Получи документы

Консультация «Влияние электронной зависимости на развитие дошкольника. Взгляд логопеда»

Эльвира Порохова
Консультация «Влияние электронной зависимости на развитие дошкольника. Взгляд логопеда»

Влияние электронной зависимости на развитие дошкольника. Взгляд логопеда.

Автор: Порохова Э. Г, учитель-логопед МКДОУ д/с «Рябинка» г. Тайшет

Электронная зависимость дошкольников - проблема детства, оказывает влияние на замедление речевого развития детей, снижение потребности в речевом общении. Задачи исследования: наравне с общепризнанной пользой компьютеров, телефонов и другой техники, определить их негативное воздействие на ребенка; установить, в каких условиях развивается электронная зависимость; установить взаимосвязь между электронной зависимостью и проявлениями задержки речевого развития. Результаты исследования подтверждают наличие семей, воспитывающих детей с зависимостью от гаджетов, обеспокоенных снижением темпов речевого развития.

Публикация «Консультация „Влияние электронной зависимости на развитие дошкольника, Взгляд логопеда“» размещена в разделах

Ключевые слова: связь «компьютер - дети», электронная зависимость, задержка речи, проблема воспитания в семье, анкетирование.

За последние 20 лет одной из остро стоящих проблем является возрастание количества детей с речевыми нарушениями, так детей с общим недоразвитием речи возросло с 4 до 32% (по данным ВОЗ – Всемирной организации здравоохранения). Изменение ситуации не в лучшую сторону педиатры и психологи обуславливают ухудшением экологии, снижением качества здоровья, увеличением количества родовых травм, а также появлением в нашей жизни различных новшеств и благ цивилизации, к которым можно отнести компьютеры и их производные «гаджеты1.

Дети, наблюдая за жизнью взрослых, с пелё нок начинают интересоваться гаджетами: раз мама и папа так много внимания уделяют этим вещам, значит, они, действительно, интересны. Отношение родителей к внедрению гаджетов в жизнь ребё нка неоднозначное: одни активно их используют, с восхищением говорят о том, как их ребенок хорошо владеет «гаджетами», другие настойчиво пытаются оградить своих детей от современных веяний.

С появлением в нашей жизни электронных помощников появилась и новая проблема: электронная зависимость. И если при упоминании этой проблемы мы чаще подразумевали школьников подросткового возраста, то сейчас эта проблема захватила и дошкольников. Новые современные веяния диктуют свои условия, и от современной техники нам никуда уже не уйти. Связь «Компьютер и дети» с каждым годом становится все прочнее. Но насколько безопасна такая связь? Нужно ли давать ребёнку в руки планшет или телефон? Стоит ли ограничивать ребёнка во времени при просмотре мультфильма или компьютерной игры? Какое влияние оказывает электронная зависимость на развитие детей, в частности на речевое развитие?

Эти и подобные вопросы, возможно, стоит задать психологу, но попробуем рассмотреть этот вопрос с логопедической точки зрения.

1Гаджет (англ. gadget, приспособление, прибор, штуковина) — устройство, выполняющее ограниченный круг задач (специализированное, отличающееся малыми размерами, подключаемое по стандартизированному интерфейсу к более сложным устройствам (ru.wikipedia.org).

Группу широко распространенных гаджетов представляют мобильные телефоны и их производные (смартфоны и коммуникаторы). Без них мы не представляем себе нашу современную жизнь.

Остановимся на том, как растет и развивается современный малыш.

Как только ребенок овладевает способностью сидеть самостоятельно, ему вручается старый телефон, планшет, или, включается телевизор. Ребенок чем-то занят и у мамы есть время для себя. А как гаджеты выручают мам и пап в очереди в детскую поликлинику, в любой ситуации ожидания, когда родители не знают, как занять ребенка, или не хотят напрягаться – электронный друг выручит вас везде! Наблюдая большое количество семей, беседуя с родителями, нередко слышишь от них: «Мы не знаем, что с ним делать, он закатывает нам истерики, если мы не даем ему или забираем телефон (планшет)», «Он может сидеть целый день и его даже на улицу не уговоришь выйти.» и др.

Нередко гаджет дает возможность родителям быть средством для «послушания» ребенка - «Если будешь делать как я скажу – дам поиграть», наказания – «Будешь себя так вести – отберу планшет», средством отдыха для передышки самих родителей – «Ребенок занят, сидит тихо, не мешает». Страдания родителей по поводу «Почему мой ребенок плохо говорит, в кого он такой?» порою вызывают желания ответить: «Что посеешь, то и пожнешь». Самое страшное в этой ситуации, что наши дети не умеют общаться, играть, фантазировать, выстраивать диалог. В дошкольном детстве ребенок должен освоить важнейший навык – ролевую игру, в процессе которой он воспроизводит поведение взрослых. Сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих отношений, а из отношения к другому человеку формируется смысл поступков и действий. Так, эволюция действия по Д. Б. Эльконину проходит следующий путь: ребенок ест ложкой, затем манипулирует ложкой («кормит куклу», как мама, далее его действия все более схематизируются, кормление превращается в уход, в отношение к другому человеку.

А для компьютерной игры характерно преобладание механического следования игровому сюжету с погружением в полисенсорный мир звуков и ярких цветовых эффектов, многократный повтор действия для достижения результата, малоосмысленное продвижение по уровням сложности и др. Такая игра не требует высокого интеллектуального потенциала, творчества, умения разговаривать, договариваться и сотрудничать, проявлять личностные душевные и нравственные качества. При этом она привлекает ребенка сенсорными эффектами, понятным без слов сценарием, способностью самому наполнять свой досуг, независимо от друзей и родителей.

Давным-давно, еще в прошлом веке Борис Гребенщиков пророчески спел: «Наши телефоны будут наши друзья». Это очень печально и страшно, когда только телефон – друг, и не только телефон. Электронная зависимость способна привести к тому, что соцсети заменяют личные встречи и общение. В общем, когда вся реальность переходит в виртуальность, ребенку хорошо с телефоном или планшетом и никто ему больше не нужен. А если это вошло в жизнь еще на раннем возрасте, ребенок все чаще молчит, снижается его речевая мотивация и потребность в живом общении. Экран телевизора, планшета вытеснил сказки и колыбельные песенки, разговоры с родителями. Экран становится главным «воспитателем» ребёнка. По данным ЮНЕСКО 93 % современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т. е. около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Это таит в себе серьёзные опасности не только для здоровья ребёнка (о нарушениях зрения, дефиците движений, испорченной осанке уже сказано довольно много, но и для его психического развития. В настоящее время, когда взрослеет первое поколение «экранных детей», эти последствия становятся всё более очевидными.

Первое из них – отставание в развитии речи. В последние годы и родители, и педагоги всё больше жалуются на задержку речевого развития : дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически в каждой группе детского сада. Такая картина наблюдается не только в нашей стране, но и во всём мире. Как показали специальные исследования, в наше время 25 % 4-х летних детей страдают нарушением речевого развития. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз!

Однако, при чём здесь телевизор и гаджеты? Ведь ребёнок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь. Какая разница, кто говорит с ребёнком – взрослый или герой мультфильма? Разница огромная. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но отвечает другому человеку, когда он сам включён в диалог. Причём, включён не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствам. Для того, чтобы ребёнок заговорил, необходимо, чтобы речь была включена в его конкретные практические действия, в его реальные впечатления и главное – в его общение со взрослыми. Речевые звуки, не обращённые ребёнку лично и не предполагающие ответа, не затрагивают ребёнка, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов. Они остаются «пустым звуком». В последнее время педагоги и психологи всё чаще отмечают у детей неспособность к самоуглублению, к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом. Данные симптомы были обобщены в картину новой болезни «дефицит концентрации». Этот вид заболевания особенно ярко проявляется в обучении и характеризуется гиперактивностью, ситуативностью поведения, повышенной рассеянностью. Такие дети не задерживаются на каких-либо занятиях, быстро отвлекаются, переключаются, лихорадочно стремятся к смене впечатлений, однако многообразные впечатления они воспринимают поверхностно и отрывочно, не анализируя и не связывая между собой. По данным исследования Института педагогики и экологии медиасредств (Штутгарт, Германия) – это непосредственно связано с экранным воздействием. Им необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана. Многим детям стало трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения, понимать, схватывать смысл. Слышимая речь не вызывает у них образов и устойчивых впечатлений. По этой же причине им трудно читать – понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, в результате они не понимают текста в целом. Поэтому им просто неинтересно, скучно читать даже самые хорошие детские книжки.

Французские авторы Кристин Керделлан и Габриэль Грезийон в книге «Дети процессора. Как Интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых» отмечают, что электронные игрушки способствуют появлению поколения детей, которые учатся стрелять раньше, чем говорить. Существует огромное количество развивающих и обучающих компьютерных программ для дошкольников. Это не «ходилки» и «стрелялки», а игры, которые помогают специалистам (логопедам, дефектологам, психологам) развивать способности ребенка и проводить коррекцию нарушенных функций. Кроме таких игр существуют образовательные программы по обучению детей дошкольного возраста, где компьютерная игра является элементом занятия, а не просто развлечением. Через 15 мин после начала занятия (либо игры) за компьютером с детьми необходимо провести специальную гимнастику для снятия зрительного напряжения, а в конце занятия (игры) – физкультурную минутку для снятия мышечного напряжения. Длительность занятия за компьютером определяется санитарными нормами: 25 мин – для детей 5–6 лет, 30 мин – для детей 6–7 лет.

В 2017 году нами в ДОУ было проведено анкетирование родителей детского сада (60человек, 30% из которых были родители детей логопедической группы. Анкетирование показало следующие результаты: 1)96 % имеют дома электронные устройства, 4 % - не имеют; 2) 25 % (15 семей) отметили, что у ребенка имеется непреодолимая тяга к гаджетам, из них 7 семей, воспитывающих ребенка – логопата (это составило 46%); 3) На вопрос «Как часто ваш ребенок играет в электронные игры были получены ответы: каждый день – 53% ; не часто –30 %; редко или не играет вовсе – 17%; 4) «Мешает ли вашему ребенку увлечение компьютерными играми общаться?» мешает – 25% (15 семей, не мешает – 75.

Родителям детей с электронной зависимостью было рекомендовано установить строгий дозированный режим в использовании гаджета, заменить простые игры на развивающие и обучающие, найти совместное занятие с ребенком целью уменьшения времени сидения за электронным устройством, ввести в семье традицию «День без компьютера, интернета и игр». Через 2 месяца использования такой «терапии» 7 семей отметили положительные сдвиги на пути вырвать ребенка из мира виртуальной реальности и наполнить его жизнь живым общением.

В заключении, хотелось бы отметить, как можно дольше оттягивать знакомство ребёнка с компьютером до тех пор, пока он, по-настоящему, не станет большой необходимостью. В возрасте от 3 до 6 лет происходит интенсивное развитие психики, более важными являются активные игры, а не компьютерные. Они оказывают положительное влияние на нервную систему, способствуют развитию моторики (особенно игры с природными материалами, речи и обеспечивают зарядом положительных эмоций. Пусть ребёнок рисует, играет, конструирует, лепит, придумывает, строит, общается. Пусть живёт реальной жизнью. А компьютер от него никуда не денется. Он научится его использовать за несколько дней, когда придёт время. Не нужно торопить события. Пусть детство будет настоящее, а не компьютерное.

Список литературы

1. Белоусова М. В., Прусаков В. Ф., Уткузова М. А. Расстройства аутистического спектра в практике детского врача // Практическая медицина. — 2009. — № 6 (38). — С. 36-41, https://mfvt.ru

2. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. — М. : Смысл, Эксмо, 2004. — 512 с.

3. Карпов А. М., Чудновский Е. В., Герасимова В. В. и др. Компьютерная деятельность детей — фактор риска психических и личностных нарушений. Тезисы докладов III международного симпозиума «Феномены природы и экологии человека». — Казань, 1997. — С. 201-202.

4. Керделлан К., Грезийон Г. Дети процессора: как Интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых. Пер. с фр. А. Лущанова. — Екатеринбург: У-Фактория, 2006. — 272 с.

5. Развитие личности ребенка / Под ред. Л. А. Головей. — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. — 576 с.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Влияние пальчиковых игр на речевое развитие дошкольника» Введение. Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость.

Консультация для родителей «Влияние телевидения и компьютера на социальное здоровье дошкольника» Наше время характеризуется стремительным развитием информационных и компьютерных технологий. Современные дети быстро осваивают управление.

Консультация для воспитателей «Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника» Консультация для воспитателей «Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника». Важное значение.

Влияние музыки на развитие личности дошкольника Сегодняшняя школа ожидает дошкольников с развитыми умом и восприятием, которые уже в состоянии решать сложные задачи аналитико-синтетического.

Нетрадиционная техника-квиллинг и ее влияние на развитие творчества у дошкольника Нетрадиционная техника – квиллинг и ее влияние на развитие творчества у дошкольника. Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени.

Организация предметно-развивающей среды в зависимости от вида деятельности дошкольника Вид деятельности Оборудование Игровая деятельность Еще один тематический комплекс: домик-теремок — ширма, со скамеечкой или модулями внутри,.

Фотоотчет «Районный семинар «Влияние взаимосвязи музыки и других видов деятельности на развитие личности дошкольника»Фотоотчет «Районный семинар «Влияние взаимосвязи музыки и других видов деятельности на развитие личности дошкольника» 4 октября 2017 года на базенашего МБДОУ «Нивенский д/с» прошел семинар для педагогов и родителей "Влияние взаимосвязи музыки и других видов.

Организация предметно-развивающей среды в зависимости от вида деятельности дошкольника Вид деятельности Оборудование Игровая деятельность Еще один тематический комплекс: домик-теремок — ширма, со скамеечкой или модулями внутри,.

Влияние художественной литературы на развитие речи дошкольника Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания.

Консультация «Влияние компьютерной игры на развитие дошкольника» Компьютерные игры – сравнительно новый вид творческих игр, включающих в себя использование средств компьютерной игровой программы. Развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Влияние электронной зависимости на развитие дошкольника. Взгляд логопеда»
Опубликовано: 20 августа 2019 в 10:42
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД