Елена Пан
«Учимся трудиться, ухаживая за комнатными растениями» в работе с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«УЧИМСЯ ТРУДИТЬСЯ, УХАЖИВАЯ ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ»
В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Одной из важнейших причин экологического неблагополучия является низкая экологическая культура людей, отсутствие экологического самосознания и четкой позиции на природоохранную деятельность. Поэтому одним из значимых путей изменения современной ситуации в стране является экологическое образование подрастающего поколения. (H.H. Моисеев, Г. Я. Ягодин)
Публикация «„Учимся трудиться, ухаживая за комнатными растениями“ в работе с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Наблюдение и уход
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Экологическое образование признано приоритетным направлением в гармонизации отношений общества и природы. Целью экологического образования является становление экологически культурной личности, как совокупности, практического и духовного опыта взаимодействия человека и природы, обеспечивающего выживание и развитие человека. Эта цель согласуется с идеалом общего воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей средой.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Проблема экологического образования детей возраста интересовала ученых, педагогов на разных исторических этапах. Существенное значение в её решении имеют труды С. А. Веретенниковой, Н. Н. Кондратьевой, С. Н. Николаевой, Н. Н. Поддъякова, П. Г. Саморуковой.
Н. А. Рыжова экологическое образование дошкольников рассматривает как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. [4]
В современных условиях экологическое образование тесно связывается с развитием личности ребенка, его деятельности, со способами освоения ребенком разных сторон действительности, в том числе и природы. Целевыми ориентирами экологического образования становятся формирование инициативного, активного и самостоятельного ребенка; отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения; организации детских эколого-субкультурных практик. [2]
Трудовое воспитание дошкольников – целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых. Трудовые умения : любая практическая деятельность, направленная на реальное изменение наличного материального бытия – не только природного, но и социального. [2, с. 3-7]
Р. С. Буре, В. Г. Нечаева, Л. В. Куцакова отмечают, что трудовая деятельность способствует повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга.
В процессе труда у детей формируют бережное, заботливое отношение к природе. Совместная забота взрослых и дошкольников о растениях в уголке природы является основным методом экологического образования — методом, которым обеспечивается развитие начал экологического сознания, формирования трудовых умений и должного взаимодействия с природой ближайшего окружения у детей дошкольного возраста. [5]
Нами проводилось исследование по проблеме формирования трудовых умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе экологического образования. Цель исследования состояла в выявлении, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке организационно-педагогических условий, способствующих формированию трудовых умений у детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальная работа проходила на базе МБДОУ «Д/с № 18» г. Бугуруслана. Нами исследован уровень развития трудовых умений у детей старшего дошкольного возраста.
Детям предлагалось полить комнатные растения, порыхлить землю, убрать пыль с листьев; предлагалось отобрать два растения из уголка природы, которые нуждаются в поливе, рыхлении, очистке листьев от пыли и объяснить, почему он выбрал именно эти растения. Ребёнок должен был ответить, какими будут растения после того, как он поухаживает за ними.
Ребёнку предлагалось перечислить последовательность трудовых действий и объяснить необходимость такой последовательности. В случае затруднения ребёнку предлагался набор картинок с изображением трудовых операций, которые он должен последовательно разложить.
Мы предлагали детям отобрать необходимое для труда оборудование. Ставили в ситуацию выбора. Вместе с необходимыми инструментами и оборудованием предлагалось оборудование ненужное для данного трудового процесса (например, сачок для пересадки рыб).
Ребёнку предлагалось показать, как он будет ухаживать за растениями : правильно поливать растения, рыхлить почву, убирать пыль с листьев растений.
В ходе исследования мы определяли: желание старших дошкольников трудиться в уголке природы, мотивы, характер поведения в процессе работы : уклоняются ли от процесса труда; участвуют в труде только с воспитателем или самостоятельно; помогают ли другим детям.
Результаты исследования показали, что средний показатель высокого уровня сформированности трудовых умений у детей составил всего 10%. Труд в природе оказался не так значим для детей. Дети не умеют системно трудиться, а только выполняют трудовые поручения. Они отвлекаются во время работы, не доводят начатое до конца. Вместе с тем, знают, где лежит оборудование для труда, но не умеют организовывать пространство, выбирают легкое задание, отказываясь делать то, что делать не любят.
Полученные результаты свидетельствовали о необходимости целенаправленной работы по формированию трудовых умений у детей. Мы перешли к проведению формирующего эксперимента, целью которого было совершенствование процесса формирования трудовых умений в уголке природы по уходу за комнатными растениями у детей старшего дошкольного возраста.
Нами был разработан экологический проект «Учимся трудиться, ухаживая за комнатными растениями». Для успешной реализации проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе нам потребовалась серьезная подготовка к организации проектирования, методическое, дидактическое и материально-техническое обеспечение.
Мы разработали карту здоровья комнатных растений, где дети ежедневно отмечали значками их внешний вид. Зеленый значок означает, что растение выглядит хорошо, красный – плохо, оказывали срочную помощь. Провели занятия «Комнатные растения» с целью закрепить и систематизировать знания детей о растениях. Подобрали дидактические игры: «Найди по описанию», «Что, где растет?» «Скорая помощь для растений».
В работе по формированию трудовых умений в процессе экологического образования необходимы доходчивые и убедительные живые образцы, подлинный пример труда. Жизненная наглядность обеспечивала наибольшую отчетливость представлений детей о мире природы.
В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя мы уточняли, закрепляли полученные знания, используя при этом наглядные методы, умело сочетая их со словесными.
Рассказывали детям сказки о комнатных растениях : «Азалия и белый кот», «Домашний садик», «Благородный плющ», «Кто прекрасней», вместе с детьми обсуждали прочитанное.
Мы создали с детьми календарь наблюдений, условными обозначениями научили рисовать значки и отмечали тех детей, кто из детей трудился хорошо, проявлял самостоятельность, аккуратно раскрашивал квадратики, развивали интерес к наблюдению за природой, растениями в уголке природы, организовали выставку комнатных растений.
Привлекали внимание детей к тому факту, что если мы будем ухаживать за растениями неправильно, они не зацветут, поэтому поливать цветы мы будем в меру, предварительно проверяли сухость земли в горшке. Предложили детям выбрать те цветы, за которыми они хотели бы ухаживать и закрепили их за ними. В ходе дежурства дети узнали, что нужно поливать растения, когда земля сухая на ощупь, светлая. Поливать растения можно только теплой водой, которая стоит в лейках со вчерашнего дня.
Читали детям художественную литературу, которая способствовала формированию представлений ребенка о труде взрослых, воспитанию уважения к нему (М. Б. Улатова «Научись ремеслу», М. Волконский «Кто не работает, тот не ест», В. В. Маяковский «Кем быть», Е. А. Благинина «Не мешайте мне трудиться», В. Т. Коржиков «Рассказы о таежном докторе».) Были проведены беседы о значении труда в природе, о том, что и как изменилось после правильного ухода за цветами в уголке природы. Учитывая возросший опыт детей в старшей группе, их знания и умения, мы реже использовали показ, предоставляли детям большую самостоятельность.
В результате организованной работы мы обратили внимание, что дети с интересом стали относиться к своим трудовым поручениям. Многие стали проверять сухая или влажная земля в горшочке, охотно участвовали в дежурстве.
Мы снова провели диагностику уровня сформированности у детей трудовых умений и навыков. Дети научились работать аккуратно, в определенной последовательности, доводить дело до конца, правильно обращаться с орудиями труда и материалами. Средний показатель высокого уровня сформированности трудовых умений у детей составил 60 %.
У детей появился устойчивый интерес к труду, желание трудиться. Основными достижениями детей стали трудовые умения : дети научились поливать растения, рыхлить землю, убирать с листочков пыль. Дети могли найти растения, нуждающиеся в уходе. Дети рассказывали, как могут измениться растения, если за ними правильно ухаживать. Правильно подбирали оборудование для выполнения трудовых заданий. Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности позволило сделать отношение к природе у детей не созерцательным, а осознанно-действенным.
Список литературы:
1. Гайнуллова, Ф. Проблемы экологического воспитания и образования детей в отечественной и зарубежной педагогике // Детский сад от А до Я. М. : 2008, № 6, С. 46-52.
2. Зебзеева, В. А. Эколого-субкультурные практики детей дошкольного возраста // Начальная школа плюс До и После. Москва: 2011, № 7, С. 3-7
3. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников. М. : 2009.
4. Рыжова, Н. А. В тени большого фикуса // Обруч. М. : 2007, № 6, С. 26-28.
5. Федорова, Т. Т. Распространение экологических знаний в дошкольном образовательном учреждении // Современный детский сад. М. : 2010, № 3, С. 19-22.