МААМ-картинки

«Учимся трудиться, ухаживая за комнатными растениями» в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Елена Пан
«Учимся трудиться, ухаживая за комнатными растениями» в работе с детьми старшего дошкольного возраста

«УЧИМСЯ ТРУДИТЬСЯ, УХАЖИВАЯ ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ»

В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Одной из важнейших причин экологического неблагополучия является низкая экологическая культура людей, отсутствие экологического самосознания и четкой позиции на природоохранную деятельность. Поэтому одним из значимых путей изменения современной ситуации в стране является экологическое образование подрастающего поколения. (H.H. Моисеев, Г. Я. Ягодин)

Публикация «„Учимся трудиться, ухаживая за комнатными растениями“ в работе с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Экологическое образование признано приоритетным направлением в гармонизации отношений общества и природы. Целью экологического образования является становление экологически культурной личности, как совокупности, практического и духовного опыта взаимодействия человека и природы, обеспечивающего выживание и развитие человека. Эта цель согласуется с идеалом общего воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей средой.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Проблема экологического образования детей возраста интересовала ученых, педагогов на разных исторических этапах. Существенное значение в её решении имеют труды С. А. Веретенниковой, Н. Н. Кондратьевой, С. Н. Николаевой, Н. Н. Поддъякова, П. Г. Саморуковой.

Н. А. Рыжова экологическое образование дошкольников рассматривает как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. [4]

В современных условиях экологическое образование тесно связывается с развитием личности ребенка, его деятельности, со способами освоения ребенком разных сторон действительности, в том числе и природы. Целевыми ориентирами экологического образования становятся формирование инициативного, активного и самостоятельного ребенка; отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения; организации детских эколого-субкультурных практик. [2]

Трудовое воспитание дошкольников – целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых. Трудовые умения : любая практическая деятельность, направленная на реальное изменение наличного материального бытия – не только природного, но и социального. [2, с. 3-7]

Р. С. Буре, В. Г. Нечаева, Л. В. Куцакова отмечают, что трудовая деятельность способствует повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга.

В процессе труда у детей формируют бережное, заботливое отношение к природе. Совместная забота взрослых и дошкольников о растениях в уголке природы является основным методом экологического образования — методом, которым обеспечивается развитие начал экологического сознания, формирования трудовых умений и должного взаимодействия с природой ближайшего окружения у детей дошкольного возраста. [5]

Нами проводилось исследование по проблеме формирования трудовых умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе экологического образования. Цель исследования состояла в выявлении, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке организационно-педагогических условий, способствующих формированию трудовых умений у детей старшего дошкольного возраста.

Экспериментальная работа проходила на базе МБДОУ «Д/с № 18» г. Бугуруслана. Нами исследован уровень развития трудовых умений у детей старшего дошкольного возраста.

Детям предлагалось полить комнатные растения, порыхлить землю, убрать пыль с листьев; предлагалось отобрать два растения из уголка природы, которые нуждаются в поливе, рыхлении, очистке листьев от пыли и объяснить, почему он выбрал именно эти растения. Ребёнок должен был ответить, какими будут растения после того, как он поухаживает за ними.

Ребёнку предлагалось перечислить последовательность трудовых действий и объяснить необходимость такой последовательности. В случае затруднения ребёнку предлагался набор картинок с изображением трудовых операций, которые он должен последовательно разложить.

Мы предлагали детям отобрать необходимое для труда оборудование. Ставили в ситуацию выбора. Вместе с необходимыми инструментами и оборудованием предлагалось оборудование ненужное для данного трудового процесса (например, сачок для пересадки рыб).

Ребёнку предлагалось показать, как он будет ухаживать за растениями : правильно поливать растения, рыхлить почву, убирать пыль с листьев растений.

В ходе исследования мы определяли: желание старших дошкольников трудиться в уголке природы, мотивы, характер поведения в процессе работы : уклоняются ли от процесса труда; участвуют в труде только с воспитателем или самостоятельно; помогают ли другим детям.

Результаты исследования показали, что средний показатель высокого уровня сформированности трудовых умений у детей составил всего 10%. Труд в природе оказался не так значим для детей. Дети не умеют системно трудиться, а только выполняют трудовые поручения. Они отвлекаются во время работы, не доводят начатое до конца. Вместе с тем, знают, где лежит оборудование для труда, но не умеют организовывать пространство, выбирают легкое задание, отказываясь делать то, что делать не любят.

Полученные результаты свидетельствовали о необходимости целенаправленной работы по формированию трудовых умений у детей. Мы перешли к проведению формирующего эксперимента, целью которого было совершенствование процесса формирования трудовых умений в уголке природы по уходу за комнатными растениями у детей старшего дошкольного возраста.

Нами был разработан экологический проект «Учимся трудиться, ухаживая за комнатными растениями». Для успешной реализации проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе нам потребовалась серьезная подготовка к организации проектирования, методическое, дидактическое и материально-техническое обеспечение.

Мы разработали карту здоровья комнатных растений, где дети ежедневно отмечали значками их внешний вид. Зеленый значок означает, что растение выглядит хорошо, красный – плохо, оказывали срочную помощь. Провели занятия «Комнатные растения» с целью закрепить и систематизировать знания детей о растениях. Подобрали дидактические игры: «Найди по описанию», «Что, где растет «Скорая помощь для растений».

В работе по формированию трудовых умений в процессе экологического образования необходимы доходчивые и убедительные живые образцы, подлинный пример труда. Жизненная наглядность обеспечивала наибольшую отчетливость представлений детей о мире природы.

В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя мы уточняли, закрепляли полученные знания, используя при этом наглядные методы, умело сочетая их со словесными.

Рассказывали детям сказки о комнатных растениях : «Азалия и белый кот», «Домашний садик», «Благородный плющ», «Кто прекрасней», вместе с детьми обсуждали прочитанное.

Мы создали с детьми календарь наблюдений, условными обозначениями научили рисовать значки и отмечали тех детей, кто из детей трудился хорошо, проявлял самостоятельность, аккуратно раскрашивал квадратики, развивали интерес к наблюдению за природой, растениями в уголке природы, организовали выставку комнатных растений.

Привлекали внимание детей к тому факту, что если мы будем ухаживать за растениями неправильно, они не зацветут, поэтому поливать цветы мы будем в меру, предварительно проверяли сухость земли в горшке. Предложили детям выбрать те цветы, за которыми они хотели бы ухаживать и закрепили их за ними. В ходе дежурства дети узнали, что нужно поливать растения, когда земля сухая на ощупь, светлая. Поливать растения можно только теплой водой, которая стоит в лейках со вчерашнего дня.

Читали детям художественную литературу, которая способствовала формированию представлений ребенка о труде взрослых, воспитанию уважения к нему (М. Б. Улатова «Научись ремеслу», М. Волконский «Кто не работает, тот не ест», В. В. Маяковский «Кем быть», Е. А. Благинина «Не мешайте мне трудиться», В. Т. Коржиков «Рассказы о таежном докторе».) Были проведены беседы о значении труда в природе, о том, что и как изменилось после правильного ухода за цветами в уголке природы. Учитывая возросший опыт детей в старшей группе, их знания и умения, мы реже использовали показ, предоставляли детям большую самостоятельность.

В результате организованной работы мы обратили внимание, что дети с интересом стали относиться к своим трудовым поручениям. Многие стали проверять сухая или влажная земля в горшочке, охотно участвовали в дежурстве.

Мы снова провели диагностику уровня сформированности у детей трудовых умений и навыков. Дети научились работать аккуратно, в определенной последовательности, доводить дело до конца, правильно обращаться с орудиями труда и материалами. Средний показатель высокого уровня сформированности трудовых умений у детей составил 60 %.

У детей появился устойчивый интерес к труду, желание трудиться. Основными достижениями детей стали трудовые умения : дети научились поливать растения, рыхлить землю, убирать с листочков пыль. Дети могли найти растения, нуждающиеся в уходе. Дети рассказывали, как могут измениться растения, если за ними правильно ухаживать. Правильно подбирали оборудование для выполнения трудовых заданий. Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности позволило сделать отношение к природе у детей не созерцательным, а осознанно-действенным.

Список литературы:

1. Гайнуллова, Ф. Проблемы экологического воспитания и образования детей в отечественной и зарубежной педагогике // Детский сад от А до Я. М. : 2008, № 6, С. 46-52.

2. Зебзеева, В. А. Эколого-субкультурные практики детей дошкольного возраста // Начальная школа плюс До и После. Москва: 2011, № 7, С. 3-7

3. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников. М. : 2009.

4. Рыжова, Н. А. В тени большого фикуса // Обруч. М. : 2007, № 6, С. 26-28.

5. Федорова, Т. Т. Распространение экологических знаний в дошкольном образовательном учреждении // Современный детский сад. М. : 2010, № 3, С. 19-22.

Публикации по теме:

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.

Дидактические игры по развитию речи в работе с детьми старшего дошкольного возрастаДидактические игры по развитию речи в работе с детьми старшего дошкольного возраста Дидактические игры по развитию речи в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Третьякова Светлана Николаевна Хочу поделиться играми,.

Динамическая пауза в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Карточки с заданиямиДинамическая пауза в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Карточки с заданиями Динамическая пауза – это кратковременное (в течении 1-2 минут мероприятие, которое способствует укреплению организма ребёнка, повышает его.

Интегрированный подход в работе с детьми старшего дошкольного возраста по краеведению Краеведение - это исследование родного края, изучение его природы, его истории с древнейших времен до наших дней. Чувство Родины начинается.

Использование дидактических игр по развитию речи в работе с детьми старшего дошкольного возраста Ведущая деятельность дошкольников – игровая. Игровая деятельность: - побуждает детей к общению друг с другом; - способствует закреплению.

Использование игровых приемов в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста Использование игровых приемов в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста. Уважаемые коллеги, хочу поделиться своим педагогическим.

Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Отчет о работе с детьми старшего дошкольного возраста.Отчет о работе с детьми старшего дошкольного возраста. Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами своей наработкой по теме «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям русского народа в.

Отчет о работе кружка по музыкально-ритмическому направлению с детьми старшего дошкольного возраста Отчет работы по работе кружка «Актив бейби» Головиной А. Е. за 2014-2015 учебный год. В этом учебном году я проводила кружок дополнительного.

Проектный метод в работе с детьми старшего дошкольного возраста (из опыта работы) Современной дошкольной организации в условиях внедрения ФГОС ДО и большого потока информации необходимы условия, при которых можно изменить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Учимся трудиться, ухаживая за комнатными растениями» в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 2 июня 2016 в 09:51
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД