Приложение МААМ

Мастер-класс по логопсихологии «Использование приемов арт-терапии для восстановления психологического состояния детей с ОНР»

Наталья Николаевна Ягупова
Мастер-класс по логопсихологии «Использование приемов арт-терапии для восстановления психологического состояния детей с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы

-Здравствуйте, уважаемые коллеги!

С прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс по теме : «Логопсихология. Использование арт-терапии для восстановления психологического состояния у детей с ОНР»

Скажите, какие психологические особенности имеют дети, с которыми мы работаем? Правильно, это ребёнок с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью, с несформированной произвольностью психических процессов, вдобавок ещё и часто болеющий.

Публикация «Мастер-класс по логопсихологии „Использование приемов арт-терапии для восстановления психологического состояния детей с ОНР“» размещена в разделах

Преодоление этих трудностей возможно только через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приёмов логопедической коррекции.

В своей работе я активно использую как традиционные методы (артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, массаж и самомассаж, гимнастику для глаз, мимическую гимнастику, дыхательную гимнастику). Так и нетрадиционные методы: Су - Джок - терапию, биоэнергопластику, логоритмику, арт- терапию. Несомненно, что перечисленные выше методы являются составляющими здоровъесберегающих технологий.

И сегодня я хотела бы остановиться на коррекционно-развивающей работе с элементами арт-терапии.

Изучая литературу по логопсихологии и из собственного опыта я сформулировала следующие правила работы с детьми.

Занимаясь с ребенком, следует соблюдать следующие правила:

- занимайте позицию Левелинга – на уровне глаз ребенка (он – на стуле, вы на стульчике; он – на полу и вы – на полу);

- следите за своим голосом и организацией речи (логические паузы и ударения, высота, тембр, звучание);

- принимайте ребенка таким, какой он есть;

- будьте с ним «здесь и сейчас» (думая о своем, вы теряете контакт с ребенком, а он – интерес к тому, что он делает); оставьте за порогом ваше настроение, не разрешайте себе раздражаться, лгать, притворяться; будьте спокойны и доброжелательны, открыты ему и искренни;

- всегда поощряйте ребенка, выражайте это в вербальной и невербальной форме (жест, улыбка, похлопывание, прикосновение, небольшие сюрпризы и др.)

Итак, что такое арт-терапия?

Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества. Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов. Она способствует снятию психоэмоционального напряжения, развивает способности понимать свое состояние и умение выразить его словами, формирует чувства самоценности дает возможность любому человеку выразить свой внутренний мир через творчество.

Очень важно отметить, что данная методика не имеет противопоказаний и ограничений.

Арт-терапия в последние годы приобрела дошкольное педагогическое направление. Она выполняет следующие функции: воспитательная, развивающая, психотерапевтическая, диагностическая и коррекционная.

Современная арт-терапия насчитывает большое количество видов методик.

К ней относятся:

- изотерапия,

- сказкотерапия,

- фототерапия,

- музыкотерапия

- песочная терапия

- игротерапия

Для своей работы я выбрала методики, которые интересны и понятны мне. Элементы арт-терапии используются мной во всех направлениях коррекционной работы, в процессе которых решаются очень многие задачи:

Задание для воспитателей: Отметьте те задачи, которые решает учитель-логопед в коррекционной работе.

1. Развитие диафрагмального дыхания.

2. Развитие мелкой моторики.

3. Обогащение словаря.

4. Совершенствование грамматического строй речи.

5. Развитие фонематических представлений.

6. Развитие артикуляционной моторики.

7. Автоматизация звуков.

8. Развитие звукового анализа и предложений.

9. Формирование слоговой структуры слова.

10. Развитие связной речи.

11. Обучение грамоте.

Итог: Конечно, учителем-логопедом решаются все эти задачи! Молодцы!

Песочная терапия.

Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека, притягивать, как магнит. Песок привлекает детей и взрослых своим непостоянством. Песок может быть сухим, лёгким, и ускользающим или влажным, плотным и тяжёлым, способным принимать любые формы. Игры с песком вносят в душу ребёнка веселье и радость и вместе с тем способствуют его развитию. Кто из нас не любил в детстве часами возиться с песком?

Развитие дыхания.

Перед началом работы по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:

-Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком». Выдыхай медленно и плавно. Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой.

«Что под песком?» Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение. Это видели у меня на занятии.

Словарная работа.

«Родные слова». В играх с песком – песок, песочек, песочница, песочные (часы, а для детей 7 лет в пассивный словарь вводится выражение «пропесочить» кого-то.

Совершенствование грамматического строя речи.

«Лодочка». В этом игровом упражнении с песком можно учить правильно употреблять в речи некоторые грамматические категории:

-предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;

-приставочные глаголы: ПРИПЛЫЛ, ОТПЛЫЛ, ПЕРЕПЛЫЛ, ПОСТРОИЛИ, ПРИСТРОИЛИ, НАДСТРОИЛИ;

-наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.

Развитие фонематических представлений.

«Слоговые дорожки». Рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.

«Спрячь ручки». Спрятать руки в песок, услышав заданный звук

Артикуляционные упражнения

«Лошадка». Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку».

Автоматизация звуков.

«Сильный мотор». Произносить звук р, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения – рисовать на песке букву Р, произнося одновременно звук Р. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

«Горочка». Набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку.

Звуковой анализ

«Клад». Учитель-логопед закапывает в песок зелёные, синие, красные камешки. Ребёнок достаёт камешек и в зависимости от цвета камешка называет слово на данный звук (гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий).

Формирование слоговой структуры слова.

«Художник». Учитель-логопед произносит слово, а ребенок рисует на песке столько кругов, (квадратов, треугольников и т. д., сколько слогов в слове.

Развитие связной речи.

«Дорисуй картинку и составь предложение». Учитель- логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка – дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.

«Две игрушки». Сейчас мы вам продемонстрируем пример игры с ребенком.

Составляя диалог (меняя голос) от имени предметов, он сравнивает их, подрисовывая в процессе речи песочную картинку.

Воздушный шар. Я круглый.

Мяч. Я тоже

Шар. Если меня ветерок подхватит, я полечу

Мяч. А если по мне ударят – я высоко подскачу.

Шар. На мне нарисован красивый цветок.

Мяч. А я украшен разноцветными полосками

Шар. Меня надувают воздухом.

Мяч. И у меня внутри воздух.

Обучение грамоте.

«Напиши на песке». Ребенок пишет заданные буквы, слоги и слова, а учитель-логопед их читает. Или наоборот учитель-логопед пишет, а ребенок читает.

«Найди буквы и назови». Учитель-логопед прячет в песок пластмассовые буквы. Ребёнок должен найти и назвать все буквы.

Эту игру можно усложнить, давая инструкции типа: «в правом верхнем углу», «в левом нижнем углу».

Мелкая моторика развивается во всех играх.

Игротерапия или сказкотерапия.

Не бойся сказок. Бойся лжи.

А сказка? Сказка не обманет.

Ребенку сказку расскажи –

На свете правды больше станет.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий.

Таким образом, через использование сказки, ее сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи.

Артикуляционные сказки: сказка о веселом язычке, «Белоснежка и 7 гномов».

Фонетические сказки: Формируем фонетику карандашом или главные герои – звуки: гласные, согласные.

Слуховые сказки: «Угадай какая сказка?» (по первому слогу, «Расколдуй сказку» : «Жарозко»- «Морозко», «Оле-Огурцое»- «Оле-Лукое», «Красная Тапочка»-«Красная Шапочка», «Серебряный замочек» - «Золотой ключик», «Кепка»- «Репка», «Коробок»-«Колобок».

Грамматические сказки: «Где прячется Маша», «Только ласковые слова».

Лексические сказки: Главные герои слова. Гномики – приятели (слова синонимы, гномики – неприятели (слова антонимы, гномики – близнецы (слова омонимы).

Сказки по обучению грамоте: «Друзья КРОНТИКА учатся читать».

Мелкая моторика: я использую пружинки – ершики. Здесь решаются многие задачи: 1. Автоматизация звуков. 2. Развитие лексико-грамматических категорий (предлоги). 3. Детям предлагается сделать куклу. И можно с ней поиграть в зависимости от того, какие задачи вам нужно решить.

Развитие связной речи происходит во всех этих играх.

Логосказка – интерактивная сказка, так как требует не пассивного созерцания, а активного участия в ходе повествования. (диски)

Арт-терапия. Раскраска для детей.

Последнее время получили большое распространение «Арт — терапия для детей» раскраски. В них предложены рисунки на самую разнообразную тематику – от просто графических, до изображений домов, животных, цветов.

Раскрашивая в раскраске рисунки, ребенок может побыть наедине с собой, отгородиться от обильного потока информации. Это дает возможность уменьшить количество переживаемых детьми стрессов и неприятностей, а также сохранить здоровье.

Большую роль при использовании раскрасок играет цветовая гамма. Она указывает на психоэмоциональное состояние ребенка и позволяет выявить первые признаки различных заболеваний, помогает понять эмоциональное состояние ребенка, а также влиять на него.

Арт-терапевты даже выделяют цвета в различные группы, способные влиять на определенные психические состояния. Иногда просто достаточно подобрать нужные оттенки цвета для выздоровления. Например, раскрашивая рисунок в теплые цвета можно помочь ребенку повысить иммунитет, пробудить системы жизнедеятельности организма.

Если использовать холодные цвета, то можно достичь успокоения и гармонии. Темные тона также могут принести пользу. Они помогают замедлиться и накопить силы для новых свершений.

Цвет раскраски и характер ребенка

Так, преобладание красного цвета говорит о наличии агрессии и завышенной самооценки. Если же он содержится в равном количестве с другими цветами, это означает, что ребенок обладает энергичностью и решительностью.

Синий поведает об ответственности собранности, однако его большое количество, напротив, указывает на холодность и отчужденность, а также на нежелание общаться.

Зеленый покажет возможности ребенка по преодолению трудностей.

Желтый – расскажет о жизнерадостности и оптимизме, если же он отсутствует, то родителям стоит обратить внимание на переменчивость настроения у ребенка.

В последнее время приобретают популярность и раскраски для взрослых. Раскрашивая готовые рисунки, мы можем уменьшить стресс, уснуть, стать креативнее, снять усталость и напряжение после рабочего дня. Я хочу предложить вам 6 раскрасок, которые помогут почувствовать себя лучше.

Итог мастер- класса

- Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе некоторых направлений арт-терапии для развития речи детей. Данные приёмы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса.

А мне остаётся только поблагодарить вас за внимание.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у детей «Количество и счет» ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ Изучать математику с ребёнком трёх лет – это весёлое и увлекательное занятие, заниматься которым.

Использование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детейИспользование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детей Наша группа не совсем обычная. У нас воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В основном это дети с заболеванием.

Использование нетрадиционных приемов работы со сказками в развитии связной речи детей «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» А. С. Пушкин Для ребенка хорошая связная речь – залог успешного обучения грамоте и.

Использование нетрадиционных техник рисования с элементами арт-терапии в группе компенсирующего вида для детей с ОНР Содержание 1. Введение. Виды арт-терапии, направление и формы работы. 2. Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности.

Использование в образовательном процессе здоровье сберегающих технологий, методик и приемов оздоровления детей. Чтобы сохранить физическое здоровье детей, поддержать положительно эмоциональный настрой мы в своей работе используем здоровье сберегающие.

Мастер-класс для педагогов «Использование приемов мнемотехники в работе с дошкольниками» Приветствие Утром рано вы проснулись, потянулись (потягиваются) Где же,Солнышко? Солнышко! (фонарики вверху) Выпивали чашку чая (одна ладошка.

Мастер–класс по использованию элементов Су-Джок терапии в логопедической работе «Ёжик на прогулке» «Ежик на прогулке» Цель: - выработка правильных, полноценных движений и определенных положений артикуляционных органов, необходимых для.

Мастер-класс «Применение игровых приемов с использованием Су-Джок терапии в коррекционно-логопедической работе» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Теремок» с приоритетным направлением художественно – эстетического развития.

Использование приемов мнемотехники в формировании начал экологической культуры у детей 4–5 лет ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В ФОРМИРОВАНИИ НАЧАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ. Дошкольный возраст - один из самых ценных.

Тема опыта: Повышение качества музыкального образования детей через использование нетрадиционных приемов обучения. Повышение качества музыкального образования детей через использование нетрадиционных приемов обучения. Технология опыта. Считаю, что.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс по логопсихологии «Использование приемов арт-терапии для восстановления психологического состояния детей с ОНР»
Опубликовано: 28 сентября 2016 в 16:36
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс по логопсихологии «Использование приемов арт-терапии для восстановления психологического состояния детей с ОНР»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Николаевна Ягупова (УИ 799249) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД