Папки-передвижки

Структура, особенности мотивационной сферы личности педагогов дошкольных учреждений с разным уровнем психической устойчивости

Мисирова Елена Николаевна
Структура, особенности мотивационной сферы личности педагогов дошкольных учреждений с разным уровнем психической устойчивости
▼ Скачать + Заказать документы

Структура, особенности мотивационной сферы личности педагогов дошкольных учреждений с разным уровнем психической устойчивости

Современные условия жизни и деятельности человека протекают в условиях возрастающего воздействия различного рода стрессов. Проблема становится актуальной в связи с ростом, так называемых болезней стресса.

Профессиональный стресс – многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека. Основным показателем наличия профессионального стресса является уровень нервно-психической устойчивости, который зависит от многих факторов. Это и адаптивные способности личности, и моральная нормативность, и способность к адекватным действиям в напряженной ситуации. Снижают уровень нервно-психической устойчивости такие факторы как раздражительность, психосоматические и психовегетативные нарушения, высокий уровень напряжения, истощение, повышенная тревожность и агрессивность.

Публикация «Структура, особенности мотивационной сферы личности педагогов дошкольных учреждений с разным уровнем психической устойчивости» размещена в разделах

Интерес к профессиональному стрессу у педагогов вызван общей тенденцией к гуманизации современной науки. Одним из проявлений данной тенденции является привлечение внимания исследователей к субъекту профессиональной деятельности, в частности – к влиянию на него самого характера этой деятельности. Другой причиной, обусловившей интерес к данной проблеме, является ужесточение требований к представителям так называемых «помогающих профессий», поскольку от их психофизиологического состояния напрямую зависит эффективность их профессиональной деятельности, значение которой в современном обществе трудно переоценить. Для большинства профессиональных групп педагогических работников хроническое и достаточно интенсивное эмоциональное напряжение является одним из основных факторов производственной среды, неблагоприятно влияющих на их здоровье. В 80-х годах в нашей стране 30% педагогических работников считали, что их работа сопровождается заметным для них эмоциональным напряжением, а в 2004 уже 64% педагогов дошкольного образования, работающих в различных педагогических учреждениях, отмечали, что их работа сопровождается постоянным и достаточно выраженным нервно-психическим напряжением.

Таким образом, на сегодняшний день труд педагогического работника признают одним из наиболее сложных видов профессиональной деятельности человека, требующим от специалиста не только интеллектуальных, физических, но и нервно–психических затрат. Поэтому немаловажное значение для педагога, чей труд отличается ежедневной эмоциональной загруженностью, имеет его способность противостоять нервно-психическому истощению, сохраняя при этом достаточно высокий уровень эмпатии и, что немаловажно, стабильную мотивацию к работе, которая во многом обусловливает профессиональную эффективность педагогического работника.

В переводе с английского мотив означает материальный или идеальный «предмет», который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок, смысл которых состоит в том, что с помощью мотива удовлетворяются определенные потребности. В англоязычном смысле это понятие означает нечто более широкое: потребность, идею, органическое состояние или эмоцию. Поэтому во избежание смысловых ошибок слово мотив, в переводе с английского следует понимать как «побуждение», «состояние побуждения», «стремление», «импульс», «мотивация» и др.

Теория деятельностного подхода, разработанная А. Н. Леонтьевым и наиболее популярная в отечественной психологии, включает в себя учение о мотивационно-потребностной сфере человека. Ученый выстраивает триаду «потребность-мотив-деятельность». Он доказывает, что источником побудительной силы мотива и соответствующего побуждения к деятельности выступают актуальные потребности. Мотив определяется как предмет, отвечающий потребности, а потому побуждающий и направляющий деятельность. Деятельность всегда имеет мотив, который либо наблюдается и осознается индивидом, либо скрыт от самого субъекта и внешнего наблюдателя. Однако между мотивом и потребностью, между мотивом и деятельностью, потребностью и деятельностью нет отношений строгой однозначности. Иначе говоря, один и тот же предмет может служить удовлетворению разных потребностей, побуждать и направлять разные деятельности.

Нередко деятельность имеет сразу несколько мотивов (то есть является полимотивированной; точно также она может побуждаться несколькими потребностями одновременно. При этом в ситуации полимотивированности один из мотивов становится основным, ведущим, а другие – подчиненными, играющими роль дополнительной стимуляции. Формирование ведущего мотива, согласно теории деятельностного подхода А. Н. Леонтьева, происходит как осмысленное, осознанное «оправдание» деятельности, как возникновение определенного личностного смысла данной деятельности. У зрелой личности существует значительный ресурс произвольного и разумного управления своими мотивами.

Таким образом, мотивация рассматривается как компонент деятельности. То есть мотив в данном случае выступает причиной деятельности. Мотивация понимается в современной психологической литературе как совокупность психических процессов, которые придают поведению энергетический импульс и направленность.

Мотивация осуществления профессиональной деятельности педагогического работника, как и мотивация любого вида активности (поведения и деятельности) человека, имеет сложную структуру, предполагая сосуществование и взаимодействие множества различных мотивов, внешних и внутренних, положительных и отрицательных и т. п. Профессиональная мотивация оказывает значимое влияние на эффективность профессиональной деятельности. Важнейшим, связанным с профессиональной мотивацией фактором эффективности профессиональной деятельности педагога в дошкольном образовании, является сила актуальных мотивов в структуре мотивации.

Таким образом, основу профессиональной мотивации педагогов в отечественной и зарубежной психологии составляет фундаментальный методологический принцип единства сознания и деятельности, который наиболее полно реализуется с позиции системно-структурного подхода. На основании данного подхода в процессе выполнения профессиональной деятельности педагога формируется самообразующаяся и саморазвивающаяся система психической регуляции деятельности, которая влияет на все структуры и образования деятельности, воздействует на все сферы психической активности.

При изучении профессиональной деятельности педагогических работников следует рассматривать их деятельность как социально-психологическую систему «педагог – коллектив – ребенок – родитель». Функциональные элементы этой социально-психологической системы обусловливают достижение цели, которая является системообразующим фактором.

Исследований структуры и особенностей мотивационной сферы педагогов дошкольного образования к настоящему моменту накопилось уже очень много.

Так, в результате эмпирического исследования, проведённого Т. А. Сидельниковой, автором был сделан вывод о том, что проявления профессиональной мотивации у педагогов дошкольного образования имеют свою специфику, связанную с выбором профессии педагога. По мере увеличения стажа педагогических работников наблюдается изменение мотивов трудовой деятельности: переход от доминирования внутренних мотивов к преобладанию внешних, от приоритетности внешних положительных к нарастанию проявлений внешних отрицательных мотивов. Представляется, что сложный компонентный состав мотивации трудовой деятельности может предопределять направления для новых исследований, расширяющих и углубляющих понимание особенностей рассматриваемого конструкта.

Исследование мотивации трудовой деятельности педагогов дошкольного образования по методике «Мотивация трудовой деятельности» К. Замфир (в модификации А. Реана, проведённое Д. А. Моршанской, продемонстрировало, что около половины педагогических работников ориентированы в трудовой деятельности на ее общественную и личную значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения, руководства другими людьми и т. д.

В ходе исследования было установлено, что у педагогов со стажем менее 5 лет, в профессиональной деятельности преобладает внутренняя мотивация. Внешняя положительная мотивация занимает промежуточное положение между внутренней мотивацией и внешней отрицательной мотивацией, что свидетельствует о наличии у них оптимального мотивационного комплекса.

В ходе исследования педагогов, со стажем свыше 5 лет, на первый план в мотивационном комплексе выходит внешняя положительная мотивация. То есть, для педагогических работников со стажем деятельности менее 5 лет по сравнению с теми, кто занимается трудовой деятельностью более 5 лет, существенно более значимы внутренние мотивы, им необходимо иметь возможность полной реализации в данной деятельности.

Исследований нервно-психического состояния сотрудников в системе «человек-человек», в частности в педагогической сфере, также накопилось немало за последние несколько лет.

Например, в исследовании М. С. Юговой и О. А. Макаровой методикой «Прогноз», разработанной в ЛВМА им. С. М. Кирова, было показано, что подавляющее большинство педагогов дошкольного образования обладает высоким уровнем нервно-психической устойчивости, который указывает на адекватную самооценку и оценку окружающей действительности, неконфликтность, достаточно хороший уровень коммуникативных способностей и низкую вероятность возникновения нервно-психических срывов.

В то же время, исследование Т. П. Романовой показало прямо противоположные результаты: больше, чем у 75% педагогов дошкольного образования проявляются признаки психоэмоционального напряжения и нервного истощения, которые, однако, сравнительно ситуативны по времени и могут в значительной мере снижаться после длительного отдыха.

Результаты исследования, проведённого А. А. Раевским, О. А. Ярыгиным и Д. В. Козловым в рамках дошкольных учреждений, продемонстрировали, что больше половины педагогов дошкольного образования обнаруживают признаки невротизации, свидетельствующие о том, что нервно-психическая устойчивость данных педагогических работников была значительно снижена в период коронавирусной инфекции. Этот факт позволяет говорить о том, что напряжённая стрессовая ситуация способна резко понизить психофизиологические возможности педагогов.

Мы можем предполагаем также, что нервно-психическая устойчивость педагогов дошкольного образования значительно снижается и по мере увеличения стажа работы (на фоне увеличения количества нагрузок, работа в условиях чрезмерной интенсивности). Этот вывод основывается на анализе результатов исследования А. А. Моисеева, поскольку можно отметить, что за более чем пять лет работы мотивационная сфера старшего и среднего персонала дошкольного учреждения претерпевает видоизменение (например, с доминирования внутренних мотивов на внешние). Однако данное предположение лишь гипотеза, основанная на теоретико-методологическом анализе современных источников и литературы.

Выводы

Как можно видеть, в целом особенности мотивационной сферы личности педагогов дошкольного образования описаны в значительной мере, в то же время исследований, которые показали бы статистически достоверную взаимосвязь между этими особенностями и уровнем нервно-психической устойчивости фактически отсутствуют. Хотя это направление, на наш взгляд, является одним из наиболее перспективных в плане повышения эффективности профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Веселые старты «Осенняя пора» для воспитанников детских дошкольных учреждений»Фотоотчёт «Веселые старты «Осенняя пора» для воспитанников детских дошкольных учреждений» 18 октября 2016 годаВ спортивном зале МКЦ состоялись ежегодные соревнования среди детских дошкольных учреждений города «Осенняя пора».

Фотоотчет о конкурсе по профилактике ДДТТ среди воспитанников дошкольных образовательных учрежденийФотоотчет о конкурсе по профилактике ДДТТ среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений Мы участвовали в городском конкурсе «Знают все мои друзья, знаю ПДД и я»он направлен на активизацию деятельности ДОО по обучению детей.

Фотоотчет о III городских соревнованиях по плаванию «Кубок Дельфина» среди воспитанников дошкольных учрежденийФотоотчет о III городских соревнованиях по плаванию «Кубок Дельфина» среди воспитанников дошкольных учреждений Незабываемым событием стали для нашего города прошедшие соревнования по плаванию среди воспитанников дошкольных учреждений, имеющих плавательные.

Мастер-класс для родителей и воспитателей дошкольных учреждений «Сказочный Тыквик»Мастер-класс для родителей и воспитателей дошкольных учреждений «Сказочный Тыквик» Осенняя пора всегда ассоциируется сбором урожая. Последний овощ, который мы снимаем с грядки это красавица тыква. Тыква — удивительный.

Особенности и структура конструирования в детском саду В дошкольном учреждении детей учат конструированию из игровых строительных материалов, из бумаги, мягкого картона, природного материала.

Открытый городской мастер-класс для педагогов дошкольных учреждений «Детская спартакиада по плаванию» Открытый городской мастер - класс для педагогов дошкольных учреждений: «Детская спартакиада по плаванию»Программные задачи: • Показать уровень.

Рабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 5–7 летРабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 5–7 лет Пояснительная записка «Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая.

Сценарий конкурса чтецов «В гостях у зимы» среди воспитанников дошкольных образовательных учрежденийСценарий конкурса чтецов «В гостях у зимы» среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений Сценарий конкурса чтецов «В гостях у зимы» среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений Подготовили и провели: Кичигина Л. И.

Смотр-конкурс чтецов, посвящённый Дню матери, среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений (фотоотчёт)Смотр-конкурс чтецов, посвящённый Дню матери, среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений (фотоотчёт) Ежегодно в нашем городе в ноябре месяце проводится городской смотр-конкурс, посвящённый Дню матери. Цель: повышение качества работы с дошкольниками.

Участие в окружном конкурсе-фестивале «Юные спасатели» среди дошкольных образовательных учреждений. ФотоотчетУчастие в окружном конкурсе-фестивале «Юные спасатели» среди дошкольных образовательных учреждений. Фотоотчет Людмила Рыбакова Участие в Окружном конкурсе-фестивале «Юные спасатели», среди дошкольных образовательных учреждений (из опыта работы).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Структура, особенности мотивационной сферы личности педагогов дошкольных учреждений с разным уровнем психической устойчивости
Опубликовано: 25 декабря 2021 в 19:13
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Структура, особенности мотивационной сферы личности педагогов дошкольных учреждений с разным уровнем психической устойчивости» (включая файлы) размещена пользователем Мисирова Елена Николаевна (УИ 2655783) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД