Папки-передвижки

Использование арт-терапии в развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР в разных видах детской деятельности

Анна Кузина
Использование арт-терапии в развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР в разных видах детской деятельности

Аннотация: в статье рассматривается актуальность проблемы развитие связной речи у детей дошкольного возраста с использованием методов арт-терапии, изотерапи и, игротерапия как методы арт-терапии.

Ключевые слова: связная речь, дети дошкольного возраста с речевыми нарушениями, изотерапия и игротерапия, как разновидность методов арт-терапии.

Публикация «Использование арт-терапии в развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР в разных видах детской деятельности» размещена в разделах

Дошкольный возраст важный период в становлении личности ребенка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. Вместе с тем, проблема развития, обучения и воспитания дошкольников с ОНР становится особенно значимой. Наиболее раннее распознавание и методическая работа по устранению данной речевой патологии является залогом успешного обучения в школе.

Проблема развития связной речи у дошкольников является очень актуальной и интересной, т. к. развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Развитие связной речи является центральной задачей лингвистического развития детей. Под связной речью понимается развернутое и целостное изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, грамматически правильно и образно.

В настоящее время недостаточно раскрыто влияние методов арт-терапии на развитие связной речи у детей с речевыми нарушениями. Далее раскрыты вопросы об использовании методов изотерапии и игротерапии, как методы арт-терапи, позволяющие развивать связную речь у дошкольников при систематическом и целенаправленном использовании в общеобразовательной деятельности ДОУ.

Изотерапия - терапия изобразительным творчеством, в первую очередь, рисованием. Рисование стимулирует развитие мелкой моторики, мышления, воображения, речи, помогает снять напряжение. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций. По мнению специалистов (А. И. Захаров и др., рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, связанное, в основном, с работой правого полушария, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие [5].

Будучи напрямую сопряжено с важнейшими функциями (зрение, двигательная координация, речь, мышление, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

В образовательных учреждениях педагоги могут применять данный метод в развитии связной речи в следующих вариантах:

- рисование на сюжет рассказа с последующим представлением своего рисунка - прием работы над связной речью детей.

- рисование на определенный сюжет способствует лучшему осмыслению и повышает качество пересказа: его связность, последовательность, полноту, информативность.

- занятия с кубиком по развитию связной речи, где дети могут его раскрасить, а затем рассказать сказку или рассказ связанный с лексической темой.

- используя рисования разными способами (пальчиками, ладонью, ватными палочками, печатаньем различных предметов, развивается мелкая моторика рук, необходимая для развития связной речи.

Так же эффективным будет совместное использование игровой терапии с изотропией. Например, ребенок нарисовав русскую народную сказку, он может проиграть с педагогом или с другим ребенком какой-либо сюжет из сказки, где будет присутствовать диалогическая или монологическая речь детей. Используя данную терапию систематически, целенаправленно и грамотно организовывая – это путь к развитию связной речи детей с общим недоразвитием речи.

Игровая терапия – особый способ взаимодействия с ребёнком, в процессе которого ему предоставляется возможность, с одной стороны, быть таким, какой он есть, быть самим собой, а с другой – установить отношения с воспитателем и детьми (что невозможно в индивидуальном общении). Игровая терапия – это приём, используемый для диагностики и лечения расстройств у детей с нарушением речи. Такие специальные игры дают детям возможность выразить себя во многих отношениях с гораздо большей искренностью и непосредственностью, чем в том случае, когда им задают какие-то прямые вопросы. Все игры должны быть выстроены так, чтобы четко прослеживалась тенденция к усложнению заданий, методов и приемов, а также словарного материала [4].

Речевая патология, затрагивающая все стороны речи, как правило, наблюдается у детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития. В основе этих нарушений стоит церебрально-органическая недостаточность или (если использовать более употребляемый термин) минимальная мозговая дисфункция. Дети с нарушением такого генеза страдают несформированностью не только речевых, но и когнитивных функций. Поэтому игровая терапия в комплексе с другими методами позволяет составить ряд познавательных процессов: наглядно-образное и словесно-логическое мышления, памяти, внимания и прогностической деятельности. В организации и управлении игровой терапией при формировании речевой деятельности можно выделить следующие правила:

1. Речевая игра должна приносить радость. Не следует заставлять ребёнка играть, нужно создать условия для возникновения интереса, проявления познавательной и творческой активности.

2. Оживить игру по развитию речи внесением нового материала, чтением сказки, изготовлением моделей и пусть дети фантазируют, придумывают новые способы уже знакомой игры.

3. Создавать в игре непринуждённую обстановку. Не сдерживать речевую активность детей.

4. Хвалить ребёнка даже за малейшие успехи, особенно если что-то получилось у него впервые.

5. Наблюдать, анализировать активность детей в овладении языком, с тем, чтобы помочь ему освоить новые языковые формы.

6. Строить свои взаимоотношения с детьми на взаимном доверии, искренне разделять их радость, успехи, показывать образцы организованной речи [1;6].

Песочня игротерапия является одной из разновидностью игротерапии с помощью которой можно не только гармонизировать психоэмоциональное состояние, но и решить непосредственно коррекционно-развивающие задачи.

Принципы по использованию песочной игротерапии в развитии связной речи :

развивается тактильно-кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук, которые напрямую связаны с мыслительными операциями [3];

• повышается мотивация и интерес к коррекционно-развивающей деятельности (с одной стороны, ребенок с удовольствием посещает занятие, потому что он играет, с другой стороны, у него нет страха на ошибку, так как ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге - это придает уверенность ребенку, он ощущает себя успешным);

• стабилизируется эмоциональное состояние детей, дольше сохраняется работоспособность (песок обладает свойством поглощать негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека) [2];

• более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а главное для нас – речь и моторика; совершенствуются коммуникативные навыки ребенка.

• расширяется словарный запас слов, вырабатывается навык связного высказывания, развиваются фонематический слух и восприятие, осваиваются навыки звуко-слогового анализа и синтеза; закрепляется навык правильного звукопроизношения (когда ребенок играет с песком, он говорит о своих ощущениях, он проговаривают то, что у него получилось, подражает героям, вступают в диалог).

Таким образом, наполняя разные виды детской деятельности, методами арт-терапии, позволяют сделать коррекционно-развивающий процесс творческим, интересным, приносящим радость открытий и удовольствие детям.

Список литературы

1. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи Под. ред. Г. А. Волковой. – СПб. : КАРО, 2005.

2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич- Евстигнеева. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.- 66 с.

3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Чудеса на песке. Методический практикум по песочной игротерапии / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб. : «Златоуст», 1999. - 80 с.

4. Каттанарх Э. Игровая терапия. Там, где небо встречается с бездной / Пер. с англ. Е. Багдаевой // Карлгрен Ф. Воспитание к свободе. - М., 1995.

5. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. — СПб. : Речь, 2006.

6. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре, под ред. Т. А. Марковой. - М. : Просвещение, 1982.

Публикации по теме:

Использование мнемотаблиц, схем в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста (РМО-2016 г) СЛАЙД № 1 «Использование мнемотаблиц, схем в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста» (РМО-2016г) Иванова Ирина Сергеевна.

Фотоотчет: Педагогический проект «Использование Су-Джок терапии в речевом развитие детей дошкольного возраста».Фотоотчет: Педагогический проект «Использование Су-Джок терапии в речевом развитие детей дошкольного возраста». В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития, а также проблема вызвана недостаточным.

Использование методов арт-терапии в процессе адаптации детей раннего возраста в ДОУ Использование Методов Арт – Терапии в процессе адаптации детей раннего возраста в ДОУ Аннотация. В статье рассматриваются особенности адаптационного.

Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста Всем известно, что дошкольный возраст – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир.

Использование мнемотехники для развития связной речи у детей с ОНР Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей с ОНР. Слайд 1. Картинка Слайд 2. На сегодняшний день богатая речь.

Использование приемов ТРИЗ в развитии связной речи у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной.

Использование сказок в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста В рамках выпускной квалификационной работы, мною проводилось исследование на тему: Использование сказок в развитии связной речи детей старшего.

НОД по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с ОНР «Путешествие в зимний лес» Тема. Путешествие в зимний лес. Цели: - закрепить знания детей о временах года, а именно о зиме; - активизировать и обогащать словарный.

Система дополнительных логопедических занятий по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Система дополнительных логопедических занятий по развитию связной устной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием.

Словарная работа, лексико-грамматический строй речи, развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста Подготовила: учитель-логопед Тимофеева Нина Филипповна Данный материал адресован логопедам и воспитателям для проведения образовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование арт-терапии в развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР в разных видах детской деятельности
Опубликовано: 15 сентября 2017 в 18:14
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД