Лучший педагог года

Статья «Система коррекционной работы по формированию межполушарных связей у детей с моторной алалией»

Галина Клюшина
Статья «Система коррекционной работы по формированию межполушарных связей у детей с моторной алалией»

В связи с тем, что в последние годы увеличивается число детей, страдающих алалией, то остро встает проблема коррекции речи таких детей. В 2011 - 2015 учебном году в Автозаводском районе города Нижнего Новгорода была организована группа для детей с моторной алалией. В МДОУ детский сад комбинированного вида № 114 функционируют 2 группы компенсирующей направленности: группа для детей с диагнозом «заикание» и группа для детей с общим недоразвитием речи. Группу компенсирующей направленности для детей с диагнозом ОНР посещают 4 ребенка с моторной алалией, вследствие чего у педагогов возникла необходимость более глубокого изучения этого дефекта и поиска методов и приёмов коррекционной работы с данными детьми.

Публикация «Статья „Система коррекционной работы по формированию межполушарных связей у детей с моторной алалией“» размещена в разделах

Систематическая логопедическая работа была направлена на восполнение пробелов в речевом развитии и подготовку к дальнейшему школьному обучению.

Значительную часть детей, страдающих моторной алалией, составляют дошкольники, имеющие первый уровень речевого развития (по Р. Е. Левиной). При относительно сформированной импрессивной речи (понимание слов и отношений между ними) их собственная (экспрессивная) речь состоит из односложных звуковых комплексов, лепетных и аморфных слов-корней и звукоподражаний.

При моторной алалии патологический процесс сосредоточен преимущественно в левом полушарии. Ребенок овладевает в некоторой степени способностью различать звуки речи и улавливать их смысловые роли в языке. Но для того, чтобы он заговорил сам этого не достаточно. Необходима способность перешифровывать эти звучания в артикуляционные движения. Они могут быть приблизительными, недифференцированными, но именно артикуляционными (речевыми).

Для этого нужно, чтобы речевая продукция, воспринятая на слух, была перешифрованна в артикуляционные движения. Это возможно тогда, когда есть полноценные проводящие пути между сенсорной (височной) и моторной (премоторной и постцентральной) областями мозга. Таков механизм обусловливающий моторную алалию.

При алалии патогенетическим механизмом является невозможность или затрудненность связей между зонами мозга, принимающими участие в становлении речи [7], поэтому основные усилия должны быть направлены на то, чтобы активизировать работу проводящих волокон и образование необходимых ассоциативных связей. Это и легло в основу нашей работы с детьми.

Логопедическую работу при алалии следует начинать рано, как только замечено отставание ребенка в речевом развитии.

Нашей целью стало создание системы работы с детьми-алаликами, направленной на формирование межполушарных связей.

Для реализации данной цели нами были поставлены следующие задачи:

1. Изучение научно-методической литературы.

2. Создание центров по формированию межполушарных связей в логопедическом кабинете и группе.

3. Разработка перспективного планирования игр и упражнений в центрах по формированию межполушарных связей в соответствии с лексическими темами.

4. Обеспечение взаимодействия с педагогами МДОУ.

5. Создание единого образовательного пространства «детский сад – семья».

Свою работу мы как всегда начали с обследования детей.

Работа по формированию межполушарных связей строилась по следующим направлениям:

• создание предметно-развивающей среды;

работа с детьми;

• взаимодействие с педагогами МДОУ;

• взаимодействие с родителями.

Приступая к работе по первому направлению, нашей задачей стало обогащение предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете и группе. Центры формирования межполушарных связей создавались с учетом того, что мозг человека активизируется стимуляцией базовых чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса) и вестибулярных рецепторов.

Для развития тактильных ощущений мелкой моторики рук, развития зрительных анализаторов в данных центрах мы подобрали следующее оборудование:

• сенсорная панель, на которой расположено множество интерактивных предметов, стимулирующих прикосновения к ним, действия с ними, исследования их поверхности, создавая опыт тактильных ощущений;

• набор полосок и предметов из материалов с разными тактильными поверхностями (различные виды тканей, бумаги, кожи, меха, обоев, поролона, дерева и т. д. ; гладкие, шершавые, ребристые, колючие, мягкие и т. п.);

«Тактильное домино». Игральные «кости» особые, например: справа - наждачная бумага, слева - глянцевая поверхность; справа - бархатная бумага, слева - мех; справа - ребристая поверхность «в клеточку», слева - гладкая и т. п. ;

«Игра с палочками» : комплект палочек разной длины (2 - 7 см, толщины и фактуры;

• сухие бассейны с различными видами круп;

• счеты, бусы, шнуровки, кнопки, массажные дощечки, пуговицы, ленты и веревочки для завязывания бантов;

• принадлежности для вышивания, плетения, вязания;

• разноцветные резинки для натягивания на предметы, пальцы рук;

• бельевые прищепки; вата (для щипания, растягивания, скатывания);

• тренажер по плетению косичек;

• пластиковые бутылки с разными диаметрами горлышка (для проталкивания разного материала); баночки с завинчивающими крышками;

• мячи разного диаметра для захватывания; эспандеры;

• стол для игр с песком и водой.

Также игры и оборудование по формированию межполушарных связей с целью систематизации работы были размещены и в другие «центры» группы.

В центре двигательной активности у нас находится оборудование для развития общей моторики : ребристый мостик, балансировочная дорожка, напольные сенсорные коврики, малый сухой бассейн.

В центре продуктивной деятельности: мольберты двухсторонние для рисования мелом и фланелеграф, карандаши, краски, наборы фломастеров и маркеров, сангина, карандаши угольные и восковые, наборы пластилина, лекала и трафареты, ножницы, цветная бумага и картон, цветные нитки, бросовый материал (баночки, коробочки, леска, палочки, проволока и т. д., природный материал (шишки, желуди, семена, крупы, листья деревьев, сухоцветы и т. д.).

С целью обеспечения системного подхода, разрабатывая перспективное планирование, нами был подобран ряд методических приемов на формирование межполушарных связей у детей с моторной алалией :

1. динамические упражнения;

2. «гимнастика мозга»;

3. «глобальное чтение»;

4. пальчиковые игры с речевым сопровождением;

5. игра «Ладушки» с различными усложнениями;

6. развитие тактильной памяти;

7. графические упражнения; работа в тетради в клеточку; графические диктанты;

8. вязание;

9. пространственные схемы и диктанты и другие.

Наиболее эффективными в работе по формированию межполушарных связей у детей с моторной алалией мы считаем :

I. Динамические упражнения.

Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляторный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, фонация и дыхание должны быть достаточно скоординированы, а речедвижения соотнесены с соответствующими слуховыми движениями. Развитие динамической координации артикуляторных движений осуществлялось в сериях движений, выполняющихся последовательно и одновременно.

Данная система работы позволила нам сформировать межполушарные связи, что ускорило процесс компенсации тяжелого нарушения речи, такого как моторная алалия.

Публикации по теме:

«Система работы по формированию дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых» I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы. 1. Анализ недостатков в результатах,.

Система работы по формированию мотивационной готовности детей к школе Авторы: педагог – психолог Фомичева И. Н. ,учитель-логопед Бахтина О. В. Создавая систему работы по формированию мотивационной готовности детей.

Система работы по формированию представлений о сенсорных эталонах у детей с нарушением зрения Успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей дошкольного возраста в значительной степени зависит от уровня их сенсорного.

План индивидуальной коррекционной работы с ребенком по формированию навыков общения Цель:Устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция полноценных контактов ребенка со сверстниками.

Речевая карта для детей с моторной алалией Схема обследования детей с алалией Фамилия, имя ребенка ___ Дата рождения.

Система работы по формированию лексико-грамматического строя у детей с ОНР 5–7 лет «Женский день — 8 Марта. Весна» Лексическая тема: Женский день – 8 Марта. Грамматический строй речи1. Игра «Назови ласково» - образование существительных с уменьшительно.

Система работы по формированию нравственно-патриотических чувств у дошкольников в детском саду Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента.

Система работы по формированию основ безопасного поведения дошкольников Безопасность жизни ребёнка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного образования. При этом важно не просто оберегать.

Система работы по формированию волевых качеств дошкольника посредством подвижных игр с правилами Игра в жизни дошкольника занимает огромное место, и имеет важное значение для психического и эмоционально-волевого развития ребенка. Для.

Система работы по формированию ЗОЖ детей Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье и развивается личность. Ныне эти проблемы поднимаются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Система коррекционной работы по формированию межполушарных связей у детей с моторной алалией»
Опубликовано: 23 октября 2015 в 10:13
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД