Анастасия Карасева
Консультация для педагогов «Компетентность педагога в области логико-математического развития ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Готовность педагога к осуществлению задач логико-математического развития детей дошкольного возраста включает:
- осведомленность в целях, задачах и содержании логико-математического развития детей;
- знание субъективных проявлений ребенка и педагогическая поддержка его в логико-математической деятельности;
- умение создавать условия для продуктивного продвижения в логико-математической деятельности;
Публикация «Консультация для педагогов „Компетентность педагога в области логико-математического развития ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
- понимание сущности и особенностей освоения детьми дошкольного возраста логических способов познания: сравнения, сериации, классификации.
Целью и результатом педагогического содействия математическому развитию детей дошкольного возраста является развитие интеллектуально-творческих способностей через освоение ими логико-математических представлений и способов познания.
Основными задачами математического развития детей дошкольного возраста являются:
- Развитие у детей логико-математических представлений (представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);
- Развитие способов познания математических свойств и отношений: сенсорных (обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение, логических (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация, экспериментально-исследовательских;
- Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивость, смекалка, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;
- Развитие активности и инициативности детей;
- Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;
- Воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.
Задачи математического развития в дошкольном детстве определены с учетом закономерностей развития познавательных процессов и способностей детей дошкольного возраста, особенностей становления познавательной деятельности и развития личности ребенка в дошкольном детстве. Выполнение этих задач должно обеспечивать реализацию принципа преемственности в развитии и воспитании ребенка на дошкольной и начальной школьной ступенях образования.
Содержание математического развития детей дошкольного возраста определяется, наряду с целями и задачами, следующими важными факторами:
- Личностно-развивающая направленность содержания математического развития дошкольников должна являться эффективным средством развития интеллектуально-творческих способностей ребенка и содействовать развитию важнейшего личностного качества – самостоятельности в решении интеллектуальных задач.
- Направленность математического содержания, которое осваивает ребенок в дошкольном возрасте, является социализирующей. Накопленный логико-математический опыт ребенка обязательно станет его значимым личностным приобретением, если обеспечит ситуацию успеха в разных видах деятельности, требующих проявления интеллектуально-творческих способностей.
- Содержание математического развития дошкольников пропедевтично. Осваиваемое ребенком содержание должно позволить ему на чувственном, а затем и логическом уровне познать некоторые стороны действительности и развить те структуры мышления, на основе которых впоследствии будут сформированы основные математические понятия.
- Осваиваемое содержание должно соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников, быть ориентированным на зону их ближайшего развития.
В качестве основных структурных компонентов содержания математического развития дошкольников выступают логико-математические представления и способы познания.
Игровые методы, как способ развития ребенка, являются сегодня наиболее популярными. Кроме того, они могут применяться в комплексе с другими методами: проблемными, исследовательскими, ситуационными.
Логико-математическое развитие детей невозможно осуществить вне включения их в проблемную, исследовательскую деятельность, экспериментирование, моделирование, поэтому педагогам дошкольных учреждений предлагаются проблемно-игровые методы.
Логико-математической игре свойственна познавательная и игровая мотивация, которая вносит оживление, стимулирует выбор ребенком необходимых практических и умственных результативных действий, способствующих развитию мышления и речи.
Условиями успешной реализации данных методов считают: последовательное и целенаправленное выдвижение познавательных задач; обеспечение детской активности в поиске решения; стимулирование детской самодеятельности.
При использовании проблемно-игровых методов обычно исключается демонстрация и подробное объяснение со стороны взрослого. Ребенок вынужден (и его это увлекает) самостоятельно находить способы достижения цели и в случае отсутствия необходимого умения – осваивать его здесь же, в рамках текущей ситуации (уже при помощи взрослого). Ребенок не ограничен в самостоятельном поиске и применении игровых и практических действий; проведении опытов; общении со взрослыми и сверстниками по поводу развития ситуации, разрешения противоречий и устранения ошибок.
Заботой взрослого должно стать принятие цели ребенком, обеспечение активности в деятельности через: мотивацию (яркую, доступную, реально-жизненную); участие ребенка в выполнении интересных, в меру сложных действий; выражение сущности этих действий в речи; проявление соответствующих эмоций, особенно познавательных; использование экспериментирования, решение творческих задач и их реконструирование с целью освоения детьми средств и способов познания (сравнения, измерения, классификации и др.) и применения их в разных видах деятельности.
Взрослый способствует достижению ребенком цели, но не снижает собственной активности ребенка; использует интересные игры и упражнения, развивающие смекалку и сообразительность.
Проблемно-игровые методы логико-математического развития детей дошкольного возраста реализуются с использованием разнообразных средств: логические и математические игры; проблемные ситуации, задачи, вопросы; творческие ситуации, задачи, вопросы; экспериментирование и исследовательская деятельность; логико-математические сюжетные игры.
Логические и математические игры способствуют развитию у ребенка способности думать, ставить цели, прогнозировать, добиваться результата. Деятельность ребенка в игре совершенствуется и преобразуется.
Литература:
1. З. А. Михайлова, Е. А. Носова. Логико-математическое развитие дошкольников.