МААМ-картинки

Развитие сенсорных способностей дошкольников

Елена Бордовская
Развитие сенсорных способностей дошкольников

Вовлекая детей дошкольного возраста в музыкальную деятельность огромное значение занимают музыкально-дидактические игры. Их разнообразие позволяют развивать сенсорные способности, активизируют умственные процессы, воспитывают нравственные качества личности, также игры развивают творческие способности детей, они помогают более успешно усваивать навыки и умения. В игре у детей формируются произвольные психические процессы. Решая разнообразные задачи в музыкально-дидактических играх, детям приходится проявлять умственные, волевые усилия, действовать по правилам и подчиняться интересам коллектива, управлять своим поведением.

Публикация «Развитие сенсорных способностей дошкольников» размещена в разделах

Знакомство с музыкальными-дидактическими играми можно начинать с раннего возраста. Ведь многие игры построены на знакомых детям литературных произведениях, с использованием знакомых персонажей, а музыка только обогащает развитие у детей сенсорных способностей.

В младшем дошкольном возрасте дети хорошо откликаются на дидактические игры с пением, в которых пение взрослого сопровождается движениями. Одну из игр - «Разминка» Е. Макшанцевой - использую не только для развития чувства ритма, но и для того, чтобы настроить детей на музыкальную деятельность, для создания благоприятной обстановки.

В младшем возрасте хорошо проводить игры:

• На развитие динамического восприятия: «Тихо-громко», «Ноги и ножки», «Колокольчики».

На различение характера музыки: «Что делает мишка?», «Зайцы на полянке», «Что делают дети»

• На развитие ритмического восприятия: «На чём играю», «Музыкальный паровоз», «Кто идёт», «Веселые дудочки».

• На развитие звуковысотного слуха: «Кто с кем ходит», «Птица и птенчики», «Веселые матрешки», «Три медведя».

Также я использую на занятиях игры со словом. Особенность этих игр в том, что их можно проводить без музыкального сопровождения, под мелодизированный текст. В основе таких игр-народный текст. Они удобны для распевного выразительного произношения. Наличие мелодического и ритмического начала позволяет выполнять движения по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Одновременно у детей развиваются двигательные навыки (пружинистые полуприседания, дробный шаг, шаг с высоким подъемом ног и др.) и координация движений.

Солнышко, солнышко, пружинистые полуприсдания

Выгляни в окошко: с одновременными хлопками в ладоши

Твои детки плачут, легкие прыжки на двух ногах

По камушкам скачут.

+++

Как на нашем на лугу ритмические полуприседания

Стоит чашка творогу с одновременным раскачиванием рук вперед-назад

Прилетели две тетери, поскоки на месте

Поклевали, присесть на корточки

Улетели … пружинистые полуприседания с одновременными взмахами рук вверх-вниз

Из практики заметила, что детей очень привлекают игры с использованием каких-либо предметов: карточки, деревянные палочки, связки ключей, детские музыкальные инструменты. С использованием таких атрибутов даже самый скромный и нерешительный ребенок с удовольствием включается в деятельность. Например, в старшей группе была девочка Таня Б., очень стеснялась, чувствовала неуверенность в своих действиях, неохотно откликалась на инициативу взрослого. Но стоило внести в игру «Капельки» (на развитие силы звука) с использованием связок ключей, Таня сначала неуверенно их взяла и чувствовалось ее скованность от незнания, что же делать с ними. И после объяснений правил игры и ее проведения, было видно, что ей очень понравилось. И на следующих занятиях я стала замечать, что Таня стала проявлять активность не только в играх, но и в других видах музыкальной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте рекомендую следующие музыкально-дидактические игры:

Развитие звуковысотного слуха: «Музыкальное лото», «Ступеньки», «Где мои детки?», «Мама и детки», «Полёт»

Развитие чувства ритма : «Определи по ритму», «Ритмические полоски», «Учись танцевать», «Ищи».

Развитие тембрового слуха : «На чем играю?», «Музыкальные загадки», «Музыкальный домик».

Развитие диатонического слуха: «Громко, тихо запоем», «Звенящие колокольчики».

Развитие восприятия музыки и музыкальной памяти: «Будь внимательным», «Музыкальный магазин», «Времена года», «Наши песни».

Многократное повторение музыкальных игр-это хорошо, но надо не забывать, что и самое любимое занятие может надоесть и вызвать отказ со стороны ребенка. Чтобы такого не случилось важно в играх использовать вариативность.

Например, в игре «Придумай свой ритм» дети могут проявить свое творчество, прохлопать ритм на свое усмотрение, а потом можно предложить тоже выполнить с помощью детского музыкального инструмента или пропеть свой ритм на слог «ля», «та», выложить ритм из дощечек коротких и длинных полосочек.

Чтобы не получилось, что музыкальные способности детей «не открылись» при входе в зал и «не закрылись» при выходе из него, важно проводить работу с воспитателями и родителями.

Таким образом, музыкально-дидактических игры важны для развития самого ребенка, его личности, а не только для музыкально-сенсорного развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Новикова Г. П. Музыкальное воспитание дошкольников. Издательство: АРКТИ, 2000.

2. Гогоберидзе А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Издательский центр «Академия», 2005.

Публикации по теме:

Развитие сенсорных способностей дошкольников Актуальность: Сенсорное развитие во все времена было и остаётся важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное воспитание-это.

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное.

Мастер-класс «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить.

Отчёт по самообразованию на тему «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» Перспективный план работы на 2017-2018 учебный год На тему: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» Месяц Формы работы.

Перспективное планирование по использованию дидактических игр на развитие сенсорных способностей Сентябрь 1. Игра «Разноцветные палочки» Цель: закрепление знаний по цвету. Дидактическая задача: закрепить у младших дошкольников представления.

Развитие сенсорных способностей детей младшего возраста в дидактических играх Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего.

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста. Консультация для родителей Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное.

Развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ Милевская Н. В., воспитатель МБ ДОО детский сад №7 г. Котово milevskayaya@gmail.com.

Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры» На этапе раннего детства ознакомление со свойствами.

Развитие интеллектуально-познавательных способностей дошкольников посредством сенсорных дидактических игр Развитие интеллектуально-познавательных способностей дошкольников посредством сенсорных дидактических игр. В исследованиях отечественных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие сенсорных способностей дошкольников
Опубликовано: 24 октября 2018 в 23:45
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД