Ирина Макарова
Самообразование. «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
Департамент образования г. Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Москвы
«Школа № 492»
Структурное подразделение № 3 «Медвежонок»
Доклад по самообразованию
«Сказка как средство нравственного воспитания детей
дошкольного возраста. Методика работы»
Подготовила: Макарова И. В.
Москва 2017
Публикация «Самообразование, „Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста“ Часть 2» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Продолжение (см. часть 1)
2. Организация работы по формированию нравственных качеств у детей дошкольного возраста
Для того, чтобы обеспечить эффективное целенаправленное и систематическое взаимодействие с детьми по нравственному воспитанию мы разработали перспективный и календарный планы. Планирование осуществлялось в соответствии с возрастными особенностями детей, содержание, методы, приемы и формы работы мы подбирали в соответствии с поставленными задачами, предусмотрели постепенное усложнение содержания работы с учетом достижений детей.
Определяя средства и методы воздействия на детей, мы руководствовались принципом требовательности к ребенку в сочетании с уважением к его личности. Этот принцип нашел педагогическое воплощение в системе А. С. Макаренко. Применение этого принципа в практике выражается в умении воспитателя сочетать доброту с обоснованной требовательностью, учитывающей возможности, развитие, нравственный опыт и индивидуальные особенности детей. Это позволяет формировать у детей основы нравственного поведения, дисциплинированности, не подавляя инициативы и жизнерадостности, учить уважительно относиться к установленному в группе порядку. От педагога, в свою очередь, требуется сдержанность, терпеливость, разумная строгость, уважительное отношение к воспитанникам.
Принцип единства воздействий на чувства, сознание и поведение вытекает из понятия целостности процесса развития личности. Он требует комплексного подхода при выборе средств и методов нравственного воспитания. Определяя содержание воспитательного воздействия, мы учитывали, вызовет ли оно эмоциональный отклик у ребенка, будет ли понято, сформирует ли определенные представления о явлениях окружающей жизни.
Планируя работу, мы использовали принцип систематичность и последовательности, который последовательное усложнение задач воспитания для всей группы в целом и для каждого ребенка в отдельности (с учетом его особенностей и уровня усвоения вводимых нравственных правил, опыта поведения).
В работе с детьми мы использовали сказки, рекомендуемые для чтения в программе «От рождения до школы», этические беседы (В. И. Петрова, Т. Д. Стульник, театрализованные игры по сказкам, проблемные ситуации.
К старшему дошкольному возрасту у детей расширяется круг представлений о мире, о себе и окружающих людях. Расширяются возможности детей и в восприятии художественной литературы. Дети эмоционально и целостно способны воспринимать текст, выделять героев, отдельные эпизоды, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать поступки персонажей.
Для чтения детям мы подобрали сказки, которые способствуют развитию нравственных качеств, помогают определить отрицательные и положительные поступки героев, содержат «нравственный урок».
После прочтения мы проводили беседу. Анализ произведения мы организовывали так, чтобы он представлял собой интересный и полезный для детей разговор, который мы проводили путем постановки вопросов. Очень важно было правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное - действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам.
Сначала это были вопросы «Кто? Что? Как? Где?», в дальнейшем они приобрели аналитический характер «Почему?», мы побуждали детей размышлять о прочитанном, сопоставлять, сравнивать. Мы формулировали вопросы так, чтобы их смысл был доступным для детей, а слова точными, оправданными.
Читая и рассказывая сказки мы фиксировали внимание детей не только на содержание сказки, но и на некоторых особенностях литературного языка, так как многие образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения вследствие их редкого использования в современном языке требуют пояснений.
Также в своей работе мы использовали этические беседы. Они помогают детям освоить нормы и правила нравственного поведения. В беседе мы связывали правила и нормы поведения со сказочными образами, понятными детям. Этическая беседа помогает детям понять внутренний мир, мысли, переживания человека, оценить хорошие и плохие поступки. В ходе бесед у детей формируются первоначальные представления о нравственных нормах, нравственном выборе, мотиве поступка.
Также мы использовали и проблемные ситуации. Эти ситуации учат мыслить и творчески усваивать знания. Выход из проблемной ситуации - это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса.
В основе каждой беседы лежало художественное произведение, с помощью которого мы знакомили детей с разнообразными нравственными ситуациями и соответствующими им правилами и нормами поведения. Вынести «нравственный урок» из текста, понять его помогали вопросы воспитателя. Темы бесед были различны: «Зачем говорят «Здравствуй», «Праздник вежливости», «Как жить дружно, без ссор», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Не будь жадным», «Умей видеть тех, кому нужна помощь», «Почему нельзя дразниться», «Спасибо за правду», «Не сиди сложа руки, так и не будет скуки», «Каждой вещи свое место».
Так как перед нами стояла задача развития у детей нравственных представлений, на основе которых будут формироваться мотивы поведения, то мы разъясняли как следует поступать на примерах: «Заботливые дети - это те, которые берегут игрушки, ухаживают за животными, растениями, помогают взрослым», «Хороший товарищ никогда не обидит друга, уступит ему игрушку, договорится о том, как вместе поиграть». Такие разъяснения помогают детям постепенно осознавать общие моральные понятия (добрый, вежливый, справедливый, скромный, заботливый и др., которые в силу конкретности мышления не сразу могут быть поняты ими. Мы заботились о том, чтобы дети понимали суть моральных понятий, соотносили с ними конкретное содержание своих и чужих поступков, предупреждая этим появление формальных знаний, когда дети имеют общие представления о том, как следует поступать, но не могут руководствоваться ими в ситуациях, складывающихся в повседневной жизни в обществе сверстников.
Мы знали, что детям свойственно отожествлять себя с полюбившимися персонажами, поэтому предположили, что их любимые герои окажут влияние на развитие нравственных качеств. Мы обращать внимание на красоту поступков героев, на позитивные черты их характера, такие как смелость, честность, отзывчивость, доброта, щедрость, чтобы дети не только эмоционально воспринимали героев, но и стремились быть похожими на них.
Даже в ежедневных обычных ситуациях педагог всегда воспитывает, причем его воздействие носит многосторонний характер. Например, обучая ребенка раздеваться после прогулки, мы учим его умению самостоятельно обслужить себя, аккуратно сложить одежду и вместе с тем формирует бережное отношение к вещам, аккуратность, целенаправленность действий, а также внимание к сверстникам, находящимся рядом, предупредительность и заботливость по отношению к ним.
Например, при разыгрывании этюдов из сказки «Спящая красавица» дети с удовольствием изображали добрую фею на балу, и никто не захотел изобразить злую волшебницу.
Организация практического нравственного опыта, использование игровых упражнений в положительных поступках явилось ведущим методом нравственного воспитания, так как в практической деятельности ребенок накапливает опыт, реализует полученные знания, вступает в отношения со сверстниками, взрослыми. Он усваивает правила поведения в коллективе сверстников, руководствуется ими в собственной деятельности, учится поступать в соответствии с нормами морали, проявлять уважительное отношение к взрослым, настойчивость и трудолюбие в собственной деятельности, дружно играть и трудиться вместе с другими детьми, помогать им поддерживать порядок, бережно относиться к вещам.
Вне деятельности правила поведения, нравственные представления становятся формальными. Формируя нравственный опыт детей, мы стремились создать условия для их постоянного упражнения в нравственных поступках, предупреждая тем самым возникновение формального отношения к моральным правилам.
Опираясь на имеющийся у детей опыт, вместо прямых указаний мы сначала обращали внимание детей на ситуации, в которых надо проявить отзывчивость, заботливость и т. п. Например: «Я вижу, что Платон чем-то огорчен. Как ему помочь? Что надо сделать?» Выяснив, в чем причина беспокойства мальчика, мы привлекали детей к проявлению заботливого отношения к нему. Также мы, используя метод проблемного обучения, часто ставили детей в условия, в которых они сами решают, как следует поступить, или облегчали это решение, давая не прямо выраженный совет, а как бы подсказывая : обращались к детям с вопросами о том, как можно поступить.
Мы считали важным понимать мотивы детских поступков, давать им правильную, справедливую оценку. Под влиянием педагога у дошкольников растет способность самостоятельно решить, как поступить в той или иной ситуации. В силу конкретного мышления, недостаточной объективности в оценке поступков сверстников, а также импульсивности поведения и подражательности дети, особенно малыши, могут совершать неправильные поступки. Однако не всякий отрицательный поступок является следствием невоспитанности дошкольника. Поэтому очень важно выявить, какие мотивы побуждали ребенка к действию. Только при этом условии педагог может правильно понять поступок, дать ему верную оценку и выбрать соответствующие методы воздействия на ребенка. Например, малыш отнял игрушку у сверстника. Можно предположить, что он не воспитан; но оказывается, он просто хотел успокоить другого плачущего ребенка той игрушкой, которой накануне воспитательница забавляла его самого. Еще пример: Ребенок ударил сверстника. Педагог осуждает его поведение, но оказывается, что этот поступок совершен в ответ на обиду, нанесенную ему или его товарищу. Конечно, подобный поступок не может быть оправдан, но мотив объясняет его причину. Поэтому следует объяснить ребенку, что так поступать нельзя, и подсказать (или вместе обсудить, как следовало бы действовать в подобной ситуации.
Используя оценку как метод воспитания, мы учитывали возраст детей. Так, мы стремились чаще одобрить, похвалить, поддерживая самые незначительные попытки проявить самостоятельность, доброе отношение к сверстнику, умение уступить, а также послушание, исполнительность, следование установленным правилам. Это создавала у детей хорошее настроение, желание быть послушным, повышает уверенность в своих силах.
В воспитательной работе мы использовали в качестве примера хорошие поступки взрослых и детей. Психолого-педагогической основой этого приема является ярко выраженная склонность детей к подражанию, а также стремление поступать таким образом, чтобы заслужить одобрение воспитателя. Пример всегда конкретен, легко воспринимается дошкольниками, осмысливается ими и переносится в собственную деятельность. При этом особое значение имел пример самого воспитателя, а также и пример сверстников, одобряемый педагогом. Например, желая предупредить возможное нарушение установленного правила, мы подчеркивали: «Какой у нас Кирилл молодец! Не стал расталкивать детей, чтобы встать в строй, а немножко отошел и пропустил вперед Полину». Подобное одобрение поступка мальчика вызывало у многих детей желание поступать так же, и построение проходило без излишней сутолоки. Побуждая детей к проявлению аккуратности, тщательности в работе, мы отмечали: «Как аккуратно Вера повесила свою одежду в шкаф! Она не торопилась, постаралась. Я уверена, что и другие ребята так же сумеют!» Заинтересованное отношение педагога, его уверенность в том, что все дети поступят так же, побуждают их к необходимым действиям.
Дошкольники и самостоятельно подражают поступкам сверстников. Однако они далеко не всегда способны дать, правильную оценку нравственного содержания поступка, поэтому могут подражать и отрицательным примерам. Мы стремились предупредить такие факты, останавливая ребенка, поступающего плохо, выражая свое огорчение по поводу его действий. Обращаясь ко всем детям, которые были свидетелями отрицательного поступка сверстника, мы разъясняли, почему не следует так поступать, как надо было бы поступить в подобном случае. Следовательно, используя пример как метод воспитания, мы использовали методы разъяснения и убеждения.
Не менее важной мы считаем взаимодействие с родителями. Учет этого принципа в воспитательной работе требует от педагога установления тесной связи с семьей, проведения большой разъяснительной работы, разработки рекомендаций в адрес родителей, выработки общих, единых методов воздействия на детей. Мы провели следующую работу:
• анкетирование родителей на тему «Стили воспитания в семье»;
• оформление памятки на тему о воспитательно-образовательных возможностях художественной литературы «Значение фольклора в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»;
• создание театрализованного уголка в группе, оформление уголка книги, подготовка костюмов и атрибутов к театрализованным играм, праздникам, участие в них.
Список использованной литературы
1. Аникин В. П. Русская народная сказка. М: «Просвещение», 1986 г.
2. Аникин В. П. К мудрости ступенька. М. ,1988.
3. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. М., 2001.
4. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Пособие для воспитателей детского сада. М. : Мозаика-Синтез, 2012.
5. Гладкова Ю. А. Взаимодействие с семьей: вопросы планирования // Ребенок в детском саду. – 2006. - № 4.
6. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену: учебное пособие / под ред. Н. В. Микляевой. – М. : ФОРУМ, 2012. – 256 с. – (высшее образование).
7. Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения [Текст] : тезисы докладов. /А. В. Запорожец — М., 1948.
8. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – 4-е изд., перераб. И доп. / Под ред. Л. А. Парамоновой. – М. : ТЦ Сфера, 2013. – 320 с.
9. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольное воспитание : Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 4-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 416 .
10. Короткова Л. Д. Авторская дидактическая сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, М., 2008.
11. Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника : Програм. - метод. пособие. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.- 144 с.
12. Маханева М. Д., Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. М. : Сфера, 2002.
13. Нечаева В. Г., Маркова Т. А., Жуковская Р. И. Нравственное воспитание в детском саду : пособие для воспитателей / Под ред. В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой. – 3-е изд., испр. И доп. М. : Просвещение, 1984. – 272 с., ил.
14. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для родителей и методистов. – 2-е изд., испр. И доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 80 с.
15. Развивающие занятия с детьми 4-5 лет / под ред. Л. А. Парамоновой. – М. : ОЛМА Медиа Групп, 2013.
16. Потаповская О. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей // Дошкольное воспитание – 2006. - № 1.
17. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой, М. : АСТ, 2000 г.
19. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. – М. : Просвещение, 1995.
20. Шорохова О. А., Играем в сказку. М. : «Творческий центр», 2006г.