Приложение МААМ

Сказка как средство обогащения логико-математического опыта дошкольника

Евгения Агеева
Сказка как средство обогащения логико-математического опыта дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

ВОСПИТАТЕЛЬ МОУ «ДЕТСКИЙ САД №14 СОВЕТСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ВОЛГОГРАДА»

ЗАБОЛОТНЕВА ИРИНА ВИКТОРОВНА

ТЕМА: СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОПЫТА ДОШКОЛЬНИКА

На современном этапе проблемой математического развития детей занимались Шорыгина Т. А., Ерофеева Т. И., Большунова Н. Я. и др. Они считали, что формирование математических представлений происходит эффективнее с помощью сказок - это облегчает процесс обучения и заинтересовывает детей, т. к. герои сказок любимы детьми, почти во всех сказках можно найти математическое начало, поэтому и принимается, и усваивается детьми незаметно и легко. Восприятие сказки в дошкольном возрасте становится специфической деятельностью ребёнка, которая позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия – это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка «сказочной» форме постигать взрослый мир чувств и переживаний. Использование сказки в процессе обучения позволяет найти путь в сферу эмоций ребёнка, что стимулирует его умственную деятельность, развивает все общелогические приёмы мышления.

Публикация «Сказка как средство обогащения логико-математического опыта дошкольника» размещена в разделах

Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. Соответственно, в структуре мышления можно выделить следующие логические операции : сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение, конкретизация и классификация.

Анализ – мысленное расчленение объекта познания на части с целью установления его свойств и особенностей, взаимосвязей этих частей объекта.

Синтез – мысленное воссоединение отдельных элементов или частей в единое целое.

Сравнение – сопоставление объектов познания с целью нахождения сходства (выделение общих свойств) и различий (выделение особенных свойств каждого из сравниваемых объектов) между ними.

Абстрагирование – мысленное выделение каких-либо существенных свойств и признаков при одновременном отвлечении от всех других свойств и признаков этих объектов.

Обобщение: 1) как мысленное выделение общих свойств в нескольких объектах и объединение их в группы на основе выделенных инвариантов;

2) как мысленное выделение в рассматриваемом объекте с помощью глубокого анализа свойств этого объекта, какого-то существенного свойства в виде общего понятия для целого класса объектов, обладающих выделенным свойством.

В сказке, имеющей математическое содержание, героями могут служить различные цифры, геометрические фигуры. Такие сказки также имеют действия приключенческого характера, усложненные разнообразными испытаниями математического характера, которые должен выполнить персонаж вместе с маленькими слушателями. В сказках математического характера героями могут быть животные, разные волшебные существа и просто люди. Основные особенности волшебных сказок математического характера состоят в значительно более развитом сюжетном действии, в приключенческом характере сюжетов, что выражается в преодолении героем целого ряда препятствий, которые нужно преодолеть, совершив определенное математическое действие, в достижении цели; а также в необычайности событий, чудесных происшествиях, совершающиеся благодаря тому, что определенные персонажи способны вызывать чудесные явления, которые могут возникать и в результате использования особых (чудесных) предметов; в особых приемах и способах композиции, повествования и стиля.

В математической сказке можно выделить свою особую структуру, которую выделили В. Ф. Любичева и Р. Р. Мухамедьянова:

- введение в сказочную страну, в которой живут сказочные математические объекты;

- разрушение благополучия, т. е. нарушение отношений, связей между сказочными математическими объектами;

- восстановление этих отношений, связей и т. д.

В содержания математических сказок обязательно включены математические понятия и представления: о форме, величине, длине предметов, о геометрических фигурах, о времени, о пространстве, а также числа и др.

Предлагаем математические сказки, которые способствуют обогащению логико- математического опыта.

Сказка «Гном строит дом»

Цель: Научить детей ориентироваться во времени.

Задачи:

- формировать умения ориентироваться во времени;

-развивать умение ориентировки на плоскости стола и листе бумаги;

-совершенствовать навыки выделения такого свойства предмета, как цвет и величина;

- развивать умения анализировать и делать общие выводы.

Оборудование: модель часов, модель года, графическое изображение домиков, мягкая игрушка гном.

Ход занятия:

Воспитатель:

«Здравствуйте дети! Сегодня я вам расскажу интересную сказку про гнома. Вот он сегодня даже пришел к нам (показывает игрушку гнома). И так начнем. Жил на свете грустный гном. Почему грустный? Да потому, что у него не было дома. И вот однажды, проснувшись утром на мокрой кочке, гном твердо решил строить себе дом. Сначала он долго думал какой дом ему построить, поэтому начал работу поздно - в 4 часа дня. Давайте с вами покажем это время, я на доске, а вы у себя на круглой модели часов, нарисуем стрелочки. (Дети рисуют стрелочки).

Строить дом очень трудно. Кое - как класть кирпич нельзя, делать это нужно по чертежу. Начертил гном чертеж.

Каждый день гном работал до 8 часов вечера. Покажите это время на квадратных часах (воспитатель показывает на доске, а дети у себя на квадратной модели часов).

Когда дом был готов, гном снова задумался: в какой цвет его выкрасить. Было у него всего 3 краски - красная, желтая и зеленая. И решил гном нарисовать в разных эскизах, а потом выбрать самый красивый. Попробуйте и вы раскрасить 6 домиков так, чтобы каждый домик отличался от других (дети раскрашивают домики).

Долго трудился гном - июнь, июль, август и всю осень. Давайте вместе покажем это время на нашей модели года, раскрасим лето красным карандашом, а осень желтым.

Вот и готов дом для гнома. Теперь ему есть где жить. Какую интересную сказку мы с вами прочитали. Понравилась вам сказка про гнома? (Дети отвечают). Дети, скажите, с чем мы с вами сегодня познакомились во время чтения этой сказки? (про время, про времена года). Молодцы, все правильно!»

1. Сказка «Алиса в стране чудес».

Цель: Закрепить знания цифр и обучить счету.

Задачи:

-развивать умение ориентировки в пространстве, на листе бумаги;

- развивать умения абстрагировать;

-воспитывать умение действовать по словесной инструкции.

Оборудование: лабиринты, шарики, цифры, перчатка кролика.

Ход занятия:

Воспитатель:

«Здравствуйте детки! Сегодня я вам принесла новую сказку, очень интересную и увлекательную. Слушайте внимательно. Сказка называется «Алиса в стране чудес».

Алиса сидела на берегу реки, и от жары ее клонило в сон. Вдруг мимо пробежал Белый Кролик. Кролик юркнул в нору, и Алиса бросилась за ним следом. Нора оказалась настоящим лабиринтом. Дети помогите Алисе побыстрее пробежать по этому лабиринту. Последний поворот - и Алиса оказалась в большом зале. На противоположном конце зала была дверь, в нее - то и проскользнул Кролик, да еще захлопнул за собой дверь на замок.

Алиса осмотрелась и увидела стол, а на нем - связок ключей. Какой из этих ключей подходит к дверному замку, нужно помочь Алисе выбрать нужный ключ. А вот и подсказка : это тот ключ, которого не хватает в шкафчике.

Пока Алиса возилась с ключами, она почему - то стала очень маленькой. «Странно, - подумала Алиса. - Я это или не я? А ну-ка, проверю, помню ли я то, что знала, или нет?»

И вы вместе с Алисой проверьте - сосчитайте шарики в каждой связке и проведите от них стрелку к цифре, которая обозначает количество шариков.

Мимо Алисы снова прошмыгнул Белый Кролик. Он потерял перчатку с правой лапки. Найдите перчатку с правой руки и раскрасьте ее.

Кролик исчез, а перед Алисой появилась Синяя Гусеница. У Гусеницы 5 пар ног. Сколько это посчитайте?

И Синяя Гусеница исчезла, а на ее месте возникла улыбка Чеширского Кота. Самого кота можно увидеть, если соединить по порядку точки, считая двойками. Начинать надо с цифры 2.

Наконец, Алиса добралась до королевского сада. У входа в сад рос большой розовый куст. Розы на нем были белые, но три садовника усердно красили их в красный цвет. Раскрасили уже половину всех роз. Если вы раскрасите каждую вторую розу, то это и будет половина. Сколько это роз? Обведите нужную цифру.

Сегодня в сказке вы помогли Алисе преодолеть лабиринт, найти ключ, нашли потерянную перчатку и считали шарики и розы. Вы молодцы, сегодня очень хорошо себя вели и выполнили правильно все задания. А сказка вам понравилась? На следующем занятии я прочитаю вам еще одну сказку».

В течение прослушивания сказки, ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Многие дети, отвечая на вопросы воспитателя, учатся строить высказывание, суждение, умозаключение, а это всё способствует обогащению логико- математического опыта у дошкольников.

Условиями обогащения логико-математического опыта дошкольника посредством создания сказочных ситуаций для детей дошкольного возраста являются наличие в сказке :

- Приключенческого характера сюжетного действия (которое нужно преодолеть, совершив определенное математическое действие с числами).

- Достижение цели (например с помощью создания композиций с геометрическими фигурами).

- Необычайность событий и чудесных происшествий во времени.

Таким образом, используя сказку как средство обогащения логико- математического опыта у дошкольников, мы развиваем у детей наблюдательность, память, интерес к математике. У детей возросла мыслительная активность, что выражается в увеличении количества задаваемых вопросов и инициативных высказываний, снижении утомляемости.

Список использованной литературы

1. Пономарева И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада / Пономарева И. А. - М. : Мозаика-Синтез, 2011.

2. Михайлова З. А. Логико-математическое развитие дошкольников / З. А. Михайлова. - М. : Детство-Пресс, 2015.

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Конспект НОД по развитию логико-математического мышления «Кто-кто в теремочке живет?» с детьми средней группыКонспект НОД по развитию логико-математического мышления «Кто-кто в теремочке живет?» с детьми средней группы Цель: развиватье детей. Задачи: уточнить и закрепить знание детьми счета в пределах 5 и геометрических фигур, развивать умение ориентироваться.

Консультация для педагогов и родителей «Формирование логико-математического мышления дошкольника»Консультация для педагогов и родителей «Формирование логико-математического мышления дошкольника» Консультация педагога-психолога Консультация для педагогов и родителей «Формирование логико-математического мышления дошкольника» Каждый.

Консультация для педагогов «Игра как средство воспитания дошкольника»Консультация для педагогов «Игра как средство воспитания дошкольника» Игра-один из тех видов детской деятельности,которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников,обучения их различным действиям.

Консультация для педагогов «Компетентность педагога в области логико-математического развития ребенка» Готовность педагога к осуществлению задач логико-математического развития детей дошкольного возраста включает: - осведомленность в целях,.

Конспект занятия по развитию логико-математического мышления «В поисках сокровищ» детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по развитию логико-математического мышления «В поисках сокровищ» детей старшего дошкольного возраста Методическая разработкаКонспект занятия по развитию логико-математического мышления детей старшего дошкольного возраста на тему: «В поисках.

Обобщение педагогического опыта «Взаимодействие ДОУ с семьей по воспитанию дошкольника как читателя» Обобщение педагогического опыта по теме: «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей по воспитанию дошкольника как.

Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Автор: Аллахвердян Жанна.

Предметно-игровая среда как средство обогащения содержания игрПредметно-игровая среда как средство обогащения содержания игр Средний дошкольный возраст - это время расцвета сюжетно-ролевой игры. Я как раз работаю с дошкольниками 4 - 5 лет. Все мы знаем, что для.

Сказочный вымысел как средство обогащения внутреннего мира детейСказочный вымысел как средство обогащения внутреннего мира детей Сказки просто необходимы дошкольникам для развития воображения и восприятия художественных произведений. Сказка помогает формировать у.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказка как средство обогащения логико-математического опыта дошкольника
Опубликовано: 5 августа 2022 в 10:54
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказка как средство обогащения логико-математического опыта дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Агеева (УИ 2027280) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД