Лучший педагог года

Сущность нравственного воспитания детей 5–6 лет

Надежда Коновалова
Сущность нравственного воспитания детей 5–6 лет

Проблеме нравственного развития ребенка посвящено много работ выдающихся психологов и педагогов. По утверждению И. Г. Корниенко система моральных отношений формируется на протяжении всей жизни, а начинается тогда, когда ребенок вступает в разные по содержанию и организации формы общения со взрослыми и ровесниками [22, С. 2 - 10].

Моральное развитие - уровень усвоения представлений о нравственных норм, сформированности нравственных чувств и нравственного поведения

Публикация «Сущность нравственного воспитания детей 5–6 лет» размещена в разделах

Нравственное воспитание - это одно из важнейших направлений воспитания, который заключается в целенаправленном формировании морального сознания, развития нравственного чувства и формировании привычек и навыков нравственного поведения человека в соответствии с определенной идеологии.

Нравственное воспитание осуществляется на национальной почве путем усвоения национальных норм и традиций, богатой духовной культуры народа, тех моральных норм и качеств, которые являются регуляторами взаимоотношений в обществе, согласование действий и поступков людей. Такими нормами являются, прежде всего: любовь к родителям, к родине, к родному языку; правдивость и справедливость, трудолюбие и скромность; готовность защищать слабых, заботиться о младших, в частности детей; благородное отношение к девушке, женщины, матери, бабушки; умение везде и всюду действовать благородно, обнаруживать другие добродетели.

С. Русова нравственное воспитание дошкольников рассматривала как гармонию индивидуальной свободы и коллективного порядка. Русова утверждала, что ребенок не очень экспансивен, он слишком чувствителен и часто скрывается от других со своими переживаниями; к нему надо подходить с лаской, привлечь его к себе уважением к его индивидуальности, надо возбудить его интерес, тогда окажется его талантливый нрав и отзовется глубокая чувственность. На такой труд способны гуманистически настроенные педагоги.

В разработку проблемы нравственного воспитания весомый вклад внес известный педагог В. Сухомлинский. Он считал необходимым как можно раньше ознакомить детей с морально-нравственными основами нашего общества, сформировать положительное к ним отношение, вызвать обостренный интерес к понятиям добра и зла, организуя воспитательный процесс так, чтобы участие, искренность, сопереживание, сочувствие, человечность проявлялись в деятельности.

В. Белоусова рассматривала духовно-нравственное воспитание как специально организованную межличностную взаимодействие педагога с воспитанником на основе норм и принципов гуманизма. Под гуманизацией воспитания педагог понимала очеловечивание отношений, что обеспечит морально-эмоциональную атмосферу взаимного понимания, уважения и заботы о другом, бескорыстного отношения к каждой личности не как к средству достижения собственных интересов, а как к цели. В этом случае другой воспринимается как высшая жизненная ценность, вызывая адекватное восприятию отношение к себе.

Г. Бурый была разработана теория и методика нравственного воспитания на всех видах занятий, доказана возможность формирования морально-волевых качеств у детей в процессе непосредственно-образовательной деятельности. Комплексный характер проведенного исследования позволил автору обосновать коллективный характер деятельности детей в организованной образовательной деятельности (ООД); выделить различия в структуре деятельности детей в зависимости от задач ООД, его содержания, возможностей объединения дошкольников вокруг общих задач; разработать технологию организации педагогического процесса ООД.

Современные отечественные исследователи (И. Бех, С. Анисимов и др.) считают, что для нравственного воспитания личности необходим комплексный влияние на личность, который предполагает формирование в единстве с моральным сознанием, нравственных чувств и поведения.

Научная педагогическая мысль сосредоточивалась на исследовании следующих проблем: нравственное воспитание в процессе ознакомления детей с окружающей действительностью (Есть. Радина); связь нравственного и умственного воспитания на материале ознакомления с трудом взрослых (Г. Лескова); нравственное воспитание в игре (Д. Менджерицька, Г. Жуковская, Ф. Левин-Щирина); воспитательное значение трудовой деятельности детей дошкольного возраста (Из. Борисова, Л. Порембська); воспитание коллективных взаимоотношений детей (В. Нечаева, А. Булатова, Т. Маркова и др.).

Поэтому, в нашем определении, нравственность несет в себе моральные ценности и идеалы, отражающие уровень развития отдельного человека и народа в целом. Будучи ядром личности, нравственность определяет характер жизненной позиции человека и результаты ее деятельности.

Типовая программа дошкольного образования «Развиваем личность» представляет нравственное воспитание в содержательном разделе образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» «Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание». Он предполагает формирование у детей навыков социально признанного поведения, умение ориентироваться в мире человеческих взаимоотношений, готовности сопереживать и сочувствовать другим. Благодаря общению со взрослыми, как носителями общественно-исторического опыта человечества, у ребенка появляются интерес и умение понимать других, участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, объединять с ними свои усилия для достижения общего результата, оценивать собственные возможности, уважать желания и интересы других людей. Взаимодействие с другими людьми является своеобразным видом вхождение ребенка в человеческий социум, что требует умения согласовывать свои интересы, желания, действия с другими членами общества [5].

Задачи духовно-нравственного воспитания : объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс с использованием разнообразных форм взаимодействия взрослого и ребенка, гуманизации педагогического процесса в дошкольном учреждении на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе, правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

В системе национального воспитания дошкольников среди других задач выделяют:

воспитание гражданской и социальной ответственности;

• вооружение знаниями о приоритетах общечеловеческих ценностей, ознакомление с проблемами, которые приобретают жизненное значение для судеб цивилизации, готовности жить и действовать по принципам гуманизма;

• овладение народной моралью, этикой;

• ознакомление с семейной педагогикой;

воспитание уважения к отцу, матери, бабушке, дедушке, своего рода.

Духовно-нравственное воспитание предполагает разнообразные влияния на мысли, чувства, социальную практику индивида, его самосовершенствование. Этот процесс сочетает в себе такие особенности:

целеустремленность (заключается в четкой очередности целей педагогических воздействий);

многофакторность (предполагает учет всех факторов, которые играют существенную роль в процессе воспитания);

удаленность во времени результатов работы (воспитание является длительным процессом, результаты которого не могут быть достигнуты сразу);

непрерывность (заключается в систематичности взаимовлияний воспитателя и воспитанника);

определяющая роль педагога (педагог должен быть моральным образцом для ребенка);

целостность (предполагает внутреннее единство всех воспитательных средств и воздействий по формированию нравственной культуры человека).

Публикации по теме:

Ознакомление детей с трудом взрослых как средство нравственного воспитания Опыт работы по трудовому воспитанию. Педагога МБДОУ № №332 Гореловой Г. М. «Ознакомление дошкольников с профессиями» Консультация для.

Актуальность духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Актуальность духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших.

Опыт работы «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Конкурсное испытание «Методический семинар» МДОУ «Ельниковский детский сад №1» Ельниковского муниципального района Республики Мордовия.

Консультация для педагогов «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей;.

Моральный облик воспитателя — важнейшее условие нравственного воспитания детей Каким должен быть воспитатель, который помогает родителям заложить в детях основы всех лучших качеств, присущих человеку. Быть воспитателем.

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Слайд 1. Представляю вашему вниманию мастер – класс «Народные игры, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

План-конспект практической конференции «Роль нравственного воспитания в развитии детей дошкольного возраста» Цель: повышение основных компетентностей (правовой, информационной, профессиональной, коммуникативной) педагогических работников Учреждения,.

Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.

Русская сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка, оно способствует обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности,.

Взаимодействие ДОУ и семьи по созданию условий для духовно-нравственного воспитания детей «Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни. В том, что он постепенно теряет запас доброты, виноваты и детский сад, и школа, и,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сущность нравственного воспитания детей 5–6 лет
Опубликовано: 8 ноября 2018 в 14:54
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД