МААМ-картинки

Система работы по формированию основ безопасного поведения дошкольников

Марина Анчутина
Система работы по формированию основ безопасного поведения дошкольников

Безопасность жизни ребёнка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного образования. При этом важно не просто оберегать ребёнка от опасностей, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, прививать ему навыки безопасного поведения. Не случайно, одним из компонентов содержания социально-коммуникативного развития дошкольников, определенного ФГОС дошкольного образования, является формирование основ безопасного поведения в быту и социуме. Любопытство детей часто ставят их перед реальными опасностями. С каждым годом возрастает число пострадавших детей от пожара, которые происходят по их вине. Дети дошкольного возраста не знают назначение огня, у них отсутствует защитная психологическая реакция на безопасную обстановку, дети не знают, как действовать при пожаре, и это вызывает беспокойство за безопасность детей.

Публикация «Система работы по формированию основ безопасного поведения дошкольников» размещена в разделах

Поэтому, в практической деятельности с детьми старшего возраста, особое внимание уделяю навыкам осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности, бережного отношения к природе.

В связи с этим были определены задачи: Знакомить с историей возникновения огня. Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом. Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг. Формировать умение реально оценивать возможную опасность. Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности. Знать правила поведения на природе, в быту. Развивать творческие способности дошкольников. Воспитывать чувство осторожности и самосохранения. Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем и сигналом оповещения о пожаре. Воспитывать чувство благодарности «Пожарным», которые помогают нам в трудных ситуациях, любовь к природе, культуру поведения. Вовлечь родителей, по данной теме, в процесс формирования навыков пожарной безопасности.

Работа с детьми осуществлялась в соответствии с перспективным планом, который включал: ознакомление с окружающим, чтение художественной литературы, художественное творчество и другие направления работы. В работе использую разнообразные методы и приемы, но наиболее эффективным методом в решении данной проблемы является применение педагогических игровых ситуаций с детьми старшего возраста. Это объясняется тем, что обучение детей безопасному поведению должно осуществляется при условии их заинтересованности предлагаемой темой или отдельными вопросами, и ни в коем случае не навязыванием их ребёнку, что легче всего сделать с помощью игры. А значит подготовить ребёнка к будущей жизни, к встрече с различными ситуациями. Эффективным способом обучения навыкам безопасного поведения является метод моделирования, который включает в себя: игру, имитацию и анализ данной ситуации. При общении детей в игровых ситуациях, «проговаривания» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными предметами дают возможность формировать опыт безопасного поведения у детей. Игра в дошкольном возрасте является главным видом деятельности детей. Она даёт детям доступные для них способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение ими действительности. Когда дети научатся поступать в имитированных ситуациях, близко воспроизводящих реальную обстановку, они будут чувствовать себя намного увереннее в реальной жизни. Так в ситуации «Дети остались дома одни, взяли спички…» была проанализирована ситуация, а затем проиграна в сюжетно – ролевой игре «Семья», в которую были введены персонажи - пожарные.

С детьми в системе организуются беседы : «Как нужно вести себя во время пожара»; «Почему возникают пожары, чем можно тушить»; «Что нужно делать, если, ты услышал сигнал пожарной тревоги, находясь дома, в детском саду». Дети активно решают проблемные ситуации, используя дидактические и настольно-печатные игры «Лото 01», «Четвертый лишний», «Профессия пожарного», «Разрешается — запрещается».

Как указывается в современных исследованиях по обучению детей безопасному поведению «…большинство известных сказок содержат хотя бы один элемент грубого нарушения правил персональной безопасности» в том числе и противопожарной. Поэтому в своей работе большое внимание уделяю художественной литературе, в ознакомлении с которой дети на примере литературных персонажей анализируют их поведение и поступки, решают, как бы сами поступили в данной ситуации. С Маршак «Рассказ о неизвестном герое», Л. Толстой «Пожар» Е. Хоринский «Спичка-невеличка», Л. Толстой «Пожарные собаки» Н. Пикулева «Пожарная машина».

При решении задач поставленных в данных ситуациях помогаю детям сделать выводы о последствиях неправильного обращения с опасными предметами, научиться правильно, действовать в опасной ситуации.

В ходе работы были определены методические и дидактические условия, которые позволяют обеспечить качественное формирование навыков безопасного поведения. Так «Уголок безопасности» включает: подбор доступного материала, настольно – печатные игры, (плакаты по пожарной безопасности, альбом «Огонь-добрый и злой», дидактические игры «Горит – не горит», «Если возникнет пожар», «Опасно – не опасно», «Раньше и теперь», «Что нужно пожарным?», «Пожароопасные предметы», «Сто бед», «Раз, два, три, что может быть опасно - найди»). Подбор видеоматериала по пожарной безопасности, подбор детской художественной литературы для чтения детям. Так же в уголке имеется демонстрационный материал, изготовлены атрибуты и пособия к проведению сюжетно – ролевой игры «Пожарные», подборка игрушек (пожарные машины, игрушки зверей, куклы). Разнообразный материал находится в свободном доступе, согласно принципов безопасности и доступности среды.

Качественная работа с детьми по данной проблеме невозможна без сотрудничества с родителями. Проведённое анкетирование родителей «Откуда опасность?», показало, что не все родители отвечали на вопросы легко, у некоторых возникали затруднения. Поэтому был составлен план работы с родителями, который включал разнообразные формы. Для информирования родителей был изготовлен буклет «Формирование опыта безопасного поведения дошкольников с огнем». Были оформлены выставки рисунков по пожарной безопасности на тему ««Огонь – друг, огонь - враг», «Мы за пожарную безопасность», изготовлены альбомы ««Мы хотим с огнем дружить», «Загадки» и «Пословицы и поговорки» на противопожарную тематику, папки – передвижки «Пожарная безопасность» и др.

Вовлечение семей в образовательную деятельность является важной задачей дошкольного учреждения и поэтому одной из эффективных форм партнёрских отношений с семьёй стал «День самоуправления» в группе. День самоуправления – прекрасная возможность для родителей окунуться в будни детского сада! Понять, почувствовать, чем живёт детский коллектив. Попробовать свои силы в роли педагога. Родителям предоставляется возможность принять участие в организации, а затем и самостоятельно провести непосредственно образовательную деятельность. Активным участником этой формы стал Иванов А. В., пожарный - дознаватель по профессии. Артем Викторович учил детей ориентироваться в проблемных ситуациях, продемонстрировал условное тушение пожара и закрепил с детьми правила пожарной безопасности в быту, особое внимание детей обратил на осторожное обращение со спичками. В ходе игры «Чтобы не было беды…» дети показали, что они имеют представление об опасных для человека ситуациях, приводящих к возникновению пожаров, конкретизируют представления о способах поведения в опасных ситуациях (пожар) и о способах избежание таких ситуаций. С большим энтузиазмом прошла игра-соревнование «Школа юных пожарных», в которой ребята проявили смелость, быстроту (конкурс «кто быстрее поднимется по лестнице затушить пожар», находчивость, мужество (конкурс «Куклы в огне», ловкость (Игра - аттракцион с водой "Тушим пожар"). Все участники мероприятия получили много положительных эмоций.

Анализ проведенной работы показывает, что на сегодняшний день сложилась система во взаимодействии с родителями по решению данной проблемы. Использование активных форм работы дало положительные результаты: родители стали активными участниками встреч и партнерами воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Позиция родителей как партнеров стала более гибкой. Они стали ощущать себя более компетентными в воспитании детей, проявлять искренний интерес к жизни группы в целом.

Таким образом выявлено, в результате систематической работы у детей сформировались правила безопасного поведения : все дети четко усвоили номер, по которому нужно вызывать пожарную часть, умеют правильно вести диалог с диспетчером дежурной пожарной части, правильно называют свой домашний адрес и адрес детского сада. Дети знают подручные средства пожаротушения (песок, вода, земля, снег, ткань, и умеют ими пользоваться. Дети познакомились с профессией пожарного, знают ее предназначение, многие изъявили желание стать «Пожарным».

Публикации по теме:

Паспорт проекта по формированию основ безопасного поведения на дорогах у старших дошкольников. .

Эффективность работы по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста Информация по результатам тематической проверки по теме «Эффективность работы по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Система работы по формированию основ безопасного поведения дошкольников
Опубликовано: 9 мая 2015 в 01:46
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД