Получи документы

Развитие мелкой моторики рук детей средствами изобразительной деятельности (из опыта работы)

Ольга Бахарева
Развитие мелкой моторики рук детей средствами изобразительной деятельности (из опыта работы)

МДОУ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВИДА№13 «ЧЕБУРАШКА».

Развитие мелкой моторики рук детей

через изобразительную деятельность.

БАХАРЕВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА

ВОСПИТАТЕЛЬ 1 КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

Публикация «Развитие мелкой моторики рук детей средствами изобразительной деятельности (из опыта работы)» размещена в разделах

Степень развития тонких движений пальцев рук - первый из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. На сегодняшний день, проблема с речевым развитием и неготовность большинства дошкольников к письму остается актуальной. Вот почему, работа по развитию мелкой моторики и координации движений рук должна стать важной частью подготовки ребенка к овладению связной речи и письма.

Гармонично развивать двигательные функции кистей рук у детей через творчество можно разными путями, наилучшим средством, на мой взгляд, является изобразительная деятельность. Поэтому, используя в своей работе по изобразительной деятельности новые способы и материалы, ставлю перед собой цель:

Создание благоприятных условий для развития мелкой моторики рук у дошкольников через изобразительную деятельность.

В соответствии с целью, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и для получения положительных результатов, ставлю перед собой следующие задачи:

1. Развивать и укреплять мелкую моторику.

2. Формировать самостоятельность в работе с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности.

3. Создавать предметно-развивающую среду, помогающую развитию мелкой моторики у дошкольников.

4. Познакомить родителей с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности.

Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. Этот вид деятельности доступен даже маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и делает активность ребёнка более увлекательной и интересной. Каждая деятельность требует особого рода движений. В изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом изображения. В процессе творчества, действий с материалами происходит естественный массаж биологически активных точек, расположенных на ладонях и пальцах рук, развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук.

Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

При организации занятий изобразительной деятельности определенными условиями являются:

1. Создание развивающей среды.

2. Подбор различных методов с учётом возраста, уровня развития детей.

3. Отбор наиболее эффективных приемов.

Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у детей. Использую следующие методы: словесный, наглядно-действенный, практический, исследовательский, игровой.

Для реализации поставленной цели, мною был разработан план деятельности :

1. Изучить работы известных педагогов, работающих по моей теме.

2. Познакомиться с опытом педагогов нашего ДОУ по организации изобразительной деятельности с помощью нетрадиционных техник.

3. Организовать дополнительные образовательные услуги в рамках кружковой работы по развитию мелкой моторики рук.

3. Пополнить развивающую среду в группе необходимыми материалами.

4. Привлечь родителей к активному сотрудничеству по развитию мелкой моторики средствами изобразительной деятельности.

5. Провести ряд консультаций, собраний и мастер-классов для родителей по методике пальчиковых игр, изобразительной деятельности, нетрадиционным техникам рисования.

6. Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования с учётом возрастных особенностей.

Свою работу по теме я начала в средней группе с диагностики развития мелкой моторики руки. Для анализа полученных данных использовала таблицу. Знания детей оценивались по уровням: высокий, средний, низкий.

Диагностика по изо. деятельности включала в себя технические умения:

умение пользоваться карандашом; умение пользоваться кисточкой и красками;

умение применять выразительные средства в карандашном рисунке (тонировка, штрих, напряженность и характер линий); регулировать нажим и направление штриховки в целях более точной передачи изображения, умение пользоваться ножницами, сгибание бумаги.

После проведения диагностики я решила развивать мелкую моторику рук через кружковую работу по программе «Ловкие пальчики» в рамках дополнительной образовательной услуги.

Программа рассчитана на два года (старшего дошкольного возраста).

Образовательная деятельность проводится с сентября по май включительно, длительностью 25 минут,1 раз в неделю, 4 раза в месяц со всей группой детей.

Организовывается во время свободной деятельности детей, во 2-й половине дня.

Каждое занятие начиналось с пальчиковой гимнастики, затем проводилась работа в тетради с крупной клеткой (штриховка, продолжи узор, графический диктант) и давались задания на различные виды изобразительной деятельности.

Методы работы с детьми :

Наглядные: наблюдение; рассматривание образцов; демонстрация иллюстраций; показ (выполнение) воспитателем; показ детских работ в конце занятия.

Словесные: чтение художественной литературы; беседы; объяснение и обсуждение хода работы.

Практические: индивидуальная работа детей; совместная деятельность взрослого и детей; опора на личный опыт детей.

Формы работы с детьми :

Индивидуальная: Ребенок самостоятельно выполняет свою работу.

Фронтально-индивидуальная: Каждый ребенок выполняет порученное ему задание, а затем все работы воспитатель объединяет в общую композицию.

Фронтальная: Коллективные работы детей. Все дети принимают активное участие в обсуждении сюжета и его выполнении, ведь вместе с этим развиваются и такие качества, как умение выслушивать товарища. Коллективные композиции радуют детей не случайно, ведь общий результат всегда богаче по содержанию, более ярок, нежели индивидуально выполненная работа. Дети работают совместно с воспитателем, где педагог выполняет трудные формы. Ценность таких занятий в том, что и взрослые, и дети объединены одной целью, заинтересованы общим результатом. Дети видят не только, как действует воспитатель, но и учатся непосредственно без прямых указаний.

Был составлен перспективный план на год, с учетом названий тематических недель.

Перспективное планирование занятий кружка "Ловкие пальчики"

Т Тема Содержание

1. Диагностика

2. Дары осени

• Рисунок по точкам (овощи)

• Штриховка (горизонтальные линии)

• Бобы, семечки, рис - отделить друг от друга (перебрать)

• Знакомство с тетрадью в крупную клетку

3. Золотая осень

• Пальчиковая гимнастика "Вышли пальчики гулять"

• Рисование в тетради в клетку (обведи клетку)

• Рисование пальчиками осеннего дерева (3 цвета)

4. В мире музыки

• Пальчиковая гимнастика "Мы играем" (3, 52)

• Штриховка по вертикали "Музыкальные инструменты"

Рисование в тетради в клетку: продолжи узор

5. Всемирный день животных • Упражнение "Животные" (показ пальцами, ладошками)

• Рисование жесткой кистью (контур животного)

• Графический диктант (в тетради в клетку)

6. Человек, как представитель живого на земле • Пальчиковая гимнастика "Не плачь, куколка моя" (3, 57)

• Рисование по образцу в тетради в клетку

• Оригами "Подарок"

7. Предметы быта • Упражнения с граненым карандашом

• Соедини по точкам (посуда)

• Лепка из глины (посуда)

8. Моя страна • Пальчиковая гимнастика "Дом и ворота" (3, 47)

• Раскрашивание флага восковыми мелками

Рисование по клеточкам: флажки

9. Фестивальная • Пальчиковая гимнастика "Веселый оркестр" (4, 121)

• Рисование цветным песком.

• Продолжи узор (в тетради в клетку)

10. Поздняя осень • Пальчиковая гимнастика "Осенний листочек" (1, 29)

В тетради в клетку: елочки (по образцу)

• Аппликация "Дерево" (методом обрывания)

11. Моя семья • Пальчиковая гимнастика "Этот пальчик. "

В клетку: графический диктант

Рисование: рамка для семейного фото

12. Приход зимы • Пальчиковая гимнастика "Снежная баба" (3, 48)

Рисование по трафарету: снежная баба

Узор по образцу в тетради в клетку: кружок, палочка

13. Права ребенка • Массаж с шишками

Работа в тетради в клетку : "Продолжи ряд" (3, 56)

• Рисование свечой «Зимний пейзаж»

14. Магия бумаги • Игры с мятой бумагой (смять в комок, покатать между ладошек, разгладить)

• Штриховка (вертикальные линии) (3, 60)

• Оригами "Надувной шарик"

15. Скоро, скоро Новый год! • Пальчиковая гимнастика "Скачет зайка косой" (3, 47)

• "Узор по образцу" в тетради в клетку

• Рисование солью "Зимний лес"

16. Зимние народные праздники • Расскажи стихи руками "Как живёшь?" (3, 59)

• Соедини по точкам "Самовар"

• Рисование свечой "Снежинка-балеринка"

17. Транспорт. Дороги в разное время года • Упражнение "Самолёт" (1, 141)

• Графический диктант "Машина"

• Раскрашивание машинки

18. Народная игрушка • Упражнения с маленьким мячом (ежи)

• Узор по образцу в тетради в клетку

• Каргопольская роспись "Козлик"

19. Всемирный день доброты • Пальчиковая гимнастика "Дружба" (4, 109)

• Графическое упражнение "Пройди лабиринт"

• Гравировка - процарапывание

20. В мире сказок • Пальчиковый театр "Репка"

• Графический диктант в тетради в клетку

• Рисование ладошками "В гости к Мухе-Цокотухе"

21. Наши защитники • Расскажи стихи руками "Смелый капитан" (4, 120)

• Штриховка (разные виды) "Парусник"

• рисование пластилином "Лодочка"

22. Человек славен трудом • Пальчиковая гимнастика "Помощники"

• Штриховка "Пожарная машина"

Работа с солёным тестом "Рогалик"

23. Международный женский день • Пальчиковая гимнастика "Не плачь, куколка моя" (3, 54)

Работа с трафаретом "Ваза"

• Аппликация из мятых салфеток "Мимоза"

24. Край наш северный • Пальчиковая гимнастика "Собери палочки в корзину"

Работа в тетради в клетку "Нарисуй фигуры" (3, 78)

• Рисование в технике точечного рисунка "Птичка-невеличка"

25. Правила этикета • Пальчиковая гимнастика "Повстречались" (3, 55)

• Графический диктант в тетради.

• Оригами "Салфетка"

26. Театральное искусство • Пальчиковая гимнастика "Апельсин" (3, 56)

• Пальчиковый театр "Колобок"

• "Продолжи узор" - в тетради в клетку

27. Птицы нашего края • Инсценировка стихов при помощи рук "Кря, кря, кря" (3, 66)

• Соедини по точкам "Сова"

• Графический диктант в тетради

28. Неделя книги • Игры с грецким орехом

• Графический диктант в тетради

• Рисование жесткой кистью Белка с орешком" (по произведению Пушкина А. С.)

29. Моё здоровье • Расскажи стихи руками "Футболисты-проказники" (4, 121)

• В тетради в клетку - рисование круга в 1 клетке, в 4 клетках

• Рисование пластилином "Мяч"

30. Безопасность жизнедеятельности • Упражнение "Пальчики" (4, 111)

• Штриховка по диагонали "Машина"

• Аппликация "Светофор"

31. День Победы • Упражнение "Большие и маленькие" (4, 115)

• Раскрашивание "Звезда"

• В тетради " Нарисуй по образцу: корабль"

32. Русь-Россия • Пальчиковая гимнастика "Домик" (4, 112)

• Рисование по образцу в тетради в клетку "Дом"

• Процарапывание "Домик"

33. Изменение в природе • Пальчиковая гимнастика "Интересно вокруг" (4, 125)

• Штриховка (горизонтальные линии) "Бабочка"

• Выкладывание пластилина на картоне "Цветок"

34. Диагностика

На занятиях я учила детей рисовать свечой пейзаж. Ребята превращались в волшебников и учились творить чудеса.

Очень нравилось детям рисовать цветным песком. Этому увлекательному моменту я посвятила несколько занятий. Работы получились очень красочными. Цикл занятий я посвятила сгибанию бумаги. Учились сгибать по диагонали, по горизонтали. Детям предлагалось выполнить такое оригами как, подарок, воздушный шарик, салфетка, лодочка, кораблик.

Детям предлагала рисовать не только кисточкой, но и крупами: греча, манка, рис. Появилась очень красивая картина «Щенок», которую мы отправили на выставку «Мой четвероногий друг»,

В старшей группе большое внимание уделяла графическим упражнениям, способствующих развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом.

Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету с использованием карандашей. Для штрихования я использовала книжки-раскраски, трафареты разной тематики. Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, особенности слухового и зрительного восприятия занятия проводила в тетради в крупную клетку. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также развивает умение ориентироваться в пространстве.

Использовала такие приемы, как, работа с трафаретами, контур предмета (обведи рисунок, соедини по точкам); дорисовка (по принципу симметрии); волшебные узоры, лабиринты.

Дома дети устраивали домашние мастерские, где изготавливали различными способами открытки, поделки на выставки, подарки для родителей, бабушкам и дедушкам.

На протяжении всей работы в группе организовывались различные выставки: «Мы-рисуем», «Нетрадиционное рисование», «Нашим мамочкам».

Каждый месяц оформляли выставки детских работ «Наш вернисаж» в коридоре ДОУ.

Совместно с детьми участвовали в городских конкурсах: «Идет коза рогатая», «Петушок-золотой гребешок», «Мой четвероногий друг», «По книжкиным тропинкам; в областных конкурсах: «Забавные отпечатки», «В гостях у сказки», «Природные знатели».

Для молодых специалистов ДОУ проводила консультации: «Развиваем руку ребенка через рисование.»

Провела для педагогов ДОУ мастер-класс — правополушарное рисование.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

Работа с родителями — одно из важнейших направлений в работе. Для родителей было подготовлено собрание, на котором провела мастер-класс «Ловкие пальчики».

Цель: Создание условий для овладения нетрадиционными техниками рисования родителями для совместной деятельности с детьми.

Задачи:

• повышать педагогическую компетентность родителей в художественно –творческом развитии детей;

• способствовать установлению партнерских отношений между родителями, педагогом.

Родители, совместно с детьми учились рисовать свечой, солью, жесткой кистью, разными видами крупами.

Публикации по теме:

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели моего блога! Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года.

Фотоотчёт о мастер-классе «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в художественно-эстетической деятельности»Фотоотчёт о мастер-классе «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в художественно-эстетической деятельности» Мастер-класс для родителей- "Изготовление объёмной поделки «Павлин» из цветной бумаги». Для развития мелкой моторики руки, важно, чтобы.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей в процессе работы с природным материалом»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей в процессе работы с природным материалом» Развитие мелкой моторики у детей в процессе работы с природным материалом. Уровень развития мелкой моторики пальцев рук - один из важнейших.

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в различных видах деятельности. Педагогический проект «Ловкие пальчики» МКДОУ Детский сад № 10 «Кроха» Педагогический проект на тему «Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через.

Презентация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования» В дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего.

Развитие мелкой моторики детей с ОВЗ средствами нетрадиционного оборудования (ФГОС до) Развитие мелкой моторики детей с ОВЗ средствами нетрадиционного оборудования (ФГОС ДО) Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В. А.

Развитие мелкой моторики и сенсорного опыта детей с помощью натуральных камней-самоцветовРазвитие мелкой моторики и сенсорного опыта детей с помощью натуральных камней-самоцветов Детство должно быть наполнено яркими эмоциями. Игры с натуральными камнями-самоцветами очень нравятся моим детям, увлекают и притягивают.

Развитие мелкой моторики пальцев рук (из опыта работы) В логопедической практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по коррекции речевых нарушений у дошкольников.

Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста. Из опыта работыРазвитие мелкой моторики у детей младшего возраста. Из опыта работы "Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста".Из опыта работы. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики рук детей средствами изобразительной деятельности (из опыта работы)
Опубликовано: 27 апреля 2020 в 14:01
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД