Анна Гаращенко
Сюжетно-ролевая игра у детей первой младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Сюжетно - ролевая игра у детей первой младшей группы.
Сюжетно - ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщённой форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними (Д. Б. Эльконин). Игровая деятельность вносит большой вклад в развитие личности дошкольника. Так как сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра - это вид творческих игр, в которых выделяют следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра у детей первой младшей группы» размещена в разделах
Сюжет игры – это сфера действительности, которая воспроизводится детьми, отражение определённых действий, событий из жизни и деятельности окружающих.
Содержание игры – это то, что воспроизводится ребёнком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой и общественной деятельности.
Роль – это игровая позиция, ребёнок отождествляет себя с каким – либо персонажем сюжета и действует в соответствии.
Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей, так как происходит формирование детского общества. В игре, как в ведущем виде деятельности, детей дошкольного возраста, активно формируются или перестраиваются психические процессы. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств. В процессе игровой деятельности развиваются духовные и физические силы ребё нка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребёнка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков жизни в коллективе. Всё это делает игру важным средством создания направленности ребёнка, который начинает складываться ещё в раннем детстве.
С первого полугодия второго года жизни дети начинают выполнять с игрушками действия, которые они наблюдают у взрослых. Куклу малыши укладывают спать, кормят её, водят на прогулку, возят машинку, коляску, моют, чистят предметы домашнего обихода, готовят пищу, стирают и т. д.
В возрасте около трёх лет многие дети от полного выполнения действия начинают переходить к его символическому изображению. В раннем возрасте возникает и получает развитие индивидуальная предметная, в том числе символическая игра. К концу этого периода развития, дети много играют с различными предметами, прежде всего игрушками, конструируют, строят из них что-либо новое. Появляются первые попытки обращения к изобразительной деятельности, в форме рисования на бумаге.
На втором году жизни ребёнок воспроизводит действия взрослых с предметами. У него появляются предметные игры – подражания. Они представляют собой первые шаги к символизации, связанной с усвоением норм и форм поведения взрослых, а далее – с формированием у ребёнка определённых личностных качеств.
Детские игры предметного плана могут быть трё х типов: игра- исследование, игра – конструирование и ролевая игра. Все виды игр имеют существенное значение для развития ребёнка, определяя его продвижение в когнитивном, личностном и социальном развитии.
В возрасте от полутора до двух лет у детей возникают первые непосредственные взаимодействия с партнёрами по игре. Начиная с этого возраста, дети стремятся больше играть друг с другом. Однако двухлетние дети ещё не в состоянии играть вместе в игры с правилами.
В первой младшей группе очень важно создавать все условия и непосредственно участвовать в детских играх. Поэтому задача педагога в формировании сюжетной игры у детей раннего возраста заключается в следующем:
– Сформировать у ребёнка к трём годам умение развёртывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом – заместителем и воображаемым предметом;
– Связывать два-три игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их.
– Продолжать по смыслу действие, начатое партнёром- взрослым, а затем сверстником.
Основной принцип организации сюжетно-ролевой игры заключается в том, что воспитатель должен играть вместе с детьми.
Педагог – партнёр, носитель игровых умений и умений организованного общения в игре.
Педагог – координатор игровых замыслов и общения детей.
Педагог – наблюдатель за играми детей и консультант в случае возникновения затруднений.
Этапы развития сюжетно-ролевой игры :
1 этап: Предварительная работа (чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, фотографий, экскурсии, беседы).
2 этап: Создание игровой обстановки, внесение атрибутов, новых игрушек и предметов, предметов заместителей, рассматривание их и обучение игровым действиям с ними.
3 этап: Обучение ролевым действиям, ролевому диалогу, распределение ролей, разыгрывание игровых эпизодов.
4 этап: Самостоятельная игра детей, расширение сюжета игры. Формирование сюжетной игры осуществляется на фоне постоянной организации условий для элементарного предметного взаимодействия детей друг с другом.
Сюжетно-ролевые игры не являются ведущим видом деятельности в играх для детей до 3 лет, но они абсолютно необходимы для гармоничного развития детской личности. Их значение для развития ребёнка трудно переоценить. Знакомя малыша с различными сюжетами, мы помогаем ему разобраться в том, как устроен окружающий мир, и развиваем его мышление, речь, воображение, внимание.
Игры – инсценировки позволяют ненавязчиво рассказать ребёнку, что такое хорошо и что такое плохо, и воспитать в нём такие качества, как сострадание, отзывчивость, трудолюбие, доброта.