Получи документы

Опыт работы «Формирование цветовосприятия через дидактические игры у детей раннего возраста»

Анастасия Наумова
Опыт работы «Формирование цветовосприятия через дидактические игры у детей раннего возраста»

Опыт работы направлен на формирование представлений о сенсорных эталонах цвета через дидактические игры у детей раннего возраста.

Формирование сенсорного опыта детей раннего возраста – основа познания мира.

Публикация «Опыт работы „Формирование цветовосприятия через дидактические игры у детей раннего возраста“» размещена в разделах

Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

В соответствии с действующим федеральным государственным образовательным стандартом на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.

В ООП ДО комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка. Отдельным разделом в содержании образовательной области «Познание» представлено «Сенсорное развитие», которое направлено на формирование у детей всех возрастных групп познавательных интересов и на их интеллектуальное развитие.

На протяжении долгого времени цвет остается важным объектом исследований, только подходы ученых к этой проблеме осуществлялись с различных сторон.

В начале 17 века чешский педагог Ян Амос Коменский впервые рассмотрел вопросы целенаправленного формирования у детей чувства цвета. Он считал, что формирование у детей интереса к цвету должно осуществляться постепенно и строиться с учетом возрастных особенностей. По мнению Я. А. Коменского, цвет имеет большое значение в развитии эстетического восприятия детей и может выступать для ребенка как один из признаков предмета. Поэтому отношение детей к цвету может строиться на основе их отношения к данному предмету

(ребенку понравился по вкусу ярко-красный, сочный помидор, и на основе этого он положительно относится к красному цвету).

Взгляды Я. А. Коменского полностью разделял немецкий педагог Фридрих Фребель. Для обучения детей восприятию различных цветов и оттенков Ф. Фребель предлагал специальные методы и приемы. Ф. Фребелю принадлежит одна из первых классификаций последовательности называния детьми цветов. (Прежде всего, называется чистый цвет сам по себе (красный, зеленый и т. д. Затем называются цвета по их внутренней силе (темный, светлый и т. д., и в конце – отдельные цвета по их видам смешивания.)

Большое значение воспитанию чувства цвета придавала итальянский врач, педагог, ученый, философ Мария Монтессори. Она считала, что формирование чувства цвета играет значительную роль в психофизическом развитии ребенка, но это развитие не происходит само по себе, а требуются специальные усилия педагога. М. Монтессори считала, что эффективная работа по формированию у детей умения различать, называть и использовать различные цвета и оттенки возможна только при наличии специальных дидактических средств. Впервые в истории педагогики М. Монтессори были разработаны наглядно-дидактические материалы для работы с детьми.

Содержание и методика развития цветового восприятия детей, усвоение ими цветовых эталонов, знаний о цветах и способах их получения были подробно изучены в отечественной науке в результате проведения исследований по сенсорному воспитанию.

По мнению Е. И. Радиной зрительные восприятия на ступени раннего возраста играют очень большую роль в умственном развитии ребенка, упражнять малыша в различении цветов надо систематически и в разнообразной форме. Особенно важным является упражнение в быту, в жизненных ситуациях: взрослый называет цвет одежды, обуви и других предметов обихода. Жизненная соотнесенность цвета с предметами, близкими ребенку, облегчает ему усвоение названий цветов. Куклы в платьях разного цвета, автомобили различной окраски также помогают запомнить названия цветов. Этой же цели служат и некоторые дидактические игрушки и игры.

По утверждению В. Н. Аванесовой при осуществлении задач сенсорного воспитания важная роль принадлежит дидактическим играм. Дидактические игры

Е. А. Янушко отмечает, что сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат хроматические и ахроматические цвета. Она рекомендует начинать знакомство ребенка раннего с цветами из 4 цветов : красный, желтый, зеленый, синий. Дети в процессе практических действий учатся узнавать и различать эти цвета, называть их.

Формирование цветового восприятия – одна из важных педагогических проблем, требующих решения как на теоретическом, так и на практическом уровне.

В свете исследуемой проблематики формирования цветовосприятия был обнаружен ряд противоречий:

• между относительно развитыми органами чувств у новорожденного и неспособностью ребенка раннего возраста к восприятию окружающих его предметов в их целостности и постоянстве;

• между необходимостью накопления сенсорных впечатлений и недостаточной сформированностью необходимых условий для организации этого процесса;

• между зрительным восприятием и словесным обозначением цвета;

• между осознанием важности использования дидактических игр и недостаточной компетентностью в вопросах особенностей организации этой деятельностью на ступени раннего детства.

Разрешение указанных противоречий нацелило на выбор ведущей цели деятельности: формирование сенсорных эталонов цвета у детей раннего возраста посредством дидактических игр.

Необходимо:

• познакомить детей с понятием «цвет» как свойством объектов окружающего мира.

Сформировать у детей сенсомоторные навыки в играх с дидактическим материалом : умение выделять и учитывать цвет; умение группировать в соответствии с образцом предметы по цвету; умение пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета.

• Обогатить чувственный опыт детей через наглядный материал.

Из вышесказанного делаем вывод, что только при систематическом и последовательном использовании дидактических игр у детей будет формироваться цветовосприятие, умение пользоваться эталонами цвета как системами чувственных мерок для анализа окружающего мира.

Работу по данной теме я начала с изучения научно-методической литературы, тематической подборки из методической литературы, статей из журналов «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Дошкольная педагогика», содержащих идеи оформления сенсорного уголка. Это дало толчок к проявлению фантазии и творчества в создании мини-центров с сенсомоторной направленностью, приобретению и изготовлению игр и пособий, созданию картотеки игр по сенсорному развитию. Был проведен мониторинг уровня сформированности у детей представлений о цвете. В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Поэтому вся работа выстроена так, что родители оказались непосредственными участниками, активными помощниками создания развивающей среды для обучения и развития ребят. Проводилось анкетирование родителей, были проведены родительские собрания, консультации для родителей, где шел разговор о работе по ознакомлению детей с цветом, о важности своевременного формирования сенсорных эталонов, о создании условий, т. е. развивающей среды в группе для этого, значении цветовосприятия и цветоразличения в жизни ребенка, о том, какая работа должна проводиться в семье в этом направлении.

Таким образом, в результате работы с литературой выяснилось, что цвет – это одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Восприятие цвета может частично меняться в зависимости от психофизиологического состояния наблюдателя, например, усиливаться в опасных ситуациях, уменьшаться при усталости.

Восприятие – это процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.

В основе лежит теория восприятия Александра Владимировича Запорожца, которая предполагает, что восприятие свойства предмета строится на основе расширения круга сенсорных эталонов и развития перцептивных действий.

Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат хроматические и ахроматические цвета.

Одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности детей является дидактическая игра. В игре заложены огромные воспитательные, образовательные и развивающие возможности. Ребенок, увлеченный игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности. Дидактическая игра – одна из форм обучаемого воздействия педагога на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей.

Для формирования определенной системы знаний по данной теме я использую в работе следующие принципы :

1. Принцип доступности и индивидуальности.

Каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития, свой имеющийся первоначальный сенсорный опыт. Считаю своей главной задачей - знать личностные особенности каждого ребенка, искать методы индивидуальной работы с каждым из них. Подбираемый для дидактических игр материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку.

2. Принцип последовательности и систематичности.

Важным фактором при ознакомлении с цветом является последовательность, предусматривающая постепенное усложнение материала. Знакомство с цветом проходит в определенной последовательности: начинаем с красного цвета, затем синий, желтый, зеленый. При этом ознакомление с новым цветом проводится параллельно с закреплением ранее изученного цвета. Вначале обучения я использую контрастные цвета.

Далее учитывается систематичность.

Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность; последовательность от простого к сложному. На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю.

3. Принцип связи с жизненным опытом.

От умелой реализации этого принципа зависит конкретный результат, успех и качество обучения ребенка понятию цвета. Существенным фактором в методике проведения дидактических игр является взаимосвязь обучения в дидактической игре с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулках, во время самостоятельной деятельности, во время игры и т. д. Во время прогулки определяем с детьми цвет машин, ищем такой же листок по цвету, при одевании на прогулку обращаем внимание на цвет одежды. (Д/и «Оденем куклу», «Соберем листья желтые и зеленые», «Покажи цветок такого же цвета»).

4. Принцип наглядности.

Учитывая психологию, возрастные особенности детей раннего возраста, наглядность играет большую роль в сочетании со словами. При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами. Правильно подобранные по цвету дидактические пособия несут в себе большой эмоциональный заряд.

5. Принцип эмоциональности.

Дети этого возраста не способны заставить себя сделать то, что не вызывает интереса, поэтому их успехи зависят не только от доступности материала, но и от заинтересованности. Все общение взрослого должно быть выразительным, эмоциональным и «заразительным». Интерес к деятельности легко передается маленькому ребенку, когда взрослый сам увлечен ею.

С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная цветовая информация, но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определенной последовательности. Рассмотрим более подробно, как развивается у ребенка восприятие цвета :

1. Вначале при определении цвета большую роль играет примеривание, сопоставление путем приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенок может увидеть их одинаковость или неодинаковость. При этом он может ещё не владеть восприятием цвета, но видеть, что оба предмета красные или один из них красный, а другой желтый, то есть видеть, что цвета одинаковые или разные.

2. Когда ребенок научится определять сходство и различие цветов при их непосредственном контакте, то есть путем приложения или наложения, мы переходим к выбору по образцу. Это настоящее восприятие цвета, не требующее непосредственного контакта (наложения и приложения).

3. Дальше идет работа по закреплению названия цвета. На этом этапе ребенок различает цвета по слову-названию без необходимости прикладывания или сопоставления на глаз с образцом цвета, а также самостоятельно называет основные цвета. При помощи слова накопленный ребенком опыт восприятия цвета становится представлениями о цвете, которые ребенок использует в жизни (быту) и деятельности. Также дети учатся оперировать представлениями о цвете не только в реальных действиях, но и мысленно.

Все дидактические игры я классифицирую по характеру используемого дидактического материала. Это игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры. Выбор классификации не случаен. Проанализировав имеющиеся дидактические игры, я пришла к выводу, что игры с предметами соответствуют первому этапу обучения детей цвету и решают такие задачи:

- учить детей сличению цвета по принципу «такой – не такой»;

- учить сличать цвета в практической деятельности;

- учить подбирать пары предметов по цвету.

Настольно-печатные игры соответствуют второму этапу обучения цвету и соответственно направлены на решение следующих задач:

- закреплять умение различать цвета;

- учить подбирать, чередовать и сличать цвета в соответствии с образцом;

- закреплять знания названия цветов.

И словесные игры связаны с 3 этапом обучения и подчинены решению таких задач, как:

- учить воспринимать цвет с помощью зрения и по названию;

- учить сортировке изображений по цвету;

- учить использовать знания цветов и их названий в практической деятельности.

Содержание работы по сенсорному развитию реализуется в совместной деятельности взрослого и ребенка в разных видах деятельности детей : в познавательно-исследовательской, продуктивной, игровой, коммуникативной деятельности. Определенные знания по закреплению цвета дети получают и при проведении подвижных игр. Дидактические игры я провожу утром до завтрака, на прогулках, после дневного сна. Утром я планирую и создаю условия для игр, не требующих большой подвижности. Это игры индивидуальные или небольшими группами. Во время прогулок планирую игры. Не требующие сложного игрового оборудования.

Наиболее полно игры развертываются в вечернее время. В это время дети бодрые, активные. Могут сосредоточиться и полнее осмыслить структуру новой игры, а также интересно поиграть в уже знакомые игры. Объяснение правил я объединяю с показом игрового действия. С моими малышами я сама включаюсь в игру, чтобы вызвать у детей интерес к дидактическому материалу. Приучаю играть не мешая друг другу, постепенно подводя к умению играть небольшими группами.

Дидактические игры реализуются и в самостоятельной деятельности детей. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью.

В условиях свободного выбора и при умении выбирать ребенок может сам подойти к тому материалу, который внутренне необходим ему именно сейчас. А педагог, наблюдая за выбором ребенка, имеет возможность определить уровень его актуального развития и наметить перспективы работы в зоне его ближайшего развития.

Таким образом, формирование цветовосприятия у детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО успешно прослеживается во всех образовательных областях:

1. Социально-коммуникативное развитие происходит через развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками в дидактических играх;

2. Познавательное развитие происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета;

3. Речевое развитие – через обогащение активного словаря;

4. Художественно-эстетическое развитие – через развитие сенсорного восприятия;

5. Физическое развитие – через развитие мелкой моторики обеих рук.

В данном опыте представлена система работы, помогающая развивать познавательную сферу ребенка раннего возраста средствами дидактических игр, так как усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях.

Новизной и отличительной особенностью данного опыта является использование игровых методов и способов развития детской поисковой деятельности, что соответствует ФГОС ДО.

В результате целенаправленного развития восприятия цвета, планомерного педагогического руководства дети достигли следующих результатов:

дети познакомились с понятием «цвет» как свойством объектов окружающего мира;

созданы условия для развития у детей сенсорных функций, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр;

вырос уровень сформированности у детей сенсомоторных навыков в играх с дидактическим материалом : дети научились выделять и учитывать цвет, группировать в соответствии с образцом предметы по цвету, называть цвет.

Помимо проведенной диагностики, в процессе педагогического наблюдения в течение этого периода воспитатель и родители отметили следующие результаты:

повышение мотивации к деятельности, возросший интерес детей.

развитие самостоятельности, желание использовать дидактические игры в свободное время.

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию.

Индивидуальный план работы по самообразованию «Сенсорное развитие детей 3–4 лет через дидактические игры» Введение: Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное.

Инновационный педагогический проект «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры» 1. Актуальность и перспективность. «Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека».

Мастер-класс «Развитие памяти детей дошкольного возраста через дидактические игры» Слайд 1 Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу вашему вниманию представить свои мастер класс «Развитие памяти через дидактические игры»..

Опыт работы: «Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения». Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 4 г. Котово Волгоградской области Опыт работы на тему: «Формирование.

Опыт работы «Игры с нетрадиционным материалом как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста»Опыт работы «Игры с нетрадиционным материалом как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста» С введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры Роль дидактической игры в развитии речи младших дошкольников. «Родное слово-основа всякого умственного развития и сокровища всех знаний».

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры. Моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего.

Самообразование на 2017–2018 учебный год «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры» Актуальность темы: На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных.

Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игрыСенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. Сенсорное развитие детей 2-3 лет – необходимый и важный шаг в становлении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Формирование цветовосприятия через дидактические игры у детей раннего возраста»
Опубликовано: 27 ноября 2017 в 17:33
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД