Папки-передвижки

Сущность понятия представления о временах года

Мария Шиловская
Сущность понятия представления о временах года

Наблюдение за сменой времён года и фиксирование данного процесса является важным условием формирования общих представлений о времени у детей дошкольного возраста, т. к. сама смена времени года сопровождается явными, изменениями в природе. И эти изменения легко зафиксировать [25].

«Представление — процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека»[12,с. 56-58].

Публикация «Сущность понятия представления о временах года» размещена в разделах

Формирование представлений о времени является важнейшей задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. Это обусловлено тем, что с началом систематического обучения в школе, детям будет необходимо реагировать на разные временные интервалы, ускорять и замедлять темп своей деятельности, рационально использовать свое время, укладываться в отведенный отрезок времени. Чувство времени позволяет ребенку быть более организованным, собранным, точным.

Время является сложной абстрактной категорией. Усвоение временных категорий требует определенного уровня развития мышления ребенка. Интерес детей ко времени с возрастом расширяется и углубляется, охватывая разные аспекты времени и круг явлений, протекающих в нем [2,с. 67,69].

Несмотря на то, что жизнь и деятельность детей протекает во времени, представления о нем возникают у детей сравнительно поздно. Это связано со специфическими особенностями времени : текучестью, необратимостью, отсутствием наглядных форм, относительностью словесных обозначений времени.

Восприятие - психический процесс формирования образа предметов и явлений внешнего мира.

Восприятие детьми времени своеобразно : оно воспринимается конкретно и опосредовано, то есть через косвенные признаки и действия. Знания о времени часто носят формальный характер, так как не опираются на понимание деятельности, текучести, необратимости и периодичности времени[4,с. 78-81].

При целенаправленной педагогической работе дети к концу дошкольного возраста успешно осваивают не только отдельные единицы измерения времени, но и учатся использовать его в практической и интеллектуальной деятельности.

Время не имеет наглядной основы, текуче, необратимо. Эти свойства сложно усвоить ребенку в силу особенностей развития его мышления. Кроме того, у человека отсутствует специальный орган восприятия времени, что также обуславливает сложность формирования представлений о времени[8,121,124].

Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста является важной педагогической задачей. Этой проблемой занимались следующие педагоги и психологи: С. Л. Рубинштейн,// А. П. Леушина,//Е. И. Щербакова,//Т. Д. Рихтерман,//Р. Л. Непомнящая, Е. Н. Лебеденко,//Е. В. Звонова и другие.

Формирование представлений старших дошкольников о времени является одним важных направлений в работе дошкольного педагога. Причина этого как указывает исследователь Звонова Е. В. в том, что «время является фундаментальной базисной категорией и играет большую роль в познании человеком окружающего мира».

Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку как будущему члену общества, служит базисом его личностной культуры, утверждает Р. Л. Непомнящая. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и, тем самым, готовиться к школе. Уровень развития временных представлений детей является одним из важных показателей интеллектуальной готовности к школе. Многие положительные качества возникают и развиваются благодаря планированию своей деятельности во времени, например, целенаправленность, организованность. В разных видах деятельности дети учатся регулировать темп, ритм своих действий, учитывать фактор времени. Умение определять время, правильно пользоваться словами для его обозначения, чувствовать его длительность является содержанием развития интеллекта ребенка[1,с. 98-101].

Представление о времени и пространстве, у детей развиваются: на занятии по математике, изодеятельности, на индивидуальных занятиях, на музыкальных и физкультурных. Так же представление о времени и пространстве у детей развивают во время режимных процессов : в утренней гимнастике, во время умывания, одевания, приема пищи, в дидактических и подвижных играх. А также используя повседневную жизнь[5,с. 53].

Формирование представлений о временах года, имеет для детей старшего дошкольного возраста особое значение. Поскольку пространство и время обозначают основные формы существования материи. Время выражает последовательную смену явлений и состояний материальных объектов, продолжительность их существования. Эта сложность обусловлена тем, что время как категория, обладает рядом специфических особенностей, которые делают его абстрактным понятием. У старших дошкольников ведущим видом мышления является наглядно-образное мышление, и только начинают складываться зачатки логического. Эта психологическая особенность старших дошкольников усложняет процесс формирования представлений о временах года. Таким образом, с одной стороны, в старшем дошкольном возрасте необходимо формировать представления о временах года, с другой стороны, этот процесс осложнен возрастными особенностями детей[21,с. 25-27].

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с временами года, в первую очередь, начинается с обучения ребенка, когда он уже осознает, что такое жара и холод, ориентируется в природных изменениях. Есть несколько способов для успешного обучения ребенка.

Можно вместе сделать карту времен года, на которой отобразить все месяцы картинками. Совместный досуг послужит не только обучающим методом, но и хорошим развлечением[7,с. 15].

Так же, необходима постоянная работа по формированию у дошкольников представлений о времени. Так, у детей старшего дошкольного возраста при отсутствии систематической работы по ознакомлению со временем и способами его измерения складываются весьма отрывочные, неточные представления о календарном времени. Заучивание названий и последовательности дней месяцев носит чисто формальный характер, не связано с формированием основных понятий о длительности, емкости мер времени, о текучести, необратимости, о смене и периодичности времени. Сведения об отдельных временных обозначениях являются поверхностными, вне системы временных отношений. Осознание временных отношений и характер использования детьми временных мер во многом случайны, ибо зависят от того, каким конкретным содержанием наполняется каждый из временных эталонов[9,с. 66].

Нет сомнения в том, что необходимо систематическое ознакомление детей с календарем в детском саду. Оно облегчит им ориентировку в окружающей действительности, так как распорядок жизни в детском саду строится по определенному плану, связанному с днями недели. Дети узнают, в какие дни недели какие проводятся занятия, что будет способствовать формированию их психологической готовности к занятиям[12, с. 81].

С помощью календаря определяется и время наступления праздников, вызывающих повышенный интерес у детей. Знакомство с календарем поможет осознать также последовательность времен года, с которыми связаны сезонные изменения[3,с. 45].

Таким образом, учёные психологи и педагоги определяют понятие представления, как процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека.

И считают, что формирование представлений о времени является важнейшей задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. Это обусловлено тем, что с началом систематического обучения в школе, детям будет необходимо реагировать на разные временные интервалы, ускорять и замедлять темп своей деятельности.

Публикации по теме:

Понятие и сущность двигательной активности Двигательная активность - одно из обязательных компонентов здорового образа жизни. Заключается в систематическом, соответствующим возрасту,.

Пословицы и поговорки о временах года Пословицы и поговорки о временах года. Старая пословица век не сломится. Цель: Познакомить детей через русский фольклор с мудростью поколений;.

Презентация для детей дошкольного возраста о временах года «Времена года» Презентация для детей дошкольного возраста о временах года, которая может быть использована в нод. Зимой солнце светит ярко, но мало греет.

Проект «Елочка-красавица в гости к нам пришла» по формированию представления о символе Нового года — ели Как вырастить маленького гения? - Дать возможность ребенку экспериментировать, фантазировать. Искать ответы на вопросы. С целью интеллектуального.

Фотоотчет о проекте «Радужная неделя в временах года»Фотоотчет о проекте «Радужная неделя в временах года» Проект «Радужная неделя в временах года» Срок реализации краткосрочного проекта: неделя. Цель проекта: Создание благоприятных условий для.

Сущность и понятие инновационной педагогической деятельности Сущность и понятие инновационной педагогической деятельностиКонсультация для воспитателей Воспитатель - Горина М. В. Что такое инновация?.

Сущность нравственного воспитания детей 5–6 лет Проблеме нравственного развития ребенка посвящено много работ выдающихся психологов и педагогов. По утверждению И. Г. Корниенко система моральных.

Сущность понятия «творческие способности» и как их развивать Сущность понятия «творческие способности» и как их развивать? Сначала рассмотрим понятие “способности”. В отечественной науке ведущим остается.

Сущность понятия воображения Сущность понятия воображения Наряду с образами памяти, которые являются копиями восприятия, человек, может создавать и совершенно новые.

Конспект занятия по составлению сравнительного рассказа-описания о временах года «Зима-Весна» с использование мнемотаблицы Коррекционно - образовательные задачи: Учить составлять сравнительные рассказы-описания о двух временах годах по опорным мнемотаблицам.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сущность понятия представления о временах года
Опубликовано: 22 декабря 2018 в 23:07
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД