Галина Саитова
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем».
Сухомлинский В. А.
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества.
Публикация «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Отрадно, что в настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.
В соответствии с целевыми ориентирами духовно-нравственная культура дошкольников складывается из установки положительного отношения к миру; способности оценивать поступки людей и следовать социальным нормам и правилам; адекватного проявления своих чувств во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической науке как одно из центральных звеньев всестороннего формирования личности.
И. С. Марьенко обозначил «нравственность как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т. д.»
Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям.
В этике существуют две основные нравственные категории - добро и зло.
Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как зло.
Дошкольный возраст - период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости.
С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.
Зная возрастные особенности детей, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания.
Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей со сказками разных народов, так как считаю, что именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой.
Я считаю, что эта тема актуальна и практическая значимость ее велика. Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования личности ребенка.
Исходя из выше сказанного, поставила перед собой цель:
Развивать и воспитывать в душе каждого ребёнка чувство добра, любви, уважения, сострадания, справедливости.
Для достижения цели определила, следующие задачи:
- Побуждать у детей интерес к народным сказкам.
- Создать необходимые условия для знакомства детей с народными сказками.
- Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
- Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
- Подобрать книги для чтения направленные на воспитание нравственных качеств детей на примере героев сказок.
- Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего поколения.
Новизна моего опыта заключается в создание центра имиджтерапии (ряжения, что дало возможность застенчивым детям перевоплощаться: здесь слабый может дать отпор сильным, встать на защиту слабого, может почувствовать себя богатырем, принцессой, вживаться в образы знакомых персонажей, передавать характер героев, не выходя на сцену. Это центр эмоционального спокойствия детей.
В этот центр входит:
• зеркало
•небольшая ширма
•различные костюмы, аксессуары
•шапочки к сказкам, маски
•пальчиковый, настольный, кукольный театр
•конусные куклы, куклы-варежки и т. д.
В моем опыте работы прослеживается интеграция образовательных областей в процессе воспитания и развития детей через сказку.
1. Социально-коммуникативное развитие: Воспитывать гуманистическую направленность поведения, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность. Воспитывать умение воспринимать и понимать произведение искусства.
2. Познавательное развитие: воспитывать нравственные чувства, выражающие в сопереживании природе, героям сказок.
3. Речевое развитие: обеспечить возможность проявление детьми самостоятельности творчества в разных видах художественно-творческой деятельности на основе прослушанных произведений.
4. Художественно-эстетическое развитие: развитие образного представления, способности замечать особенности предметов или героев и передавать их через продуктивную деятельность. Развитие артистических способностей.
5. Физическое развитие: формирование первичных целостных представлений о здоровье и здоровом образе жизни через беседы, игры, чтение.
Для того чтобы работа была результативной, в группе создана развивающая предметно-пространственная среда, которая включает в себя такие центры
- «В мире сказок», в котором расположены книги со сказками для детей, соответствующего возраста, также схемы для рассказывания сказок, иллюстрации из произведений, а так же правила обращения с книгами;
- центр творчества, который содержит все необходимое для подготовки руки к письму, различные предметы для экспериментирования в рисовании, пластилин, иллюстрации из произведений для раскрашивания и другое;
– центр «Строительства», где сосредоточенны разнообразные конструкторы, мозаики, бросовый материал, различные инструменты;
– центр игр и аксессуаров;
– центр театрализованной деятельности, в котором расположились: настольный театр, пальчиковый театр, картонный театр на магнитах.
В своей работе применяю следующие методы и приемы по ознакомлению дошкольников со сказкой :
- традиционный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.
- Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста. При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.
- Сочинение сказок. В каждой волшебной сказке есть определенные закономерности развития сюжета. Главный герой появляется в доме, семье, растет, при определенных обстоятельствах покидает дом, отправляясь в путешествия. Во время странствий он приобретает и теряет друзей, преодолевает препятствия, борется и побеждает зло и возвращается домой, достигнув цели.
- Постановка сказок с помощью кукол. Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведение куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которых обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявлять.
- Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечением детей к участию в драматизации удается развить у них выразительную речь, произвольное внимание, воображение. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность. Драматизация используется в сочетании с другими приемами только после повторного рассказывания или чтения, когда дети частично усвоили содержание сказки.
Вся работа, направленная на развитие личности ребенка через знакомство со сказкой происходит в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребёнка в дошкольные годы.
В ходе совместной деятельности я знакомлю родителей с работой, которая проводится в группе: показ открытых занятий, развлечений, досугов, театрализованных представлений. Периодически информирую родителей об успехах детей в пересказывании и рассказывании сказок, во время выполнения ролей в театрализованных представлениях. Я привлекаю родителей к участию в театрализованных представлениях, в развлечениях, в проводимых совместно с детьми праздников, делаю акцент на важность чтения сказок, в том числе и на ночь.
В нашей развивающей предметно-пространственной среде, появились герои сказок сделанные родителями, также периодически обновляется уголок имиджтерапии (ряжения, театральной деятельности (появились маски новых героев из сказок)
Проведены консультации для родителей на тему «Каждому возрасту –свою сказку!», «Сказкотерапия». Выступала с докладом "Сказка как средство духовно - нравственного воспитания детей дошкольного возраста" на родительском собрании, также в группе создана картотека аудиосказок по возрасту детей. В связи с чем, считаю, что родители стали более компетентны при выборе сказок для детей.
В результате решения поставленных задач дети ярче выражают свои мысли и чувства в речи,
- знают определенные сказочные сюжеты, составляющие духовный опыт человечества;
- понимают сюжетную линию сказки;
- выделяют проблему, актуализированную в сказке;
- умеют передавать художественный образ в продуктивных видах деятельности.
- могут сочинить небольшую сказку на заданную или свободную тему;
В результате проделанной работы дети стали добрее, отзывчивее, внимательнее к окружающим.
Самым главным показателем результативности моей работы, считаю: когда от детей, без моей подсказки, звучат слова благодарности, оцениваются положительные и отрицательные поступки, все это дает мне знать о том, что маленькие «ростки» нравственности посеяны в душах детей, формирующие сознательные нравственные поступки. Считаю, что выбранное мною направление работы поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях жизни.
Своим результатом работы я делюсь с коллегами на педсоветах, районных методических объединениях.
Свой опыт работы обобщала перед слушателями курса повышения квалификации ГБОУ ДПО (ПК) С «Мордовский республиканский институт образования»
Выступила с докладом «Роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста» на республиканской конференции по проблеме: «Обновление содержания дошкольного образования в условиях реализации ФГТ к структуре ООПДО».
Призер муниципального дистанционного конкурса "Современный педагог" в номинации "Лучший конспект занятия" Конкурсная работа: "В стране Доброты"
Победитель (2 место) Международного педагогического конкурса в номинации "Лучший конспект занятия" Конкурсная работа: Театрализованное представление "Как собака друга искала" (мордовская сказка)
Приняли участие во всероссийской олимпиаде «Подари знание», в номинации «В гостях у русских народных сказок» (Литература, награжден дипломом победителя - (1 место) - Абаев Витя.
Участвовали в Международном конкурсе «Круговорот знаний», уровень: дошкольники. Награждены дипломами победителей - (1 место) - Антонова Дарья, Кудашкин Максим.