МААМ-картинки

Использование сказок в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста

Татьяна Потехина
Использование сказок в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

В рамках выпускной квалификационной работы, мною проводилось исследование на тему: Использование сказок в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность использования сказок в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Публикация «Использование сказок в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

База исследования: МОДОУ д/с "Ягодка" 655163, республика Хакасия, город Черногорск, улица Генерала Тихонова, дом 13 .

Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа:

1. Констатирующий этап – выявить уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста, декабрь 2016 г.

2. Формирующий этап – использование сказок для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста, январь – февраль 2017 г.

3. Контрольный этап – оценка эффективности использования сказок в развитии связной речи у старших дошкольников, март 2017 г.

В экспериментальном исследовании принимали участие две группы детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

На констатирующем этапе исследования мною были использованы серия заданий для исследования связной речи детей по методике обследования О. С Ушаковой, Е. М Струниной.

Данная методика предназначена для выявления уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Для оценки выполнения заданий используется балльно-уровневая система.

Результаты исследования развития связной речи показали, что у детей экспериментальной группе преобладает средний уровень развития связной речи – 9 детей (45%), у 7 детей – низкий уровень (35%) и у 4 –высокий уровень (20%). В контрольной группе средний уровень развития связной речи – 10 детей (50%, у 5 детей – низкий уровень (25%) и у 5 – высокий уровень (25%).

Таким образом, проведенный констатирующий эксперимент по исследованию уровня развития связной речи у детей позволил выделить следующие трудности в овладении детьми навыками связного рассказывания :

– дети затрудняются при построении предложений, нарушен порядок слов в предложении;

– затрудняются при установлении логично – смысловых отношений между предметами, изображенными на картинках;

– отмечено большое количество грамматических ошибок при составлении рассказа.

Полученные данные о состоянии связной речи у детей свидетельствуют о необходимости проведения работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием сказок.

Мною была разработана и предложена система мероприятий для детей экспериментальной старшей группы на основе использования сказок в воспитательно-образовательном процессе МОДОУ д/с "Ягодка".

Формирующий эксперимент проводился в период январь – февраль 2017 г.

Цель формирующего этапа: повышение уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста при системном использовании сказок.

Для проведения работы с детьми мною была выбрана волшебная сказка. Данный выбор не случаен, так как именно в волшебной сказке можно наблюдать все необходимый элементы сказки, собраны различные яркие образы. Кроме того, волшебная сказка несет в себе воспитательный и обучающий элемент, она вызывает интерес у детей. Сюжет волшебной сказки очень ярок, он постоянно меняется в неожиданном направлении, что способствует развитию мышления и воображения у ребенка.

Для того, чтобы восприятие детьми волшебной сказки было более глубоким, а речь образной и яркой, мною был разработан план по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста. В целом составленная программа включала в себя различные направления работы с детьми, что позволило сделать весь процесс не просто увлекательным, но и весьма эффективным.

Система работы по формированию связной речи велась в двух направлениях:

1. Обучение в специально созданных обучающих ситуациях в процессе проведения НОО.

2. Обучение и закрепление знаний детей в повседневной жизни.

Первоначально мною проводилась работа по ознакомлению ребенка со сказкой через ее прочтение взрослым. Исходя из той цели, что была поставлена мною на формирующем этапе, мною использовалось сочетание различных методов работы:

I. Элементарный анализ языка сказки. Данный метод заключается в том, что воспитатель совместно с детьми наблюдает за тем, какими средствами автор добивается того, чтобы его сказка была сказочная, яркая, привлекательная.

II. Сравнение сказок. При использовании метода сравнения детям предлагаются различные игры на сравнение: «Кто на кого похож? Что на что похоже? У кого сравнение точнее, у кого – самое неожиданное и в то же время точное?».

III. Метод узнавания и воспроизведения стилистических особенностей заключается в том, что детям предлагаются к рассмотрению иллюстрации, а дети должны узнать (вспомнить и сказать, какой герой и из какой сказки изображен на картинке.

IV. Эксперимент с художественным образом. Данный метод состоит в том, что дети принимали участие в проигрывании сказки, в процессе проигрывания дети становились героями сказок и им приходилось вспоминать и воспроизводить в своей игре речевые особенности героя сказки, его характер, особенности поведения, взаимоотношения с другими героями сказки. Так, нами была поставлена пьеса-сказка «Колобок - Ледяной бок».

V. Оценка и суждение. Детям предлагалась на обсуждение сказка. Необходимо было вспомнить, какие есть герои, каждый ребенок выбирал одного наиболее понравившегося ему героя и аргументировано доказывал его достоинства, рассказывал, почему ему понравился именно этот герой.

Изучив универсальную методику работы со сказкой, разработанную педагогом Л. Б. Фесюковой «Воспитание сказкой», использовались следующие методы работы со сказкой :

- Изменение ситуации в знакомых сказках : постепенно дети учатся сами менять ситуации в сказках; новое развитие сюжета побуждает ребенка придумывать, учит рассуждать.

- Перевирание сказки воспитывает чувство юмора, лукавство, понимание иронии. Вот один пример перевирания сказки «Колобок» : «Катится, катится колобок, а навстречу ему тигр (нет, не тигр, а заяц и т. д.).».

- Знакомые герои в новых обстоятельствах. Данный метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у ребят, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в совершенно другие обстоятельства.

На занятиях и в совместной деятельности формировали у детей основы устной речи :

*учили задавать вопросы героям;

* отвечать и задавать вопросы по содержанию;

* ставили вопросы не только проблемного, но и поискового характера.

Таким образом, реализация всего намеченного содержания с использованием разнообразных методов и приемов обучения положительно повлияла на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Обогатились представления детей о структуре связного высказывания, способах соединения отдельных его частей в единое целое. В своей речи дети стали больше использовать образных, красочных выражений. Улучшилось качество интонационной выразительности речи. Сократилось количество пауз и повторов.

Контрольный этап исследования проводился в марте 2017 года.

Цель контрольного этапа: оценить эффективность использования сказки в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

В контрольном исследовании принимали участие также две группы по 20 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Мною была использованы аналогичная серия заданий для исследования связной речи детей по методике обследования О. С Ушаковой, Е. М Струниной.

Результаты контрольного этапа исследования, у детей экспериментальной группы преобладает высокий уровень развития связной речи - 13 детей (65%, то есть больше половины группы. У 6 детей (30%) средний уровень развития связной речи и только у одного ребенка (5%) низки уровень развития связной речи.

В контрольной группе уровень развития связной речи также показал положительную динамику, однако преобладающим остался средний уровень развития навыков связного рассказывания. Так, высокий уровень развития связной речи показали 6 детей (30%, средний уровень развития умения рассказывать обнаружен у 12 детей (60%, низкий – 2 ребенка (10%).

По результатам контрольного этапа опытно-экспериментального исследования можно сделать выводы:

В качественном отношении у детей экспериментальной группы более выражено умение грамотно строить предложения, полнота использования лексики оригинала, умение заменить авторские выражения своими, что подтверждает эффективность использования приемов работы со сказкой на речевых занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.

Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что проведенная мною работа над связной речью с использованием русских народных сказок помогла детям повысить уровень развития связной речи.

Данная работа будет полезна для педагогов-практиков, которые хотят оптимально и эффективно развивать связную речь детей.

Публикации по теме:

Использование мнемотаблиц, схем в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста (РМО-2016 г) СЛАЙД № 1 «Использование мнемотаблиц, схем в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста» (РМО-2016г) Иванова Ирина Сергеевна.

Использование мнемотехники при формировании связной речи у детей дошкольного возраста Формирование речи у детей дошкольного возраста является очень важной и трудно решаемой задачей. Успех ее решения необходим для подготовки.

Роль семьи в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста Введение Речь ребенка привлекала внимание многих исследователей как отечественных, так и зарубежных. В. П. Вахтеров – первый в России – предпринял.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи детей школьного возраста Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих.

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей с ОНР. Слайд 1. Картинка Слайд 2. На сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста- явление очень редкое. Современный мир насыщен.

Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей с нарушением речи Гуманизация и демократизация всех сфер жизнедеятельности общества оказали существенное влияние и на дошкольное образование. Овладение родным.

Опыт работы «Использование метода моделирования в развитии связной речи детей старшей группы дошкольного возраста» Цель работы: определить влияние использования метода моделирования в развитии умений структурирования связных высказываний дошкольниками.

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника.

Проект в старшей группе «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» Огромный поток заимствованных терминов из иностранных языков, ворвался в жизнь не только взрослых, но и детей, что угрожает красивому, живому.

Родительское собрание. Использование моделирования для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста Игра «Брейн – ринг». Тема: «Использование игровых моделей в работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста». Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование сказок в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 3 апреля 2017 в 09:30
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование сказок в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Потехина (УИ 1129953) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД