нарушается процесс развития связной речи, ребенок или путает языковые средства разных языков, или не говорит вообще. Ведь дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ развития связной, грамотной, красивой речи.
Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.
Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. является использование на занятиях приема наглядного моделирования, облегчающих развитие связной речи. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
Именно поэтому мы внедряем в практику детского сада учебно-методическое пособие «Формирование и развитие навыков связной речи детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования», разработанное и апробированное многолетней практикой воспитателя первой квалификационной категории Сундуевой Елены Николаевны, эффективность которого доказана опытом. Опираясь на это методическое пособие мы разработали «Методические рекомендации для педагогов бурятского языка по использованию опорных схем, моделей, мнемотаблиц в работе над связной речью детей дошкольного возраста». Применение наглядного моделирования (опорные графические схемы, мнемотаблицы, модели) является одним из эффективных средств работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих успешное, эффективное освоение и запоминание знаний, сохранение и воспроизведение информации, развитие речи.
Данная технология позволяет решить задачи не только развития связной речи в условиях билингвизма, но и развития основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, воображения.
В связи с этим нами разработан проект опытно-экспериментальной деятельности по теме «Развитие навыков связной речи детей дошкольного возраста в условиях билингвизма». Данный проект находится на этапе внедрения.
Цель проекта: теоретически обосновать и экспериментально проверить процесс развития связной речи дошкольников на основе наглядного моделирования в условиях двуязычия.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Содержание программы состоит их 4 основных блоков и интегрируется в содержание базового и дополнительного образования, а также подкрепляется воспитательной работой.
Основные тематические блоки
1. Работа с опорными схемами, мнемотаблицами, моделями
2. Составление сказок, творческих рассказов с использованием приемов мнемотехники
3. составление рассказов по сюжетной картине с помощью предметно-графической схемы
4. Составление рассказов по картине с помощью предметно-графической схемы
5. Применение «Су – Джок» терапии в логопедической работе
Соотношение базового и дополнительного образования
Базовое Дополнительное
Программа «Детство» (авторы В. И. Логинова, Т. И. Бабаева и др.)
Технология «ТРИЗ»
И. А. Лыкова Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»
Бурятский язык Д. Могоева «Буряад хэлэн» Программа игрового сопровождения поликультурного образования
Учебно-методическое пособие «Формирование и развитие навыков связной речи детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования» Е. Н. Сундуевой
Программа работы в театральной студии «Лукоморье»; Кружок «Гэрэлхэн»; «Калейдоскоп истории»; «Родник»
Эффективность реализации программы оценивается по следующим критериям:
на уровне воспитанника
1. этнокультурная и поликультурная осведомленность, поликультурные ценностные ориентации;
2. коммуникативность и этническая толерантность, владение родной, русской и основами иностранной речи;
3. владение основами компьютерной грамотности;
4. проявление творчества в игровой и других видах деятельности.
на уровне педагога
1. научно-теоретический и методический уровень
2. научно-исследовательская деятельность в области этнопедагогики и поликультурного воспитания дошкольников
3. владение современными проектными и информационными технологиями, навыками разработки авторских программ;
4. интерактивная и корпоративная культура.
на уровне ДОУ
1. упорядоченность жизнедеятельности ДОУ: соответствие содержания, объема и характера воспитательно - образовательного процесса возможностям и условиям ДОУ; скоординированность всех мероприятий, их педагогическая целесообразность, необходимость и достаточность; согласованность планов и действий всех участников реализации программы; четкий ритм и разумная организация жизни ДОУ.
2. наличие сложившегося единого коллектива детей, родителей, педагогов, персонала ДОУ, сплоченность педагогического коллектива, устойчивые межвозрастные связи и общение; общий психологический климат ДОУ, стиль отношений, самочувствие ребенка, его физическая, психологическая и социальная защищенность.
3. успешность функционирования механизма управления и информационного обеспечения, упорядоченность и скоординированность действий по реализации программы, согласованность планов работы всех участников программы.
на уровне социума
1. духовное и ценностно-смысловое единство ДОУ, семьи и социума;
2. сформированность социально-значимых этнокультурных и поликультурных традиций.
Содержание работы по развитию связной речи с использованием опорных схем и моделей заметно облегчает усвоение материала детьми.
Данная работа не претендует на широкое рассмотрение и решение обозначенной проблемы, а представляет собой попытку определить наиболее эффективные методы развития связной речи в дошкольном возрасте.