Галина Борисовская
Воспитание патриотических чувств, через прививание любви к родному краю
▼ Скачать + Заказать документы
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ, ЧЕРЕЗ ПРИВИВАНИЕ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ
Борисовская Галина Александровна
воспитатель
ГУ ЛНР «ЛДОУ – ясли-сад
комбинированного вида №121»
"С чего начинается Родина.
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки что во поле
Под ветром склоняясь, растет"
Публикация «Воспитание патриотических чувств, через прививание любви к родному краю» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Прививки, иммунизация
- Прививки. Детям о прививках
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Актуальность и постановка проблемы. Одной из основных задач образовательной программы дошкольного образования Луганской Народной Республики образовательная «Страна детства» является «приобщение детей через соответствующие их индивидуально возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям и ценностям семьи, общества, государства» [4]. Основываясь на этом, а так же учитывая положения закона «О системе патриотического воспитания граждан Луганской Народной Республики» (с изменениями, внесенными Законом Луганской Народной Республики от 08.11.2018 № 278-II) [2] и интенсивно изменяющуюся ситуацию в государственном и мировой устройстве, особую актуальность приобретает организация работы в дошкольных учреждениях направленной на воспитание патриотических чувств детей дошкольного возраста, как основы для последующего формирования патриотически направленной личности, знающей и уважающей традиции, культуру своей родины, стремящейся сохранять и приумножать культурное наследие своего народа, преданной своему Отечеству, ответственной за свою страну и ее будущее.
Изложение основного материала.
В законе «О системе патриотического воспитания граждан Луганской Народной Республики» понятие патриотизма рассматривается как любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества [2].
В словаре В. И. Даля значение этого слова трактуется так: «Патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник»[1].
Если рассматривать понятие патриотизма через призму дошкольного образования, то мы можем сказать, что это сложное чувство, которое возникает в дошкольном детстве, в тот момент, когда закладывается фундамент мотивацонно-ценностного восприятия окружающего мира и отношения к нему, данное чувство формируется у ребенка постепенно, в процессе воспитания любви к своим родным и близким, к детскому саду, к родному краю, родной стране.
Воспитание патриотизма невозможно без формирования знаний о своей малой Родины, своего края, их культуры и традиций.
Насыщенные и яркие впечатления об окружающей природе, об истории и традициях родного края, о малой Родине, которые личность впитывает в детстве, как правило, остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка черты характера, которые помогут ему сформировать гражданско-патриотическую позицию по отношению к своему Отечеству.
Чувство патриотизма содержит следующие составляющие:
- чувство принадлежности и привязанности к местам, где человек родился и вырос;
- любовь и уважительное отношение к языку своего народа;
- заботу об интересах родины;
- гордость за социально-культурные достижения своей страны;
- уважительное отношение к историческому прошлому своего народа, его обычаям и традициям;
- стремление посвятить свой труд на благо могущества и расцвета родины [5, с. 352].
Рассматривая патриотизм в разрезе понятия «отношение», выделяются несколько направлений:
1) отношение к природе родного края, родной страны;
2) отношение к людям, которые живут в родной стране;
3) отношение к моральным ценностям, традициям, обычаям, культуре;
4) отношение к государственному устройству [3, с. 87].
Таким образом, основная задача педагогических работников и родителей – как можно раньше взрастить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу, природе вокруг, формировать чувство гордости за достижения страны, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
При подготовке статьи нами было проведено активирование родителей с целью изучения особенностей воспитания нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста, через прививание любви к родному краю.
Актирование было анонимным и его можно было пройти двумя способами. Первый это заполнение анкеты в электроном варианте (для этого была разработана соответствующая Google форма). Второй вариант – классический (родителям предлагался печатный бланк для ответов, также анонимно).
Всего в анкетирование приняли участие 98 родителей, возраст детей варьирует от 2 до 6 полных лет. То есть, в анкетировании приняли участие родители абсолютно всех групп.
Анализ полученных данных позволяет нам говорить о следующем:
Только 16% родителей к определению патриотическое воспитание отнесли все предложенные компоненты, а именно воспитание любви к Родине; воспитание уважения к старшему поколению; воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа; знание истории своей страны. 28% родителей под термином патриотическое воспитание понимают только воспитание любви к родине. 9% к патриотическому воспитанию относят всего лишь воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа.
72% анкетируемых считают, что они обладают достаточной информацией о культуре, истории и природе родного края, чтобы ответить на возникшие у ребенка вопросы; 25% не считают себя компетентными в данном вопросе, и 3% затрудняются ответить.
На вопрос: «Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители?» 50% респондентов ответили, что родители, 34% - родители и педагоги, а 16% считают, что вся ответственность лежит на педагогах.
