алена мяскинова
Lego-конструирование и робототехника в ДОУ — шаг к техническому творчеству
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации: «Lego – конструирование и робототехника в ДОУ – шаг к техническому творчеству»
Игра – это особая форма жизни, выработанная или созданная обществом для развития. И в этом плане она педагогическое творение. Бронислав Александрович Зельцерман.
Введение
Дошкольное детство – это возраст игры. Ребенок, играя, не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение. Только в игре ребенок познает с удовольствием, а новый материал запоминает надолго. Игра движет обучение.
Публикация «Lego-конструирование и робототехника в ДОУ — шаг к техническому творчеству» размещена в разделах
Название датской компании, производящей самый популярный в мире конструктор LEGO, переводится как «Играй легко» или «Играй с удовольствием». Сегодня сложно представить, что кто-то не знает, что такое конструктор LEGO.
LEGO -конструирование для дошкольника – легкая дорога к познанию. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, способствует формированию умения учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности. Поэтому очень важно помочь педагогу простроить конструктивную деятельность с конструкторами LEGO. Надеюсь, что каждый педагог сможет достичь успехов, используя мои подходы и решения в ходе своих занятий. Это станет возможным благодаря увлекательным заданиям для игрового обучения, созданным на основе простых принципов конструирования.
Предлагаю начать работу с базовыми наборами LEGO. С помощью их ребенок сможет осуществить практически любую свою мечту.
Конструкторская деятельность (LEGO-конструирование) у многих детей находится на низком уровне. Это можно объяснить отсутствием конструкторов нового поколения, отсутствием целенаправленного и систематического обучения детей конструированию, отсутствие знаний у педагогов как работать с новыми материалами, конструкторами LEGO. В основном конструкторы LEGO используются педагогами в свободное от занятий время, дети сами создают разные постройки для игры, и, как правило, никакого обучения не проводится.
(Слайд 1)
Правильное же руководство детской конструкторской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на развитие конструкторских способностей у детей. Проведение систематического обучения их работе с разнообразными конструкторами, в том числе и LEGO, а также знакомство педагогов с новыми лего-технологиями позволяет за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов.
Данные методические рекомендации предназначены педагогам дополнительного образования, родителям.
Методические рекомендации окажут практическую помощь в организации конструктивной деятельности детей с LEGO конструкторами, предостерегут от типичных ошибок, раскроют условия для ее организации. Покажут, как на увлекательных занятиях дети учатся мыслить, как юные конструкторы.
Дети начинают заниматься LEGO конструкторами, как правило, со средней группы. Включение детей в систематическую конструкторскую деятельность на данном этапе можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (цвет, величина, форма, пространственные и размерные отношения).
( Слад: 2)
В старшей группе перед детьми открываются широкие возможности для конструкторской деятельности. Этому способствует прочное освоение разнообразных технических способов конструирования. Дети строят не только на основе показа способа крепления деталей, но и на основе самостоятельного анализа готового образца, умеют удерживать замысел будущей постройки. Для работы уже можно использовать графические модели. У детей появляется самостоятельность при решении творческих задач, развивается гибкость мышления. В течение года возрастает свобода в выборе материала, сюжета, оригинального использования деталей, развивается речь.
( Слайд: 3)
Подготовительная к школе группа – завершающий этап в работе по развитию конструкторской деятельности. Занятия носят более сложный характер, в них включают элементы экспериментирования, детей ставят в условия свободного выбора стратегии работы, проверки выбранного ими способа решения творческой задачи и его исправления.
В работе по LEGO-конструированию придерживаюсь принципов:
- принцип последовательности;
- принцип наглядности;
- принцип доступности;
- принцип учёта индивидуальных особенностей,
- принцип интегрированного подхода.
На занятиях использую методы и способы:
Наглядный.
Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.
Информационно- рецептивный.
Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребёнка.
Репродуктивный.
Воспроизводство знаний и способов деятельности ( форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу) Практический Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.
Словесный.
Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.
Проблемный.
Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов, самостоятельное их преобразование.
Игровой.
Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.
Частично – поисковый.
Решение проблемных задач с помощью педагога.
Образовательная практическая деятельность проходит более раскованно, в непринужденной обстановке. В процессе конструкторской деятельности дети не просто описывают свои постройки и рассказывают об их назначении, но и отвечают на вопросы по ходу деятельности, причем на вопросы не только мои, но и на вопросы сверстников. Это развивает их коммуникативные навыки, так как в процессе совместной деятельности ребята поинтересуются тем, что и как, делает его друг, получают, или дают совет о способах крепления, или объединяют свои конструкции для более масштабной.
На занятиях применяю следующие виды конструирования: Вариант 1. Конструирование по образцу (во всех возрастных группах). Вариант 2. Конструирование по моделям (вид конструирования, разработанный А. Р. Лурия). Где необходимо показать ребенку образец модели. При этом, он не видит у этой модели, все ее элементы. Предлагаете ребенку воспроизвести модель из имеющихся материалов самостоятельно. То есть задача есть, а решения нет. Такой вид игры очень эффективное средство для развития мышления.
Вариант 3. Конструирование по заданной теме (подводит ребенка к творческому воплощению поставленной задачи, но пределы ее ограничены темой). Вариант 4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Ребенку предоставляются чертежи или схемы. И из деталей конструктора, создается настоящий объект. Такой формат игры, пробуждает мышление и познавательные задатки у ребенка.
Вариант 5. Конструирование по собственному замыслу (сложный вид конструирования, в котором ребенок решает все задачи самостоятельно).
Вариант 6. Конструирование по условиям (в предложении выполнить постройку задаются определенные параметры, исходя из которых, ребенок самостоятельно выполняет постройку). Здесь нет образца, нет рисунков, нет схем, есть только словесные условия и словесные описания. В этих условиях обговариваем, что должно получиться и какое практическое назначение модели.
Придерживаясь таких правил игры у ребенка вырабатывается умение анализировать, а также развивается изобретательное конструирование.
Важно как можно чаще предлагать детям такие технические задания, которые заставляют их думать, искать решение, пробовать, изобретать. Так деятельность ребенка носит творческий характер, она заставляет его думать, а значит – мыслить, и становится привлекательной, позволяет открывать в самом себе новые возможности, что является сильным и действенным стимул к занятиям по LEGO-конструированию.
Занятия по конструированию имеет свою логическую структуру:
Организационный этап – мотивирующее начало в игровой форме (до 5 минут). Организационную часть занятия провожу необычно, интересно, увлекательно и творчески. Яркое, интригующее начало формирует позитивное отношение к занятию. Тем самым я настраиваю детей раскрепостить себя и пробудит желание экспериментировать и созидать.
( Слайд: 4)
Для активизации познавательного интереса, поисковой деятельности и внимания дошкольников во вводной части занятия обычно использую богатый и разнообразный мотивирующий материал в сочетании с педагогическими приё мами:
- стихотворения и загадки; - чтение фрагмента произведения художественной литературы;
- дидактические и подвижные игры;
- познавательная беседа и обсуждение вопросов;
- проблемная ситуация;
- музыкальное сопровождение;
- просмотр иллюстраций;
- демонстрация презентаций, видео или мультипликационных фильмов.
Основной этап – наиболее активная практическая часть занятия (от 10 минут в младшей группе до 20 минут в подготовительной, в которую включаю следующие виды деятельности: показ образца, пояснение пошаговой инструкции, разбор схемы-карточки, чертежа; самостоятельная работа детей по образцу, схеме или творческому замыслу, физкультминутка, видеозарядка с Лего-человечками, подвижные игры, пальчиковая или дыхательная гимнастика, которые помогают расслабиться, а затем со свежими силами вернуться к увлекательному конструированию.
Дошкольники могут работать индивидуально, в паре или в составе небольшой подгруппы. Предлагаю детям упражняться, чтобы они смогли уверенно собирать модель в парах. После выполнения каждого отдельного этапа работы я вместе с детьми проверяем правильность соединения деталей, сравниваем с образцом либо схемой.
( Слайд: 5)
Большее внимание уделяю конструированию по «техническим заданиям», которые направлены на развитие предпосылок технического мышления. Для этого подготавливаю каждому ребенку материалы для реализации технического задания : мерки (полоски картона определенной длины, ширины, линейки, макеты ситуаций (река, здание).
( Слайд: 6)
Заключительный, итоговый этап (до 5 минут) – рефлексия, уборка рабочих мест, организация выставки детских работ.
Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, выказывает свое отношение к проделанной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении конструкции. Провожу вместе с детьми анализ с учё том таких критериев: аккуратность, симметричность, целостность, устойчивость и привлекательный внешний вид конструкции; технические умения и навыки; степень самостоятельности проделанной работы; целеустремлённость, дисциплинированность, трудолюбие, чувство товарищества и эмоциональной отзывчивости, проявленные во время работы над заданием.
Рекомендую педагогам обращать внимания анализу образцов, выполненных одним способом, анализу несовершенной поделки.
Первые 2 занятия (дети 4-5 лет) – это серия свободных игр с использованием LEGO-конструктора, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать, пощупать эти детали и просто поиграть с ними. Обязательно проводить c детьми беседы по правилам безопасной игры с LEGO, пальчиковые гимнастики, физкультминутки. Пальчиковые гимнастики, физкультминутки подбирать с учетом темы. В наборах LEGO конструктора много разнообразных деталей и для удобства пользования с детьми обговариваются названия деталей.
Дети учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи. Сначала дети конструируют плоскостную постройку (фасад здания, затем 3d-постройку.
При взаимодействии с родителями я использую следующие формы работы:
- консультации (по конструктивной, творческой деятельности детей, что должен знать и уметь ребёнок в определённом возрасте, как развивать детское творчество, какой наглядный материал и конструкторы лучше приобрести,
- папки – передвижки;
- выставки детских работ с участием родителей,
- развлечения.
Результаты.
Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их.
На занятиях по LEGO-конструированию дети устанавливают, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструкторские задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях. В процессе занятий идет работа над развитием воображения, мелкой моторики (ручной ловкости, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса.
Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ребята работают с предложенными инструкциями, схемами, делают постройку по замыслу, заданным условиям, образцу. В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания выполняются индивидуально, парами, подгруппами. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.
Литература
1. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50.
2. Емельянова, И. Е., Максаева Ю. А. Развитие одар нности детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно_игровых комплексов. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011. – 131 с.
3. Злаказов А. С., Горшков Г. А., Шевалдин С. Г. Уроки Легоконструирования в школе. – М. : Бином, 2011. – 120 с.
4. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
5. Конструируем: играем и учимся Lego Dacta// Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. - М., 2007. – 37 с.
6. Кузьмина Т. Наш ЛЕГО ЛЕНД // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 52-54.
7. ЛЕГО-лаборатория (Control Lab) : Справочное пособие. - М. : ИНТ, 1998. –150 с.
8. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.– 104 с.
9. Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: учебнометодическое пособие. - М. : Академия, 2008. - 80 с.
10. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М. : Академия, 2009. – 97 с.
11. Петрова И. ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - С. 112-115.
12. Рыкова Е. А. LEGO-Лаборатория (LEGO Control Lab). Учебнометодическое пособие. – СПб, 2001, - 59 с.
13. Селезн ва Г. А. Сборник материалов центр развивающих игр Леготека в ГОУ центр образования № 1317 – М., 2007г. - 58с.
14. Селезн ва Г. А. Сборник материалов «Игры» для руководителей Центров развивающих игр (Леготека) – М., 2007.- 44с.
15. Фешина Е. В. Лего конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. - М. : Сфера, 2011. – 243