Надежда Сорокина
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей
Важнейшая сторона воспитания ребенка - нравственное воспитание. Оно способствует обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание социальной действительности, повышает познавательную активность дошкольников. В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о таких нравственных качествах как доброта, милосердие, сострадание, справедливость.
Публикация «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с раннего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка. Все чаще взрослым некогда читать и рассказывать сказки, а дети в лучшем случае смотрят мультики. Казалось бы, ничего страшного не происходит, но ведь на самом деле сказка - это не просто выдумка. Она помогает маленькому человеку понимать окружающий мир и создавать собственный, испытать себя и преодолеть собственные страхи. Испокон веков именно сказка вводила детей в мир идеалов и ценностей традиционной культуры. Сказка нужна и малышам, и старшим дошкольникам. Только задачи сказки по отношению к каждому возрасту различны. Если самого маленького сказка утешает и занимает, то старшего дошкольника сказка по-настоящему воспитывает. Работая с детьми, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом. Некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками,помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей с русскими сказками в форме Проекта «В гостях у сказки». Данный проект осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию общения детей и взрослых, развивитие и воспитание моральные и духовно-нравственных качеств посредством восприятия художественной литературы.
Работу со сказкой старалась проводить в различных формах: чтение, пересказ, обсуждение, рисование сказок и др. Итоом работы – поаз сази Чуовсоо «Муа – оотуа» всему детсому саду ии родителям. творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказки очень увлела ребят и вызвала эмоиональный отли со стороны остальны ребят. Цель этого этапа - развитие симпатии к героям произведения и понимание нравственных уроков,а та же умение оценивать поступки героев сказки, и окружающих людей.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений. Я стараюсь посредством событий в сказке помочь усвоить детьми духовно – нравственные категории (добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, содействовать развитию образного строя речи, обогащению словаря, навыков связной речи, развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, воспитывать послушание, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь, воспитывать трудолюбие, доводить начатое дело до конца, с уважением относится к результатам чужого и своего труда, развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
Я вижу свою задачу как педагога и в том, чтобы помочь ребенку найти правильные ориентиры в нашем сложном мире, в эпоху слома культур.
Сказка поднимает вопросы не только о добре и зле, но и о предназначении человека и его жизненном пути. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.