74 % родителей считают, что детей дошкольного возраста следует знакомить с символикой государства, традициями, памятными датами, 13% человек не считают необходимым и нужным затрагивать данные вопросы в дошкольном возрасте и 13% затрудняются ответить.
Относительно ценностей, которые доминируют в семье воспитанником, мы можем отметить, что на первом месте конечно семья 86%; на втором – здоровье и дружба (73%); на третьем месте образование – 69%; на четвертом – Родина (54%); творчество на пятом (45%); на шестом – нравственность (40%) и карьера на седьмом месте (32%).
На вопрос: «Рассказываете ли вы своему ребенку о своей малой Родине, ее истории, достопримечательностях, знаменитых людях?» 60% родителей ответили утвердительно, а 40% отрицательно.
На следующем этапе анкетирования мы предложили родителя назвать достопримечательности и памятные места Луганщины, полученные результаты вы можете видеть на слайде. Как мы можем видеть самыми известными достопримечательностями и памятными местами являются краеведческий музей, памятник Борцам Революции (вечный огонь, кукольный театр, парк им. М. Горького, памятник Клименту Ворошилову, Парк им. 1-го Мая, цирк.
Следующий вопрос нашей анкеты звучал так: «С какими достопримечательностями Луганщины вы познакомили детей?», полученные результаты вы можете видеть на слайде. В большинстве своем, родители познакомили детей с цирком, парком им. М. Горького, парком им. 1-го Мая, сквером имени «Молодой гвардии».
47% родителей считают, что природа родного края влияет на развитие патриотизма, в то время как 25% считают, что такой закономерности не существует, затрудняются ответить 28% анкетируемых.
Так же нами было предложено родителям выбрать из списка места, которые они посещают с детьми, полученные результаты представлены на слайде. Так приоритетными местами семейного отдыха выступают парки, цирк, зоопарк, водохранилища, театры, кино, культурные мероприятия. Такие места как монастыри, фермерские хозяйства, водопады, природные заповедники, библиотеки, филармония, старый город, мемориалы, выставки, парки-музеи остаются практически невостребованными.
На вопрос: «Какие места нашей республики вы можете предложить как маршрут семейного похода выходного дня?» большинство родителей ответили парк им. М. Горького, зоопарк, парк 1 Мая, цирк, кукольный театр, кино.
От детского сада в вопросе патриотического воспитания родители ждут : информирование о поездках и экскурсиях. Чтоб водили в музеи, театры, к памятникам. Возможно организация похода на представление в театр, ознакомительные листовки с репертуаром на месяц. Прививать любовь к малой родине. Развивать нравственно-патриотическое воспитание. Бесплатных билетов на мероприятия города. Рассказывать больше о нашем крае. Воспитывать патриотизм в наших детях. Ознакомиться с интересными местами республики. Чаще проводить спектакли или приглашать в детское учреждение. Организация посещения достопримечательностей Луганщины. Экскурсия в краеведческий музей. Приглашать музей.
Выводы.
Проанализировав результаты анкетирования можно сделать вывод, о том что, хотя большинство родителей и считают необходимым воспитывать в ребенке нравственно-патриотические чувства, но их практическая реализация данной задачи далека от идеала. Знания родителей о достопримечательностях и памятных местах Луганщины в основном заканчиваются памятниками, парками и культурными местами города, большое количество родителей считаю, что природа родного края не влияет на формирование патриотических чувств. А, для того, чтобы воспитывать любовь к Родине, необходимо самому любить, уважать свою малую Родину. Таким образом, в дошкольных учреждениях необходимо разрабатывать и внедрять программу, направленную на повышение информационной грамотности родителей относительно культуры, традиций, природы родного края. Приобщать родителей к совместным с детьми экскурсиям по памятным, культурным, природным местам Луганщины (заповедники, ландшафтные парки, водопады, водоемы, парки-музеи, храмы и монастыри, фермерские и садовые хозяйства и т. д.)
Список использованной литературы
1. Даль В. И. (1801-1872). Толковый словарь живого великорусского языка : избр. ст. / В. И. Даль ; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ. - Москва : Олма-Пресс : Крас. пролетарий, 2004. – 700 с.
2. Закон «О системе патриотического воспитания граждан Луганской Народной Республики» (с изменениями, внесенными Законом Луганской Народной Республики от 08.11.2018 № 278-II) [Электронный ресурс] // URL : https://nslnr.su/zakonodatelstvo/normativno-pravovaya-baza/1732/ ( дата обращения: 17.01.2023)
3. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 1998. – 160 с.
4. Примерная образовательная программа дошкольного образования Луганской Народной Республики «Страна детства» [Электронный ресурс] // URL : https://21102.maam.ru/upload/maps/news485180/primernaya-obrazovatelnaya-programma-doshkolnogo-obrazovaniya_1bkd3.pdf ( дата обращения: 17.01.2023)
5. Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Гардарики, 2003 – 519 с.