МААМ-картинки

Использование методов арт-терапии в процессе адаптации детей раннего возраста в ДОУ

Татьяна Шибанова
Использование методов арт-терапии в процессе адаптации детей раннего возраста в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Использование Методов Арт – Терапии в процессе адаптации детей раннего возраста в ДОУ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности адаптационного процесса детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения, сущность метода арт – терапии и возможности его использования в процессе адаптации к условиям ДОУ.

Ключевые слова: адаптация, ранний возраста, арт – терапия, дошкольное образовательное учреждение.

Публикация «Использование методов арт-терапии в процессе адаптации детей раннего возраста в ДОУ» размещена в разделах

В настоящее время проблема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения привлекает к себе внимание многих исследователей. С одной стороны, сложившиеся экономические отношения вынуждают большую часть родителей сразу после рождения ребенка выходить на работу, а, с другой стороны, личностно – ориентированный подход к детям, набирающий популярность, не допускает безразличного отношения к проблемам ребенка, который с трудом принимает жизнь в новых условиях детского сада. Дети раннего возраста отличаются неустойчивостью эмоциональных состояний. Расставание с личностно значимыми взрослыми и изменение привычного уклада жизни способствует возникновению отрицательных эмоций и страха. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, следовательно, продолжительное пребывание ребенка в стрессовом состоянии может привести к развитию невротических реакций, а также замедлению темпов психофизического развития. Уровень подготовки ребенка к переходу из семьи в дошкольное учреждение определяет успешность протекания адаптационного процесса [6]. Таким образом, первостепенной задачей педагогов адаптационных групп является оказание помощи детям в преодолении стресса при поступлении в дошкольное образовательное учреждение и успешно к нему адаптироваться.

Изучением трудностей адаптационного процесса занимались как отечественные, так и зарубежные исследователи Ганс Селье, Н. М. Аксарина, В. М. Мухина, но именно С. А. Теплюк в ходе проведенного анализа деятельности дошкольных образовательных учреждений в адаптационный период установила, что проблема адаптации является трудно решаемой [1]. Несмотря на то, что целью любого образовательного учреждения является успешная адаптация личности ребенка к социуму, в каком бы возрасте ребенок не пришел впервые в детский сад, для него это все – равно будет сильнейшее стрессовое переживание, которое необходимо смягчить.

Решению данной проблемы способствует использование метода позитивного психологического воздействия, направленного на поддержание и укрепление душевного равновесия ребенка. Наиболее оптимальным методом, обеспечивающим успешное и безболезненное протекание адаптационного процесса в раннем возрасте, можно считать арт – терапию. Арт – терапия представляет собой специализированную форму психотерапии, которая основана на искусстве, в первую очередь на изобразительной и творческой деятельности. Достоинствами арт – терапии как метода адаптации к условиям ДОУ являются: создание позитивной эмоциональной атмосферы, снятие эмоционального напряжения, снижение утомления, отрицательных эмоциональных состояний и их проявлении, повышение адаптационных способностей ребенка к повседневной жизни в детском саду [3]. Арт – терапию применительно к образованию необходимо рассматривать с позиции интеграции нескольких областей научного знания, как совокупность методик, которые построены на основе использования различных видов искусства в своеобразной символической форме и способствующих эффективному личностному развитию личности ребенка через стимулирование его художественно – творческих проявлений. Соприкосновение с искусством в его различных проявлениях позитивно сказывается на снижении психического напряжения, стресса, учит ребенка быть сосредоточенным, внимательным, жить в гармонии с самим собой, следовательно, процесс адаптации к новым условиям детского сада будет проходить менее болезненно и успешнее.

В процессе адаптации детей к детскому саду можно использовать этюды и игры с элементами арт – терапии. Повышение эффективности воздействия данных упражнений, этюдов и игр на детей становится возможным в случае сопровождения их музыкой и рисованием. В качестве основы создания продуктов деятельности в процессе арт – терапии находится система побуждений, в которой особое место отводится выражению субъектом своих чувств, переживаний во внешней форме, стремлению понять и разобраться в том, что происходит во внутреннем мире, удовлетворению потребности в общении с окружающими людьми через продукт своей деятельности, познанию окружающей действительности посредством символизации ее в особой форме, конструированию мира (в виде рисунков, поделок, историй, сказок). Различные виды арт – терапии создают позитивные предпосылки для самовыражения, самопознания и предоставляют личности возможность подняться на более высокую ступень своего развития [2].

Рассмотрим подробнее некоторые виды арт – терапии и их формы, которые можно использовать при работе с детьми раннего возраста в адаптационный период к условиям ДОУ:

1. Песочная терапия является невербальной формой психокоррекции, в которой основной акцент делается на творческое самовыражение клиента, способствующее отреагированию внутреннего напряжения на бессознательно символическом уровне. Метод основывается на сочетании невербальной (сам процесс сооружения композиции) и вербальной (рассказ клиента о содержании композиции, сочинение, сказка, которая раскрывает смысл композиции) экспрессии клиентов. Формами песочной терапии могут быть конструирование из песка, рисование песком, оставление узоров на песке, создание песочных композиций и секретов.

2. Изотерапия – это терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Изотерапия предоставляет возможность клиенту понять самого себя, в свободной форме выразить мысли и чувства, освободиться от отрицательных переживаний прошлого. Формами изотерапии являются рисование пальчиками, рисование ладошками, поролоном, восковыми мелками, ватными палочками, осенними листьями.

3. Сказкотерапия – представляет собой метод лечения сказками, в процессе которого клиент и психотерапевт совместно открывают знания, живущие в душе и на данный момент, являются психотерапевтическими. Сказкотерапии характерно два подхода: директивный и недирективный. При директивной терапии, терапевт задет темы, наблюдает за процессом, поведением ребенка и интерпретируют его. При недирективной терапии, основной целью является создание атмосферы эмоционального принятия ребенка и условий, способствующих спонтанному проявлению его чувств. Среди форм сказкотерапии выделяют: инсценирование сказок, чтение или обсуждение сказок, подведение к умению выразительно интонировать реплики героев.

4. Игровая терапия представляет собой метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств детей, в основе которого лежит такой способ взаимодействия с окружающим миром как игра. Игра – это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, которая предусматривает пластичность в решении вопроса относительно использования того или иного предмета. Для ребенка игра является средством выражения чувств и средством самореализации. Среди видов игротерапии можно выделить игры на знакомство, общение, игры с предметами, игры с песком, водой, конструктором [4].

Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, является мягким и безопасным методом при работе с психоэмоциональным состоянием ребенка, дает ему возможность чувствовать свободу своих действий. Таким образом, чтобы адаптировать ребенка к детскому саду, необходим метод положительного психологического воздействия, таким методом является Арт-терапия, так как арт-терапия – не просто красивое и модное слово, а прежде всего, это современный метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления душевного баланса малыша. В основе этого психологического метода лежит как медицинская практика, так и разностороннее художественное творчество: рисование, визуализация, лепка, монотипия, музыка, аудиальное развитие, литература и др., что позволяет создать наиболее эффективные условия для успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Список литературы:

1. Кирилюк А. А. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ // Мир психологии. - 2013. - № 3. - С. 104-110.

2. Мельникова Н. А. Адаптация малышей к детскому саду // Дошкольное образование. – 2012. - № 5. – С. 77-81.

3. Сирякова С. В. Арт – терапия как средство адаптации детей раннего возраста к ДОУ [// Вопросы психологии. – 2010. - № 12. – С. 12-19.

4. Сучкова Н. О. Арт – терапия в работе с детьми раннего возраста. – М. : Наука, 2012. – 99 с.

5. Трефилова Ю. С. Арт – терапия: ее суть и применение на практике [Текст] / Ю. С. 120-125.

6. Эльконин Д. Б. Детская психология. – М. : Педагогика, 2010. – 324 с.

Публикации по теме:

Применение методов арт-терапии: сказкотерапии, куклотерапии — в работе с эмоциональной сферой дошкольников «Применение методов арт - терапии: сказкотерапии, куклотерапии в работе с эмоциональной сферой дошкольников». (анализ деятельности воспитателя.

Арт-терапия как средство адаптации детей раннего возраста к ДОУ Проблема адаптации детей к детскому саду на современном этапе очень высока. Только придя в детский сад, ребенок испытывает сильнейший стресс,.

Использование сенсорной комнаты и методов арт-терапии в работе с детьми ОВЗ В системе социальных отношений дошкольное образовательное учреждение является одной из опорных ступеней вступления ребенка с ОВЗ в общество.

Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста Всем известно, что дошкольный возраст – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир.

Использование песочной терапии в повышении речевой активности детей раннего возраста К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!». Песок – загадочный материал, песок может быть сухим, лёгким, и ускользающим.

Использование элементов арт-терапии для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ Подготовила воспитатель МАДОУ ЦРР «Умка» Гладкова Анастасия Использование элементов Арт-терапии для успешной адаптации детей раннего возраста.

Коррекционно-развивающее занятие с использованим методов арт-терапии Упражнение «Здороваемся ладошками» Воспитатель: Ребята сегодня я предлагаю Вам поздороваться необычным способом- ладошкой (все встают в.

Мастер-класс по логопсихологии «Использование приемов арт-терапии для восстановления психологического состояния детей с ОНР» -Здравствуйте, уважаемые коллеги! С прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс по теме: «Логопсихология. Использование.

Научно-методическая разработка «Использование песочной терапии в повышении речевой активности детей раннего возраста»Научно-методическая разработка «Использование песочной терапии в повышении речевой активности детей раннего возраста» К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!». Песок – загадочный материал, песок может быть сухим, лёгким, и ускользающим.

Развивающее занятие с детьми раннего возраста с элементами арт-терапии «Вот зима, кругом бело» Цель занятия: Побуждать у ребенка эмоциональную отзывчивость на звуки и краски природы. Задачи: 1. Знакомить ребенка с окружающим миром.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование методов арт-терапии в процессе адаптации детей раннего возраста в ДОУ
Опубликовано: 26 февраля 2017 в 20:53
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование методов арт-терапии в процессе адаптации детей раннего возраста в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Шибанова (УИ 225271) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД