Получи документы

Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры

Екатерина Бекетова
Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры

«Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»

На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребёнка.

Публикация «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры» размещена в разделах

Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.

Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Видные ученые называют ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Основные задачи в сенсорном воспитании детей второго-третьего года жизни: научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Для решения данных задач использовать следующие принципы:

• принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию детей раннего возраста;

• принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;

• принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;

• принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики;

• принцип тесного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения по гармоничному развитию, воспитанию и обучению детей раннего возраста.

Сенсорное воспитание детей раннего возраста происходит в разных видах деятельности:

1. Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

2. Экспериментирование с материалами и веществами (вода, песок, тесто и др.);

3. Общение и совместные игры с взрослыми и сверстниками.

Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопление представлений об окружающем мире. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания.

Основная особенность дидактических игр - обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность более планомерно использовать эти игры для развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.

В дидактических играх и упражнениях нужно предоставлять детям возможность повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражняю в их узнавании и различии.

В работе с дидактическими играми на сенсорное восприятие используют разнообразные методы и приемы, такие как, создание проблемной ситуации: внесение игрушки, экспериментирование, использование разных видов оценок (приз, сюрпризный момент, словесная положительная оценка и др., активизирующего общения: совместный поиск правильного ответа на вопрос, использование личного опыта ребенка, взаимопомощь друг другу, обращение к детям с вопросом, пояснением, рассказом.

Подбирая дидактические игры, обязательно продумывают цель и дидактическую задачу, определяют место и роль игры в системе обучения и воспитания, проектируют саму игру и определяю степень участия в ней всех детей, продумывают оказание помощи детям, испытывающим какие-то затруднения.

Дидактическим играм предъявляют следующие требования: яркость, эстетичность, многофункциональность. Особый акцент делают на подбор игрушек, организацию развивающей среды, сферу общения.

Организацию дидактических игр осуществляют в трех основных направлениях: подготовка, проведение игры, правила игры.

1. Подготовка включает:

- отбор игры в соответствии с задачами обучения (углубление, обобщение, активизация знаний);

- установление соответствий дидактической игры программным требованиям воспитания и обучения детей раннего возраста;

- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;

- выбор места;

- определение количества играющих;

- подготовка необходимого дидактического материала;

- подготовка к игре детей;

2. Проведение игры :

- ознакомление детей с содержанием игры;

- объяснение хода и правила игры;

3. Правила игры :

- основная цель правил игры - организовать действия, поведения детей;

- правила могут запрещать, разрешать, предписывать что - то детям в игре.

В своей работе использую различные виды дидактических игр, некоторые из которых изготовлены собственными руками.

Для развития тактильного восприятия ребенка использую игры с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Например, такие игры, как «Сюрприз», «Озорные ладошки». Целью этих игр является обогатить сенсорные ощущения детей, ознакомить с формой и цветом, развивать мелкую моторику.

Для развития зрительного восприятия предлагаю детям такие игры как : «Разноцветные бусы», «Посади бабочку на цветок», «Собери букет», «Подбери чашку к блюдцам», «Спрячь мышку», и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету. Особое внимание для развития зрительного восприятия обращаю на эстетическую сторону дидактического материала.

Для восприятия формы использую такие игры как : «Какой это формы», «Волшебный мешочек», «Подбери фигуру», «Узнай фигуру» и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме, вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.

Для восприятия величины подбираю такие игры как : «Большие и маленькие», «Какой мяч больше?», «Угости зайчика», «Поручения» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.

Для слухового восприятия использую в образовательной деятельности с детьми такие игры как : «Найди конфетки по звучанию», «Что звучит?», «Угадай, где позвонили» и т. п. Эти игры обеспечивают формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы.

В течение дня предлагаю детям следующие игры с предметами : «Сложи матрешку», «Собери пирамидку», «Построй башенку» и т. п. Действуя с предметами, ребенок познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношения.

Для развития мелкой моторики использую игровые дидактические материалы : предметы-вкладыши, стержни для нанизывания колец, коробочки для проталкивания фигур разной формы, шнуровки, дидактические игрушки, изготовленные своими руками, включающие различные виды застежек: пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии и т. д.

Использую дидактические игры и упражнения в течение всего дня пребывания ребё нка в детском саду: в режимных моментах (например, на прогулке, предлагаю детям собрать только жёлтые листочки или только большие; прошу принести красное ведёрко и красный совочек и т. д.); включаю дидактические игры и упражнения в совместную деятельность и, конечно, в самостоятельную деятельность детей.

Развиваю сенсорные представления в центре воды и песка, где детям предлагались следующие игры : «Найди шарик», «Найди кубик». Дети самостоятельно прячут предметы и с радостью находят их. Также играют в центре воды и песка с большими и маленькими игрушками, сравнивают на ощупь песок, пшено, рис, фасоль, горох. Они замечают, что все камешки разного размера, играя с песком, дети пересыпают его, делая из него постройки.

Уровень сенсорного развития дошкольников во многом определяется степенью осведомленности родителей по данной проблеме. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение родителей в области сенсорного развития детей через дидактические игры. С этой целью были запланированы и проведены различные мероприятия:

консультации о подборе развивающих игр для ребенка;

индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку;

оформление информации по данной теме в уголках для родителей;

совместное изготовление дидактических игр;

подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на сенсорное развитие.

Дидактические игры, развивающие сенсорное восприятие, очень нужны ребёнку раннего возраста. Они приносят в жизнь ребёнка радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях.

В заключение, следует отметить, что постепенно, в результате образовательной работы с использованием дидактических игр у детей накапливается сенсорный опыт в разных областях, который становится основой развития всех способностей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете,.

Дидактические игры, направленные на развитие сенсорных способностей и мелкой моторики у детей раннего возраста Введение Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных.

Музыкально-дидактические игры как средство формирования музыкально-сенсорных способностей у детей дошкольного возрастаМузыкально-дидактические игры как средство формирования музыкально-сенсорных способностей у детей дошкольного возраста Гуманистическая тенденция формирования общества неразрывно связана с идеей “развивающейся личности в развивающемся мире”. Решение данной.

Опыт работы «Формирование цветовосприятия через дидактические игры у детей раннего возраста» Опыт работы направлен на формирование представлений о сенсорных эталонах цвета через дидактические игры у детей раннего возраста. Формирование.

План по самообразованию «Развитие сенсорных способностей старших дошкольников через дидактические игры» Тема: «Продолжать развивать сенсорные способности старших дошкольников через дидактические игры». Составитель: Афанасьева Ю. Е..

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры. Моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего.

Родительское собрание в первой младшей группе на тему «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста»Родительское собрание в первой младшей группе на тему «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста» Тема: Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей раннего.

Самообразование на 2017–2018 учебный год «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры» Актуальность темы: На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных.

Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры. Именно в первые годы жизни закладывается тот багаж, который будет способствовать.

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры». План работы по самообразованию воспитателя группы раннего возраста на 2017-2018 учебный год. Воспитатель: Слащева. К. В. Тема: «Развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры
Опубликовано: 10 марта 2018 в 17:21
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД