Елена Мушанкова
Опыт работы «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Сказка как средство духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Здравствуйте! Уважаемые коллеги.
Свое выступление я хотела бы начать со слов великого писателя.
(Алексей Николаевича Толстого).
Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.
Публикация «Опыт работы „Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Ведущая роль в духовно- нравственном воспитании ребенка играют сказки. Можно смело утверждать, что сказка неразделима от прекрасного. Трудно представить себе детство без сказок и детских книг.
Меня часто просят мои воспитанники почитать их любимые сказки, чтобы еще раз услышать историю про так полюбившихся героях. Сказка дает возможность каждому ребенку фантазировать. Благодаря сказкам у детей формируется дар переживать и сострадать, а так же радоваться за героев.
Я убеждена, что работу по духовно нравственному воспитанию детей необходимо начинать именно с интереса к сказкам.
Актуальность
В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В тоже время сказка- это среда для развития эмоционально- нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать за поступки окружающих.
Я считаю, что сказка доступна пониманию дошкольника. Она является незаменимым инструментом формирования нравственно- здоровой личности ребенка, помогает понять на доступном ему языке красоту окружающего мира. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То какие качества разовьются у ребенка зависит от нас взрослых (воспитателей, родителей, окружающих его людей). От того как его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Цель
Формирование у детей ценностного отношения к жизни, обеспечивающее гармоничное развитие личности через сказку.
Для достижения цели определила следующие задачи.
• Побуждать у детей интерес к сказкам.
• Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев.
• Формировать представление о добре и зле.
• Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.
Этапы работы со сказкой.
• Знакомство детей со сказкой;(Чтение, рассказывание сказки, обсуждения по прочитанному)
• Эмоциональное восприятие сказки;(пересказ детьми содержание сказки)
• Художественная деятельность;(Отношение к герою сказки в лепке, аппликации, рисование)
• Разыгрывание сюжетов из сказки. (показываем театр по сказке)
Образовательный процесс осуществляю.
- В ходе непрерывной образовательной деятельности;(По развитию речи, Сочиняем конец сказки, придумай сказку)
- В ходе режимных моментов;(Прогулки с элементами из сказки)
- В совместной деятельности воспитателя с детьми;(Проведение сюжетно-ролевых игр, театрализованных игр)
- В самостоятельной деятельности детей. (Дидактические игры, подвижные игры)
Работу по данной теме невозможно вести без книжного уголка, и атрибутов к сказкам.
Взаимодействие с родителями.
• Конкурс «книги своими руками».
• Изготовление атрибутов к сказкам.
• Родители участвуют в акции «Книга из дома».
• Совместная выставка детей и родителей «Рисование иллюстраций к любимым сказкам».
• Для родителей были подготовлены консультации «Сказка помогает говорить правильно», «Воспитание сказкой»,«Роль сказки в жизни ребенка»