МААМ-картинки

План-конспект практической конференции «Роль нравственного воспитания в развитии детей дошкольного возраста»

Светлана Медведева
План-конспект практической конференции «Роль нравственного воспитания в развитии детей дошкольного возраста»

Цель: повышение основных компетентностей (правовой, информационной, профессиональной, коммуникативной) педагогических работников Учреждения, профессионального мастерства в вопросах нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Участники: педагогические работники Учреждения

Предварительная работа: самостоятельное изучение педагогическими работниками Учреждения методических материалов по теме «Роль нравственного воспитания в развитии детей дошкольного возраста», составление плана-конспекта круглого стола, разработка проекта приказа «О проведении практической конференции», определение основных вопросов практической конференции, проведение анкетирования с родителями воспитанников по теме

Публикация «План-конспект практической конференции „Роль нравственного воспитания в развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Оборудование: мольберты – 2 шт., пирамиды из шести частей красного, зеленого, желтого цвета по 1 шт., дидактическое дерево, листы формата А8, ручки и/ или карандаши по количеству участников мероприятия, стулья, магниты, карточки «Знания и представления», «+» - 4 шт., «мотивация», «чувства и отношения», «навыки и привычки», «поступки и поведение», «=», «нравственное качество»

Ход мероприятия:

Ведущий 1:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня, в рамках решения второй годовой задачи 2014-2015 учебного года «Развитие морально-нравственных качеств личности детей дошкольного возраста через разнообразные формы работы», во исполнение Плана работы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №8 «Белоснежка» (далее – учреждение) на 2014-2015 учебный год, в рамках практической конференции по теме «Роль нравственного воспитания в развитии детей дошкольного возраста», мы решили осветить вопросы нравственного воспитания дошкольников как с теоретической, так и с практической точки зрения, попытаться найти (в случае необходимости) новые приёмы, формы и методы работы по данному направлению, проанализировать, насколько эффективно работают уже используемые нами методы и приемы, средства обучения.

Форма проведения практической конференции - круглый стол.

В рамках круглого стола, в форме открытого диалога мы все вместе обсудим следующие вопросы:

1. Актуальность. Проблемы нравственного воспитания дошкольников в современном обществе.

2. Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности.

3. Механизмы и содержание нравственного воспитания дошкольников.

4. Средства и методы нравственного воспитания дошкольников.

5. Роль семьи в нравственном воспитании дошкольников.

6. Преемственность во взаимодействии дошкольного образовательного учреждения и семьи в вопросах нравственного воспитания дошкольников.

Общее время для обсуждения данной темы не должно превышать 60 минут.

Ведущими мероприятия будут заместитель заведующего по воспитательно-образовательной работе, старший воспитатель.

Роль педагогических работников Учреждения – активное участие в обсуждении вопросов конференции, высказывание своего мнения, озвучивание проблем (если таковые имеются) и внесение предложений для более эффективной организации работы с детьми по нравственному воспитанию в нашем Учреждении.

Основная задача членов рабочей группы – подведение итогов обсуждения каждого вопроса практической конференции. Для того чтобы визуально увидеть актуальность, важность, необходимость, значимость обсуждаемого вопроса, в конце своего выступления члены рабочей группы на мольберте будут выкладывать по одному элементу пирамиды, начиная с основания.

Обозначение цветов пирамиды:

-если вопрос раскрыт в полном объеме, озвучены основные моменты, касающиеся нравственного воспитания детей дошкольного возраста, отсутствуют проблемы в нашем Учреждении, педагоги показали хорошие теоретические знания обсуждаемого вопроса, то выкладываем пирамиду зеленого цвета,

-если вопрос раскрыт не в полном объеме, не достаточно раскрыты и озвучены основные моменты, касающиеся нравственного воспитания детей дошкольного возраста, есть незначительные проблемы в нашем Учреждении, требующие решения, в том числе повышение профессионального уровня педагогов в вопросах нравственного воспитания детей дошкольного возраста – желтый цвет,

-если вопрос не раскрыт, не раскрыты, не озвучены основные моменты, касающиеся нравственного воспитания детей дошкольного возраста, есть проблемы в нашем Учреждении, требующие незамедлительного решения, в том числе повышение профессионального уровня педагогов в вопросах нравственного воспитания детей дошкольного возраста – красный цвет.

Итак, начинаем.

Ведущий 2: Актуальность. Проблемы нравственного воспитания дошкольников в современном обществе.

Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Статистические данные показывают, что в России рождается 17% детей с психическими отклонениями, 15млн. наркоманов, 35 млн. алкоголиков. На одного человека России приходится более 25 л алкоголя в год, тогда как при 8 л алкоголя в год начинается вырождение нации. Могут быть признаны здоровыми лишь 15-19% детей и подростков, не менее 75% детей и подростков нуждаются, в той или иной степени, в психиатрической помощи и лечении. По данным экспертов ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения коэффициент жизнеспособности (по шести бальной шкале) в России составляет всего 1,4 балла. Это, по сути, смертный приговор нации.

? :Можно ли сказать, что вышеуказанные факты напрямую связаны с отсутствием системы ценностей, нравственности у нашего народа?

? :Как вы считаете, на самом ли деле вопросы нравственного воспитания подрастающего поколения выходят в нашем обществе на первый план?

? :Действительно ли существуют проблемы нравственного воспитания, в том числе и дошкольников, в современном обществе?

Ведущий 1: Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности

? :Что такое нравственное воспитание?

Нравственное воспитание - это :

- одна из форм воспроизводства, наследования нравственности;

- целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества;

- формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.

Нравственное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и характер.

? : Что является основой нравственного воспитания?

Основой нравственного воспитания является мораль.

? : Что такое мораль?

Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям.

Нравственность - это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других - для себя.

С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, лично к себе.

? :Какова роль нравственного воспитания дошкольников в системе всестороннего развития личности?

Нравственное воспитание - основной стержень общей системы всестороннего развития личности, тесно связано с физическим, художественно-эстетическим, социально-коммуникативным, познавательным развитием детей.

? :Почему?

? :Какие моральные качества характеризуют нравственно воспитанного человека, без формирования которых невозможно представить всесторонне развитую личность?

? :Какие моральные качества формируются в детском саду?

Практическое упражнение : Я предлагаю вам написать на листочках те нравственные качества, которые вы воспитываете в детях в условиях дошкольного образовательного учреждения. Собираем листочки, зачитываем, приклеиваем на правую сторону дерева.

? :Сформулируйте цели нравственного воспитания дошкольников

Цели нравственного воспитания дошкольников - формирование определенного набора нравственных качеств, а именно: гуманности; трудолюбия; патриотизма; гражданственности; коллективизма. Идеальная цель нравственного воспитания - воспитание счастливого человека.

Особенности нравственного воспитания дошкольников.

Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.

Ведущий 2: Механизмы и содержание нравственного воспитания дошкольников.

Прочность и устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего качества.

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.

Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках, в поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

? : Выделите механизм нравственного воспитания

Знания и представления + мотивация + чувства и отношения + навыки и привычки + поступки и поведение = нравственное качество.

? :При формировании каких качеств личности проявляется данный механизм?

Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется при формировании любого качества личности.

? :В чем заключается особенность вышеуказанного механизма?

Главная особенность этого механизма заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. Действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонента может меняться в зависимости от особенности качества и от возраста объекта воспитания.

? : За счет чего обеспечивается прочное усвоение навыков поведения, формирование нравственных основ личности ребенка?

? :Какой нормативный локальный акт определяет содержание нравственного воспитания дошкольников?

Образовательная программа дошкольного образования Учреждения

? : Задачи каких образовательных областей раскрывают или включают в себя вопросы нравственного воспитания?

? : Какое место в образовательном процессе занимает нравственное воспитание?

Нравственное воспитание осуществляется в процессе всей воспитательно-образовательной работы педагога с детьми. Руководя самостоятельной деятельностью дошкольников, организуя НОД, совместную деятельность (труд, игры, досуги, чтение и др., он придает им воспитывающий характер.

Ведущий 1: Средства и методы нравственного воспитания дошкольников.

Прежде чем мы поговорим о средствах и методах нравственного воспитания дошкольников давайте определим, на что направлено нравственное воспитание.

? :На что направлено содержание нравственного воспитания дошкольников?

? : Назовите задачи нравственного воспитания

? :Как решаются задачи нравственного воспитания? ( во всех видах детской деятельности: в непосредственно образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту и др.)

Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста - своеобразный стержень, вокруг которого строятся все остальные процессы развития и обучения. Поэтому перед взрослыми (и педагогами, и родителями) встает вопрос: Как воспитывать ребенка, чтобы не упустить драгоценное время и заложить основы нравственности, которые впоследствии станут фундаментом для становления его личности и ориентирами на всю дальнейшую жизнь? Самый первый вопрос, требующий совершенно точного ответа:

? :С какого возраста необходимо начинать работать над выполнением задач, которые ставит нравственное воспитание?

? : Как сделать так, чтобы ребенок сам хотел соблюдать нравственные нормы. Как мотивировать его к этому?

? : Какие методы воспитания могут заставить ребенка соблюдать нравственные нормы без внешнего контроля?

? : Что является основными средствами нравственного воспитания дошкольников?

? : Назовите методы и приемы работы по нравственному воспитанию дошкольников, используемые в нашем Учреждении.

? : Как вы считаете, оказывают ли положительное влияние методы и приемы работы, используемые в нашем Учреждении, на нравственное воспитание дошкольников? Какие из них наиболее эффективны, а какие – менее?

? : Какие приемы и методы работы по нравственному воспитанию дошкольников посоветуете молодым педагогам использовать в работе с детьми систематически, а какие – эпизодически, от случая к случаю?

Ведущий 2: Роль семьи в нравственном воспитании дошкольников.

Прежде чем мы поговорим о роли семьи в нравственном воспитании дошкольников, давайте ответим на вопрос:

? :Какие моральные качества могут формироваться в семье?

Практическое упражнение : Я предлагаю вам написать на листочках те нравственные качества, которые могут формироваться в семье. Собираем листочки, зачитываем, приклеиваем на левую сторону дерева.

? : В научных и методических источниках пишут, что семья играет большую роль в нравственном воспитании детей. Почему?

? : На что должна быть направлена работа воспитателя с семьей?

? : Каковы результаты анкетирования родителей воспитанников по данной теме?

Ведущий 1: Преемственность во взаимодействии дошкольного образовательного учреждения и семьи в вопросах нравственного воспитания дошкольников

? : Существует ли преемственность во взаимодействии дошкольного образовательного учреждения и семьи в вопросах нравственного воспитания дошкольников?

? : Каким образом и через какие формы работы осуществляется взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в вопросах нравственного воспитания дошкольников?

? : Какие формы работы с родителями вы используете в своей работе в рамках группы?

Работа с родителями осуществляется в системе педагогами во всех возрастных группах по четырем направлениям: информационно-аналитическое, досуговое, познавательное, наглядно-информационное.

Ведущий 2: Анализ пирамиды

Уважаемые коллеги, давайте посмотрим, какая пирамида у нас получилась, и какие выводы можно сделать в результате проведения круглого стола:

-Тема «Нравственное воспитание дошкольников» актуальна, важна, необходима, значима в современном обществе, в системе дошкольного образования.

-Существуют проблемы нравственного воспитания дошкольников в современном обществе.

-Средства и методы нравственного воспитания дошкольников, используемые в нашем Учреждении, эффективны.

-Велика роль семьи в нравственном воспитании дошкольников.

-Важная роль отводится педагогам в вопросах просвещения родителей, формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

-Поэтому первостепенной задачей педагогов является повышение профессионального уровня в вопросах нравственного воспитания дошкольников путем самообразования, КПК, участия в научно-методической работе.

-Существует преемственность во взаимодействии дошкольного образовательного учреждения и семьи в вопросах нравственного воспитания дошкольников.

Ведущий 1:

Итог практической конференции мы подведем с мячом. Стоя в кругу, вы передаете мяч друг другу по часовой стрелке после того, как ответите на заданный вопрос:

1. Что нового вы для себя взяли на заметку в ходе проведенного мероприятия?

2. Что является основой нравственного воспитания?

3. Какова роль нравственного воспитания дошкольников в системе всестороннего развития личности?

4. На что направлено нравственное воспитание дошкольников?

5. Как в образовательном процессе вы организуете работу с детьми по нравственному воспитанию?

6. Какие формы для вас были новыми в работе с родителями? Какие из них будете применять на практике?

7. С какого возраста необходимо начинать работать над выполнением задач, которые ставит нравственное воспитание?

8. Как сделать так, чтобы ребенок сам хотел соблюдать нравственные нормы? Как мотивировать его к этому?

9. Назовите основные средства нравственного воспитания дошкольников.

10. Какие выводы для себя вы сделали, услышав анализ результатов анкетирования родителей воспитанников?

11. Как оцениваете свой профессиональный уровень в вопросах нравственного воспитания дошкольников? Помогло ли данное мероприятие повысить профессиональный уровень в вопросах нравственного воспитания дошкольников?

12. Данная форма работы с педагогическим коллективом в нашем Учреждении новая. Как вы считаете, такая форма работы эффективна или нет? Почему?

13. Оцените, пожалуйста, по 5-ти бальной шкале уровень подготовки, организации и проведения практической конференции организаторов мероприятия.

14. Оцените, пожалуйста, по 5-ти бальной шкале уровень подготовки и участия в практической конференции участников мероприятия, в том числе членов рабочей группы.

В заключение нашего мероприятия послушайте, пожалуйста, выражение и ответьте на вопрос: «Кому оно принадлежит?» :

«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Часто я вижу прекрасное лицо и такую одежду, что кружится голова от восторга, но душа и мысли - боже мой! В красивой оболочке прячется иногда душа такая черная, что не затрешь ее никакими белилами". (А. П. Чехов.)

Всем нам хочется заглянуть в будущее. Хотя бы одним глазком взглянуть. Чтобы себя в нем увидеть, а самое главное, детей, тех, которых мы воспитываем сегодня.

Каким будет будущее, зависит от нас с вами, взрослых. От нашего серьезного, вдумчивого подхода к решению любого вопроса воспитания. Что тема своевременна - нет сомнений. Известно изречение педагога А. С. Макаренко: "Культурное воспитание начинается очень рано, когда ребенку очень далеко до грамотности, когда он только научился хорошо видеть, слышать и кое-что говорить".

Он же писал следующее: "Каким будет человек, главным образом зависит от того, каким его сделаете к пятому году жизни. Если вы его до пяти лет не воспитаете как нужно, потом придется перевоспитывать".

Публикации по теме:

Характеристика нравственного воспитания детей дошкольного возраста Характеристика нравственного воспитания детей дошкольного возраста Культура поведения – это сумма поступков определяющих внутреннюю культуру.

Опыт работы «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Конкурсное испытание «Методический семинар» МДОУ «Ельниковский детский сад №1» Ельниковского муниципального района Республики Мордовия.

Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно- исторического опыта поколений - одна из серьезных проблем.

Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно- исторического опыта поколений - одна из серьезных проблем.

Опыт работы воспитателя «Сказка, как основа нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Демократизация и гуманизация общества осуществляются на фоне происходящих в обществе преобразований, в том числе и негативного характера:.

План-конспект родительского собрания в ДОУ «Роль игры с родителями в развитии ребенка дошкольного возраста» ПЛАН – КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ «Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в.

План по самообразованию «Роль оригами в развитии конструктивного мышления детей дошкольного возраста» План по самообразованию воспитателя Лобыкиной Е. В. в средней группе «Капельки» на 2017-2018 учебный год. Тема: «Роль оригами в развитии.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста «Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к.

Традиционная тряпичная кукла, как средство нравственного воспитания детей дошкольного возрастаТрадиционная тряпичная кукла, как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста Человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничто так не способствует формированию и развитию личности, её творческой.

Презентация «Участие дошкольного отделения в научно-практической конференции «Эрудит-2017» В марте 2017 года воспитанница дошкольного отделения приняла участие в научно-практической конференции "Эрудит - 2017" в секции "Маленькие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План-конспект практической конференции «Роль нравственного воспитания в развитии детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 12 апреля 2018 в 17:58
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД