МААМ-картинки

Роль музыки в жизни дошкольников

Броева Ирина
Роль музыки в жизни дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Роль музыки в жизни дошкольников

Музыка должна быть постоянным спутником повседневной жизни детей, отражать окружающий их мир в ярких образах, вызывать сопереживание этих образов, будить чувства и мысли, стремление к деятельности, формировать внутренний духовный мир ребенка, побуждать к творчеству (Программа развития детей «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой).

Публикация «Роль музыки в жизни дошкольников» размещена в разделах

Музыкальное воспитание дошкольников осуществляется не только во время занятий, праздников, развлечений, но и в часы досуга, самостоятельных игр, во время прогулок, утренней гимнастики и т. д.

Включение музыки в повседневную жизнь детей в условиях детского сада определяется четким руководством со стороны воспитателя, который, учитывая цели и задачи воспитания, а также возможности, склонности и интересы детей, с помощью музыкального руководителя или самостоятельно подбирает музыкальный репертуар, предполагая включение его в разные моменты жизни ребенка.

Воспитателю необходимо так организовать жизнь детей в группе, чтобы она стала ярче, разнообразнее, чтобы знания, полученные детьми в процессе обучения на музыкальных занятиях, разнообразные впечатления от окружающего могли быть самостоятельно ими применены.

Подбор репертуара для определенного воздействия на эмоциональное состояние ребенка:

Репертуар

Релаксирующая, расслабляющая: К. Дебюсси. «Облака», А. П. Бородин. «Ноктюрн» из струнного квартета, К. В. Глюк. «Мелодия»

Тонизирующая, повышающая жизненный тонус, настроение: Э. Григ. «Утро», И. С. Бах. «Шутка», И. Штраус. Вальс «Весенние голоса», П. И. Чайковский. «Времена года» («Подснежник»)

Активизирующая: В. А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада» (финал)

М. И. Глинка. «Камаринская», В. А. Моцарт. «Турецкое рондо» П. И. Чайковский. «Вальс цветов» (из балета «Щелкунчик»)

Успокаивающая: М. И. Глинка. «Жаворонок», А. К. Лядов. «Музыкальная табакерка», К. Сен-Санс. «Лебедь», Ф. Шуберт. «Серенада»

Организующая: И. С. Бах. «Ария», А. Вивальди. «Времена года» («Весна», «Лето», С. С. Прокофьев. «Марш», Ф. Шуберт. «Музыкальный момент»

Продолжительность звучания музыки, подбор музыкальных произведений корректируется для каждой группы в соответствии с возрастом детей, временем суток, целей и задач использования музыкальных произведений

Далее рассмотрим некоторые возможности использования музыки в часы досуга, во время игр детей, на прогулках, в условиях различных занятий, связанных с художественной деятельностью детей

Использование музыки во время игр и в режимных моментах

В свободное от занятий время дети часто играют, в играх музыке отводится значительная роль. Например, играя в «концерт», «музыкальное занятие», «цирк» и т. д., дети вспоминают и исполняют знакомые песни, танцы, хороводы, импровизируют, сочиняя собственные песенки и подбирая их на металлофоне или другом музыкальном инструменте.

Даже если дети играют в игры, не связанные с музыкальной тематикой, музыка, разнообразное музыкальное сопровождение в них тоже может иметь место. Так, дети часто используют различные музыкальные инструменты для того, чтобы дать сигнал для отправления поезда, парохода. Веселая песенка, исполняемая детьми, может сопровождать их «путешествие» на автомобиле. Мальчики, играя в «солдат», четко маршируют под звуки барабана, «аккомпанируют» себе, отстукивая ритмический рисунок песни с помощью кубиков, палочек и т. д.

Существенную роль в музыкальном воспитании детей играют музыкально-дидактические игры, которые развивают музыкальный слух, творческие способности ребенка, помогают в игровой форме усваивать элементы нотной грамоты. Некоторые из них предварительно разучиваются на занятиях. В повседневной жизни воспитатель повторяет, закрепляет с детьми эти игры и знакомит с новыми.

Во многих музыкально-дидактических играх используются детские музыкальные инструменты (металлофон, цитра, колокольчики, бубен, барабан, треугольник и др.). Так, в игре на различение тембра воспитатель поочередно играет на разных детских инструментах и обращается к каждому играющему с просьбой назвать инструмент, который звучал.

Для дидактической игры на различение ритма воспитатель заранее готовит карточки с условной записью ритмического рисунка знакомых детям попевок из «Музыкального букваря» («Андрей-воробей», «Считалочка», «На лыжах», «Я иду с цветами» Е. Тиличеевой). Перед началом игры каждый играющий выбирает себе музыкальный инструмент (металлофон, триолу, бубен, погремушку и т. д.) Воспитатель показывает детям карточки, на которых в виде чередующихся прямоугольников и квадратиков разного цвета, условно обозначающих четверти и восьмую, «записан» ритм попевок. Сначала дети прохлопывают ритмический рисунок, изображенный на карточке, затем исполняют его на музыкальных инструментах и называют попевку. Выигрывает тот, кто правильно назовет большее количество попевок.

С помощью магнитофона, электропроигрывателя можно организовать игру на различение характера танцевальной музыки. Слушая танцевальную музыку в грамзаписи, дети стараются определить, что это — полька, вальс или русская плясовая. Определить характер музыки иногда помогают движения под нее. Двигаясь под музыку, дети как бы проверяют, правильно ли они назвали танец, подходят ли их движения к данной музыке (Ветлугина, С. 214-215).

Одним из эффективных средств, обеспечивающих положительное эмоциональное состояние детей в ДОУ, на фоне которого повышается успешность дошкольника во всех видах деятельности, является музыка. С ее использованием в повседневной жизни происходит накопление музыкального опыта детей. Обеспечивается возможность проявления самостоятельности детьми в музыкально-обогащенной среде.

Использование музыки на утренней гимнастике и на физкультурных минутках стало их неотъемлемой частью. К музыкальному сопровождению физических упражнений предъявляют ряд требований:

Виды музыкального сопровождения в зависимости от вида физических упражнений:

Тип движений, физических упражнений - Вид музыкального сопровождения

Упражнения с плавными, круговыми, маховыми движениями, с большой амплитудой - Вальс умеренного или медленного темпа и спокойного характера

Упражнения четкого, динамичного характера: наклоны вперед и в сторону, взмахи руками и ногами, выпады, передвижение ногами, поскоками, а также упражнения с палкой - Музыкальные произведения с ярко выраженным, четким ритмом, с акцентируемыми сильными долями, например, бодрый марш в умеренном или быстром темпе

Упражнения с четкими, энергичными, с короткой амплитудой движениями: сгибание и разгибание ног и рук, вращение руками, пружинящие присдеания, быстрые шаги, подскоки, наклоны и т. п. - Музыканое сопровождениес быстрым темпом, легкого, изящного характера, например, польку.

В отличие от музыкальных занятий использование музыки в быту организует воспитатель, консультируясь у музыкального руководителя. Развлечения и праздничные утренники музыкальный руководитель всегда готовит и проводит с помощью воспитателя.

Музыка на прогулке

(по Н. А. Ветлугиной)

Музыка оказывает свое воспитательное воздействие и во время прогулок детей, стимулируя их активность, самостоятельность, вызывая различные эмоциональные переживания, создавая хорошее настроение, оживляя накопленные впечатления.

Наиболее подходящим для музыкальных проявлений детей на прогулках является летний период. В это время на участке организуются интересные игры. Дети могут самостоятельно или вместе с воспитателем петь любимые песни, водить хороводы («Мы на луг ходили» А. Филиппенко, «Земелюшка-чернозем», русская народна; песня в обработке Е. Тиличеевой и др.). Многие песни можно интересно инсценировать, например «Пошла млада за водой» — русская народная песня в обработке В. Агафонникова, «На мосточке» А. Филиппенко и др.

На прогулке воспитатель помогает организовать подвижные игры с пением («У медведя во бору», «Теремок» и др.). Играя в такие игры, как «прятки», «салочки», перед началом дети обязательно выбирают водящего. Поэтому с ними хорошо заранее выучить несколько несложных считалочек, например «Конь ретивый», «Цынцы-брынцы, балалайка», «Зайка белый, куда бегал» и др. Дети с удовольствием будут использовать их в своих играх.

Музыкально-дидактические игры во время прогулок также могут использоваться, но здесь большее предпочтение следует отдавать подвижным играм, таким, как «Узнай по голосу», «Тише-громче в бубен бей» Е. Тиличеевой и др. Интересно можно провести игру на различение тембра музыкальных инструментов («На чем играем?» Е. Тиличеевой).

Воспитатель должен заранее продумать проведение прогулки так, чтобы было интересно всем детям, помнить о том что активное музицирование детей на прогулке зависит от того, насколько прочно овладели дети музыкальным репертуаром и могут самостоятельно его исполнить. Успех этой работы во многом зависит от активности воспитателя, от установления тесного контакта в работе воспитателя и музыкального руководителя.

Музыка на художественных занятиях

На занятиях по ознакомлению с художественной литературой, изобразительной деятельностью музыка также может найти широкое применение. Знакомя детей с русскими народными сказками «Кот, петух и лиса», «сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Колобок» и др., воспитатель сопровождает свой рассказ исполнением небольших песенок героев сказок, характеризующих персонажей. Сначала поет песенки воспитатель, а когда сказка будет усвоена, дети исполняют ее самостоятельно.

Гораздо быстрее и интереснее сказка будет восприниматься детьми, если при первоначальном ее пересказе педагог использует разные музыкальные инструменты. Например, знакомя детей с, русской народной сказкой «Колобок», он может изобразить на металлофоне, как «покатился колобок», как «скачет» заяц; с помощью барабана и трещотки показать, как тяжело, ломая сучья в лесу, шагает медведь, а с помощью цитры изобразить мягкие, изящные движения хитрой лисы.

Дети очень любят сказку «Три поросенка» С. Михалкова. Ее чтение хорошо сопровождать музыкальными фрагментами — исполнением песенки веселых поросят и волка из музыкальной инсценировки этой сказки, записанной на пластинку.

Знакомя детей со стихотворением А. Барто «Лошадка», будет интересно прослушать в грамзаписи одноименную музыкальную пьесу Н. Потоловского. В старшей группе перед разучиванием стихотворения «Осенью» А. Пушкина целесообразно прослушать в грамзаписи «Осеннюю песню» П. Чайковского.

Музыка помогает передать в рисунке характерные особенности художественного образа, обогащает детские впечатления. Например, пьеса «Клоуны» Д. Кабалевского, прослушанная детьми в грамзаписи в начале занятия, создает определенный настрой, дает им возможность по-своему изобразить. веселого и смешного клоуна в рисунке.

На занятиях по рисованию в младшей группе воспитатель учит детей делать мазки кистью, передавая определенный ритм движений, и в то же время вносит элемент игры — ритмичные мазки называет капельками дождя. «Кап-кап-кап — капает дождик сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее»,— говорит воспитатель и поет песенку: «Дождик, дождик, пуще, дадим тебе гущи, дадим тебе ложку — хлебай понемножку!»

Музыка в различных видах деятельности дошкольника должна найти применение благодаря активной организаторской деятельности педагога.

Использование музыкальных произведений в часы досуга, на прогулке, на занятиях обогащает детей новыми впечатлениями способствует развитию самостоятельной, творческой инициативы. В организации этой работы большую помощь воспитателю оказывает музыкальный руководитель.

Заключение

Музыка в повседневной жизни детского сада часто звучит во время игр, на развлечениях и праздниках, прогулках и режимных моментах. Быт ребенка обеднеет, если исключить музыку. Это еще раз подтверждает большую силу ее воздействия на человека и возлагает особую ответственность на педагога, родителей за правильную постановку музыкального восприятия детей, организацию музыкальной среды для полноценного развития ребенка. Становления его личности. Традиционно в ДОУ принято выделять четыре формы организации музыкальной деятельности : непосредственная образовательная деятельность, самостоятельная музыкальная деятельность детей, музыка в повседневной жизни и на праздниках. При таком подходе музыка в повседневной жизни ДОУ объединяет в себе все формы музыкальной деятельности, которые реализуются вне проведения НОД (игры, развлечения, праздники, утренняя гимнастика и т. д.). Если НОД является основной формой учебной деятельности в ДОУ и образовательный процесс осуществляется путем прямого обучения, то в быту приоритетным становятся косвенное руководство музыкального руководителя, воспитателя, родителей музыкальным развитием детей.

Возникновение самостоятельной музыкальной деятельности в ДОУ – один из показателей высокого уровня развития детей, характеризующего определенными музыкальными умениями и навыками, способностью переносить разнообразные музыкальные действия в повседневную жизнь. Ребенок должен уметь применять накопленный музыкальный опыт, сформированные музыкальные умения и навыки в новых условиях, в самостоятельной музыкальной деятельности по своим интересам и желаниям.

Опираясь на многолетние исследования лаборатории эстетического воспитания, проведенные под руководством Н. А. Ветлугиной, можно сделать вывод, что самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников успешно развивается при правильной постановке музыкального воспитания в дошкольном учреждении и в семье. Одним из условий, которые обеспечивают самостоятельные музыкальные проявления детей, является умение педагога использовать музыкальный репертуар в повседневной жизни ДОУ. Ведь этот материал по тематике, технике исполнения должен быть доступен и привлекателен для ребенка. Самостоятельные музыкальные действия детей выражаются в двух основных формах: сюжетно – ролевой игре и упражнениях дидактического типа. Поэтому очень важно предоставить детям необходимые пособия, оборудование, чтобы они могли воплотить свои игровые замыслы.

Ребенок должен, прежде всего, иметь желание выразить свое отношение к близким людям, окружающей действительности с помощью музыки : напевая, танцуя или подбирая простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах. Так, малыш, увидев бойкого воробья, может вспомнить русскую народную попевку «Андрей – воробей» и попытаться передать четкий ритмический рисунок молоточком на металлофоне; ребенок постарше, наблюдая за кружением осенних листьев, напевает песню «Падают листья» композитора М. Красева. Подобное происходит тогда, когда у детей воспитан интерес к музыке, желание музицировать и когда они владеют необходимыми музыкальными умениями и навыками : чисто интонирует, пластично, выразительно двигаются под музыку, умеют подбирать простейшие мелодии на ДМИ. Взрослые обязаны поддержать ребенка, создать ему условия для творчества. Необходимо приучать дошкольников к самостоятельности, предлагая спеть песенку, придумать, как пляшут трусливый заяц, косолапый медведь, подобрать попевку на металлофоне. Одновременно нужно побуждать детей к самообучению, предлагая им задания типа: «Научись легко прыгать с ноги на ногу», «Научись отбивать ритм песенки на барабане», «Выучи колыбельную для куклы».

Эмоциональная насыщенность жизни ребенка, в которой преобладает добро, хорошее, бодрое настроение, положительно влияет и на его музыкальное развитие, формирование потребности слушать музыку, петь, играть на детских музыкальных инструментах во время проведения НОД и в самостоятельной деятельности. Руководство педагога должно носить косвенный характер, чтобы поддержать инициативу детей, подсказать, как лучше выполнить задуманное, но не с помощью инструкций или прямого, бесцеремонного вмешательства в их действия. Педагог должен заботиться о развитии самостоятельной музыкальной деятельности, используя различные методические приемы, исходя из конкретной ситуации, возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.

Список использованной литературы

Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание»/ Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комиссарова и др. ; Под ред. Н. А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 1989. – 270 с. : нот.

Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников : Учебное пособие для студентов факультетов дошкольного воспитания высших и средних педагогических учебных заведений. — М. : Издательский центр «Академия», 1998.— 240 с.

Гербова В. В., Доронова Т. Н., Гризик Т. И. Программа Радуга: методическое руководство. – М. : Просвещение, 2014. – 80 с.

Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: метод, рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3—6 лет по программе «Радуга» / Т. Н. Доронова. — 5-е изд. — М. : Просвещение, 2004. — 160 с.

Публикации по теме:

Интегрированный урок музыки, литературы, изобразительного искусства в 6 классе «Шел солдат во имя жизни…»Интегрированный урок музыки, литературы, изобразительного искусства в 6 классе «Шел солдат во имя жизни…» ". Шел солдат во имя жизни. " Интегрированный урок. Урок-плакат, посвященный героизму русских солдат в годы Великой Отечественной войны.

Консультация для родителей и педагогов «Роль музыки в сказках и мультфильмах» Трудно представить нашу жизнь без музыки. Многие композиторы в своем творчестве обращались к народным и авторским произведениям в литературе.

Консультация для родителей «Музыкальное воспитание и роль музыки в жизни ребёнка», приуроченная к Международному Дню музыкиКонсультация для родителей «Музыкальное воспитание и роль музыки в жизни ребёнка», приуроченная к Международному Дню музыки Музыка является одним из средств художественного, нравственного и эстетического воспитания детей. Сила музыкального воздействия на человека.

Консультация для родителей «Роль музыки в жизни современного ребенка» Роль музыки в жизни современного ребенка. Консультация для родителей С самого раннего возраста дети очень чутко и эмоционально реагируют.

Консультация для воспитателей «Роль прогулки в жизни дошкольников, её организации в группе для детей 3–4 лет»Консультация для воспитателей «Роль прогулки в жизни дошкольников, её организации в группе для детей 3–4 лет» Прогулка на свежем воздухе играет ведущую роль для укрепления здоровья и профилактики утомления каждого человека и конечно же маленьких.

Консультация «Роль сказки в жизни дошкольника»Консультация «Роль сказки в жизни дошкольника» Роль сказки в жизни дошкольника «Сказка - складка, послушать сладко.» В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое.

Роль кукольного театра в жизни дошкольникаРоль кукольного театра в жизни дошкольника Театр – волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей.

Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников.Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников. Сюжетно-ролевая игра - ведущая деятельность дошкольника. Дошкольное детство - от 3 до 6-7 лет - совершенно особенный период развития ребенка.

Роль театра в жизни дошкольникаРоль театра в жизни дошкольника Роль театра в жизни дошкольника Эмоции, или чувства, играют важную роль в жизни детей. Положительные эмоции — удовольствие, радость,.

Роль театра в жизни ребенкаРоль театра в жизни ребенка Театр – это радость, праздничное и радостное представление. Дети дошкольного возраста очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль музыки в жизни дошкольников
Опубликовано: 17 ноября 2021 в 15:56
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль музыки в жизни дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Броева Ирина (УИ 991859) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД