Папки-передвижки

Развитие связной речи детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности

Аветян Сусанна Левоновна
Развитие связной речи детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности

Речь - одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем.

Публикация «Развитие связной речи детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности» размещена в разделах

Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой ребенок появляется на свет с врожденной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность - состояние внутренней готовности к познавательно-исследовательской деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.

То есть, познавательно-исследовательская деятельность - это основа существования человека. С самого раннего возраста ребенок выступает в роли исследователя, познавая окружающий мир : предметы, их свойства, действия с ними, а также природу и природные явления. Умывает руки - познает свойства воды, обедает - познает съедобное и несъедобное. Он знакомится с речевым понятием предметов, явлений. Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени - ранний и дошкольный возраст.

Именно познавательная активность является одним из основных средств формирования связной речи дошкольника.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Необходимо отметить, развивая речь ребенка, не включая его в познавательно-исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей.

При рождении у ребенка заложены задатки речи. Главная задача взрослых и педагогов - правильно их развить. Ведь сформированная связная речь ребенка - залог будущего успешного развития личности. Что же означает это понятие? Связная речь - это умение формулировать и излагать свои мысли.

Связная речь ребенка представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально - смысловому типу на описание (к примеру, собака - домашнее животное, у нее четыре лапы, хвост, она сторожит дом, повествование (вчера я ходил в музей, видел там разных птиц и животных, рассуждение (снег тает, потому что в комнате тепло) и смешанный вид, когда элементы описания (рассуждения) включаются в повествование (и наоборот).

В формировании связной речи - т. е. речи содержательной, логичной, последовательной, организованной - особенно отчетливо выступает тесная связь речевого и интеллектуального развития детей.

Опыт работы доказывает, что познавательно-исследовательская деятельность доступна уже детям с младшего возраста. Они с удовольствием обследуют песок, глину, познают их свойства. Плещутся в воде, открывая её тайны, ловят ветерок, запускают самолётики и т. д. Превращают снег в воду, а воду - в разноцветные льдинки, пускают мыльные пузыри. С возрастом опыты усложняются. Дети уже способны найти ответы на трудные вопросы: как зёрнышки превращаются в муку? Как замесить тесто? Как поймать воздух? Почему осенью много луж? Круг явлений, с которыми экспериментирую дошкольники, расширяется.

Я считаю, чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно уметь анализировать предмет, выделять его свойства и качества, устанавливать причинно-следственные и другие отношения между предметами, явлениями. Например, песок – это сыпучий материал. Он состоит из маленьких твердых песчинок. Из сухого песка трудно что-либо сделать, а из мокрого можно лепить). А для этого необходимо подобрать ключевые слова, выражающие основную мысль рассказа (сыпучий материал, песчинка, уметь построить сложные предложения, использовать разные языковые средства для предложений: предлоги, согласованные окончания прилагательных и существительными и глаголами. (подул свежий ветер). Кроме этого, связная речь ребенка должна планироваться, т. е. должны намечаться «шаги», по которым будет разворачиваться рассказ (последовательное выделение частей объекта, описание его свойств и качеств, выражение своего отношения к тому, что описывается). Например: Белочка - лесное животное. У нее есть голова, небольшое туловище, четыре лапы и пушистый хвост. Дом у нее в дупле дерева и т. д.

Важно отметить, что познавательная деятельность многогранна : здесь и образовательная деятельность, экскурсии, целевые прогулки, совместная (наблюдения, дидактические игры, беседы) и самостоятельная деятельность детей (развивающие и творческие игры, элементарные опыты в исследовательском уголке).

К примеру, Кирилл Ш., любит играть конструктором. Он увлеченно создает постройки по собственному замыслу. В ходе игры у него возникает желание поделиться своими переживаниями с другом (диалог) или рассказать всем (монолог) : "Я сделал робота. Он умеет шагать. Вместо рук у него захваты. Он будет тушить большие пожары. А пожарные будут управлять из машины".

Развитие связной речи проводится в разных областях организованной образовательной деятельности : особенно в образовательных областях «Познание» и «Коммуникация». Важнейшую роль занимает принцип тематического построения образовательного процесса. Такие темы, к примеру, как: "Наши цветущие растения", "Мирные профессии в Армии нужны", простые опыты ("Откуда взялся ветер?", "Для кого дерево дом?", "Хлеб - всему голова" и др.) - углубляют представления детей о предмете, явлении, событии, обогащают их словарный запас, учат рассуждать, делать выводы, действовать самостоятельно, взаимодействовать с партнером, группой, договариваться, слушать и слышать, высказывать общее мнение.

Например: образовательная деятельность по теме "Земля - кормилица наша". В ходе беседы ребенок знакомится с техникой, которая обрабатывает землю (обогащение словаря, закрепляет знания об условиях роста растений, проводит опыты с зерном (рассматривание в лупу, посев в землю, делает выводы о труде земледельцев, занимается словотворчеством (земля - землица - земледелец - землевладелец). Свои представления обобщает в небольшом, содержательном рассказе, используя опорную схему. Так формируются у детей представления о структуре рассказа: начало - середина - конец.

Важно отметить, что не все дети активны, поэтому индивидуальное рассказывание должно быть использовано с коллективным (прием моделирования, когда один ребенок начинает рассказ, другой продолжает, третий заканчивает. Этот прием помогает неуверенным детям участвовать в обсуждении, т. к. они рассказывают свою часть текста, чувствуя поддержку сверстников, в тоже время заставляет всех детей следить за речью выступающих. В ходе таких рассказов уточняются представления детей о природе.

К примеру,

Алиса: Ель - растение. Это высокое дерево с иголками вместо листьев. Она очень красивая.

Соня: Иголки мелкие и колючие. Осенью они не опадают. Они вообще редко опадают.

Дима: Ель служит домом для птиц и животных. Ее семечками питаются птицы. Она украшает наш детский сад.

Опыт работы показывает, чтобы у ребенка появилось желание высказываться, надо создать речеактивирующую ситуацию (это внесение игрушки, прослушивание аудиозаписи, чтение письма, решение ситуативной задачи, загадывание загадки и т. д.) и привлечь слушателей, которые будут воспринимать высказывания, оценивать их. Это важный и значимый момент для всех детей, потому что развивает самоконтроль за своими высказываниями, их последовательностью, полнотой речи и оценки ее сверстниками. Активизировать связную речь можно играми "Живое - неживое", "Чудесный мешочек", "Да - нет", "Отгадай предмет", "Что сначала, что потом" и т. д.

Важно отметить, что развитие связной речи дошкольников проходит в течение всего дня, дети обогащают словарный запас через наблюдения в природе, ознакомление с окружающим миром. Обучая детей дошкольного возраста составлять рассказы разных видов, формируется разговорная речь, как на занятиях, так и в повседневной жизни.

К примеру, прогулка - это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребенка. Территория детского сада разнообразная: здесь растут разные деревья. В теплое время клумбы пестрят цветами. На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами.

Подводя итоги еще раз подчеркнем: формирование связной речи является центральной задачей речевого развития детей, то есть, развивая речь ребенка, не включая его в познавательно-исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность и наоборот.

Список используемой литературы:

1. Развитие речи детей 3-5 лет. – 3-е изд., дополн. / Под ред. О. С. Ушаковой. – М. : ТЦ Сфера, 2017.-192с.

2. Развитие связной речи. Воспитание и обучение в детском саду/ Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. – М. : Педагогика, 1976.

3. Развитие связной речи. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 1984.

4. Материалы интернет-сайтов:

https://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/news7319.html

https://diplomba.ru/work/105299

https://solncesvet.ru

Публикации по теме:

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами русского фольклора Народная культура— предмет, который человек постигает на протяжении всей своей жизни. Чем раньше начнётся процесс знакомства с народной.

Консультация «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» Речь человека служит показателем его интеллектуального и эмоционального развития. Чтобы воспитать гармоничную личность, необходимо с раннего.

Использование арт-терапии в развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР в разных видах детской деятельности Аннотация: в статье рассматривается актуальность проблемы развитие связной речи у детей дошкольного возраста с использованием методов арт-терапии,.

Отчет по самообразованию «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста» Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: - развитие свободного общения с взрослыми;.

План самообразования «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» (старшая группа) План по самообразованию воспитателя Хаматовой Людмилы Ввсильевны. Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа).

Проект по речевому развитию «Развитие связной речи детей в процессе театрализованной деятельности» Пояснительная записка: Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период в развитии ребенка. Ведущей деятельностью дошкольника является.

Развитие связной речи дошкольников в процессе исследовательской деятельности на примере изучения темы «Морские животные». Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму» Ребёнок активно стремиться узнать.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Работа над предложением в группе детей с ОНР должна предусматривать два направления: • Развёртывание, распространение, наполнение и интонационное.

Словарная работа, лексико-грамматический строй речи, развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста Подготовила: учитель-логопед Тимофеева Нина Филипповна Данный материал адресован логопедам и воспитателям для проведения образовательной.

Статья. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности Статья. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности В последнее время возросли требования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности
Опубликовано: 7 декабря 2017 в 21:05
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД