Тунь Светлана Алексеевна
Опыт работы «Игры с нетрадиционным материалом как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Игры с нетрадиционным материалом как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста
С введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.
Публикация «Опыт работы „Игры с нетрадиционным материалом как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика» Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.
Понимая важность этой проблемы, я поставила перед собой цель развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста посредством игр с нетрадиционным материалом.
Для развития мелкой моторики рук я использую нетрадиционный материал :
1. Игры с использованием специальных тренажеров для самомассажа - шариков Су – джок.
Су-джок терапия является одним из эффективных приемов нетрадиционного обучения, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребёнка и благотворно воздействует, на весь организм в целом. Су-джок терапию можно отнести к методам самопомощи. В переводе терапия Су-джок означает: Су – кисть, Джок – стопа. Для использования данной технологии мною была подобрана картотека. Игры из картотеки использую как на НОД так и в индивидуальной работе. А также и в самостоятельной деятельности, т. е в уголке речевого развития. Так же в своей работе использую игры с кинетическим песком, что плодотворно влияет на мелкую моторику рук.
2. Игры с крупами и макаронами.
Крупа - очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком. Для создания данной игры я сделала стол, в котором три углубления, куда можно поместить три вида крупы. Для использования данной технологии использую такие игры как : «Прячем ручки», в этой игре детям предлагаю опустить ручки в емкость с крупой, зажимая и разжимая кулачки перетирать крупинки в ладошках, «Ищем секрет», в емкости с крупой прячу маленькие игрушки, например из киндера, и предлагаю отыскать «секрет», «Пересыпалки», с помощью этой игры предлагаю пересыпать крупу из одной ладошки в другую, «Найди такой же», в емкость насыпаю два вида макарон (виток, перья, после ребенку предлагаю разложить макароны по своим тарелочкам, в дальнейшем собираюсь окрасить макароны перья в различные цвета и буду учить детей нанизывать макароны на шнурок, а также изучать цвета; «Веселые рисунки», насыпаю в небольшой поднос манку и предлагаю ребенку что-нибудь нарисовать. Детям очень нравится данное упражнение, их фантазии просто нет предела, «Накорми петушка горошком, а куклу Машу макаронами», данная игра вызвала у детей большой интерес. Для игры я взяла Петушка и куклу Машу и предложила разложить нужные крупы в отдельные тарелочки.
Первоначально малышам было трудно контролировать свои движения, подчиняться простейшим правилам, большое количество крупы было рассыпано. Но постепенно, в процессе «вхождения в деятельность», дети научились играть в «развивающем центре».
3. Игры с прищепками.
Главная цель использования прищепок в игре - это развитие тонких движений пальчиков, что благотворно влияет на речевую зону мозга. Свою работу начала с создания шаблонов для игры и попросила у родителей воспитанников принести прищепки. Мною были созданы такие шаблоны как: солнышко, елка, ежик, тучка, морковка, рыбка, цветок и дерево, так же с помощью прищепок предлагаю детям построить забор.
Данная игра развивает у малышей мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, сенсорные способности, обогащает и активизирует речь малышей, обогащает опыт детей в действиях с предметами, развивает воображение и творческие способности, формирует умение следовать поставленной задаче, воспитывает внимательность и усидчивость.
В заключении я хочу сказать, что моторный уровень является базовым для развития высших психических функций, поэтому развитию мелкой моторики кистей рук должно уделяться серьезное и пристальное внимание с самого раннего возраста, так как именно в этот период уровень интеллектуального развития ребёнка напрямую связан с уровнем развития двигательной активности.