Нина Ушакова
Статья «Взаимосвязь нетрадиционного рисования и здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
«Взаимосвязь нетрадиционного рисования и здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками
по изобразительно – художественной деятельности»
Публикация «Статья „Взаимосвязь нетрадиционного рисования и здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Многие годы моей приоритетной работой является изобразительная деятельность. Значение ее велико. Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте. Если вовремя создать условия для ее появления и совершенствования, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка.
Работая с дошкольниками, педагоги направляют свои усилия на оздоровление детей, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно, именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования.
Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых не мыслим педагогический процесс современного детского сада.
В своей статье я попытаюсь проанализировать, как тесно связаны задачи образовательной области «Художественное творчество» и образовательной области «Здоровье». Оказывает ли занятие изобразительной деятельностью положительное воздействие на здоровье ребенка. Являются ли современные техники и технологии изобразительной деятельности здоровьесберегающими.
Здоровье – это целостное понятие, которое включает не отсутствие болезни, а состояние физического, и социального благополучия
Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через решение следующих задач:
• сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
• воспитание культурно-гигиенических навыков;
• формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребностей детей в самовыражении через решение следующих задач:
• развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
• развитие детского творчества;
• приобщение к изобразительному искусству.
Рассмотрим как, решая задачи образовательной области «Художественное творчество», мы воздействуем на укрепление психического, физического здоровья детей. Как решаются задачи по воспитанию культурно-гигиенических навыков и формированию начальных представлений о здоровом образе жизни.
Психическое благополучие – это полное соответствие паспортного возраста с развитием по всем умениям, необходимым для осуществления различных видов деятельности и развитием психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения). Занятия изобразительной деятельностью проводятся в соответствии с возрастными показаниями, решаются задачи по обучению соответствующих умений (вырезывания, лепки, наклеивания и т. д.) и решаются все задачи по развитию психических процессов.
Организация изобразительно – художественной деятельности и здоровьесберегающие технологии тесно взаимосвязаны. Если рассмотреть этот момент внимательно, то можно сказать, что здоровьесберегающий процесс в ДОУ – в широком смысле слова – процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, социального и эстетического благополучия ребёнка.
Многие педагоги думают, что здоровьесберегающие технологии никак не связаны с изобразительной деятельностью, к сожалению, они глубоко заблуждаются. Если подойти к этой проблеме поближе, то можно сказать, что важнейшей характеристикой педагогических технологий является воспроизводимость.
Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!
На занятиях по изобразительно – художественной деятельности осуществляются здоровьесберегающие подходы в работе с детьми :
1. Рациональная организация учебных занятий по изобразительно – художественной деятельности.
2. Проведения занятий по изобразительно – художественной деятельности с детьми.
3. Двигательные и эмоционально – психологические разгрузки на занятиях, выполнение требований СанПина к созданию условий для проведения интегрированных занятий по изобразительно – художественной деятельности.
4. Соблюдение требований к оптимальной сложности занятий.
5. Гуманный стиль общения детей и взрослых.
6. Эмоционально – положительный микроклимат.
7. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников.
Но, можно ли назвать технологии, используемые в изобразительной деятельности, здоровьесберегающими?
Здоровьесберегающей технологию можно назвать, когда точно обозначается цель – на что мы воздействуем; когда можно провести диагностику; когда действия четко выстроены. Технология должна быть воспроизводима и иметь четкое количество занятий.
Этим требованиям полностью соответствуют нетрадиционные техники и технологии, используемые в изобразительной деятельности. Занятия по нетрадиционному рисованию полезны для духовного развития детей.
Работа с необычными материалами, позволяет детям ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности ребенка, его креативность, что способствует общему психическому и личностному развитию детей.
Нетрадиционное рисование имеет целый ряд преимуществ:
• развивает мелкую моторику руки
• вызывает целый комплекс эмоций
• проявляет характер ребенка, его индивидуальность
• многообразие способов рисования
• многообразие средств рисования
• прививает любовь к изобразительному искусству
непринужденно развивает творческие способности
Художественное творчество – один из любимых видов детской деятельности.
Важным условием развития детского творчества является создание эмоционально – благополучной творческой атмосферы на занятиях по нетрадиционному рисованию.
Следует избегать дисциплинарных замечаний, излишней регламентации, упреков в адрес детей, у которых что-то не получается. Необходимо ненавязчиво помогать детям, добиться результатов в работе.
Занятия по нетрадиционному рисованию должны вызывать у детей положительные эмоции, хорошее настроение, желание заниматься творчеством.
В работе с детьми по нетрадиционному рисованию рекомендуется использовать такие материалы, как:
• поролон
• зубная щетка
• деревянные палочки
• вязальные спицы
• целлофан
• листья деревьев
• овощные штампы
• пряжа
• парафин
• песок, соль
• гофре (креповая бумага)
• оракал (самоклеющаяся бумага) и др.
Все это занимает детей и вовлекает в творческий процесс. Во время рисования пальцами рук и ног ребенок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой, что благотворно влияет на нервную систему, укрепляет и развивает её. А вот работа с креповой бумагой (гофре) и оракалом (самоклейкой, положительно влияет на психику ребенка, носит терапевтический характер и развивает мелкую моторику руки.
Рекомендуется использовать разные техники и приемы нетрадиционного рисования с детьми :
1.«Пальцеграфия» (рисование пальцами руки)
2.«Ладоневая живопись» (рисование ладошками)
3. Рисование ножками
4. Рисование водой (с помощью пластиковой бутылочки)
5.«Эстамп – оттиск» (штампик из веревочки, из картона, из овощей)
6. Рисунок спичечным коробком
7. Рисование листиками растений
8. Рисование поролоном
9.«Набрызг» (разбрызгивание краски с помощью зубной щетки на бумаге)
10.«Тонировка» (рисование солью, песком, текстурой)
11.«Точкография» (рисование ватными палочками, корректором)
12.«Кляксография» (рисование кляксой)
13.«Штрихография» (рисование штрихами)
14.«Граттаж» (процарапывание рисунка с помощью деревянной палочки или пера)
15.«Абстракция» (мозаика)
16.«Монотипия» (двойная печать на бумаге)
17.«Диатипия» (сквозная печать на бумаге)
18. Клеевой рисунок (рельефно-выпуклое рисование клеем ПВА или канцелярским клеем)
19.«Выдувание» (рисование лёгкими с помощью трубочки от сока)
20.«Мыльные пузырьки» (рисование мыльными пузырями)
21.«Коллаж» (сочетание рисования и аппликации из разных материалов)
22.«Батик» (рисование на ткани)
23.«Резерв» (рисование парафином, восковыми мелками)
24.«Нитевая графика» (рисование нитками)
25. Рисование бусинками, шариками, камешками
26.«Мокрая живопись» (рисование на мокрой бумаге)
27.«Гелевая графика» (рисование гелем на бумаге, картоне, фанере, пластике)
28.«Корректорная графика» (рисование корректором на темном фоне)
Все эти нетрадиционные техники и приёмы рисования также благотворно влияют на развития здоровья детей, на их эмоционально - психическое развитие, развивают творчество.
Творчество не может существовать под давлением и насилием, оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с изобразительными материалами, как традиционными, так и с нетрадиционными, ребенок незаметно для себя, учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать.
Из практики замечено, что даже те дети, которые хоть раз поработали с нетрадиционными приёмами рисования, никогда уже не расстаются с ними.
Малышам интересно рисовать – играть, тем более, эти приёмы положительно влияют на их здоровье. Творчество для них – это отражение душевной, эмоциональной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души и эмоций.
Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.
А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности и его здоровья : формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификации в творческой деятельности, целенаправленность деятельности в целом, укрепление здоровья детей.
Таким образом, можно сказать, что нетрадиционные технологии изобразительной деятельности являются здоровьесберегающими. А изобразительная деятельность, в основе которой заложено использование инновационных методик, традиционных и нетрадиционных приемов, техник и технологий оказывает положительное влияние на здоровье ребенка.
Литература:
1. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. –М. 2007.
2. Дубровская Н. В. Витражи из цветной бумаги. – С-Пб. 2009.
3. Дубровская Н. В. Чудесные тарелочки. – С-Пб. 2009.
4. Мукасоли и козули. Несъедобные и съедобные изделия из теста. -
С-Пб. 2004.
5. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники. - Москва. 2006.
6. Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство-ославль. 1997.
7. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. - Ярославль. 2004.
8. Павлова. М. А., Лысогорская. М. В. Здоровьесберегающая система дошкольного
образовательного учреждения: модели программ, рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2009. С 34.
9. Румянцева. Е. А, Необычное рисование. – М. : Дрофа, 2006. С. 4 – 12.