Ольга Павленко
Традиционная тряпичная кукла, как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Традиционная тряпичная кукла, как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Человек, утративший свои корни, становится
потерянным для общества. И ничто так не способствует
формированию и развитию личности, её творческой активности,
как обращение к народным традициям.
В. Н. Сорока - Российский
Наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей? Вопрос в том: «Как и какими методами воспитывать нравственность?». А для этого нет лучшего пути, чем знакомство детей с народным творчеством России. Это позволит им почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Сегодня незаслуженно забыты народные игры, традиционная русская кукла не привлекает внимания малышей. Кукла известна с глубокой древности. Она не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа. Поэтому для воспитания чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважения к родной культуре и своей земле я обратилась за помощью к традиционной народной игрушке. Работу по данной теме я решила начать с подробного изучения собранной мной информации о народной кукле.
Публикация «Традиционная тряпичная кукла, как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В основе сюжетно-ролевых игр у детей лежат боевики и конкурсы красоты. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа. И еще один момент. Учеными уже доказано, что громадные куклы, которыми «кишат» наши магазины и которые стоят больших денег, вредны для психики детей. Да и согласитесь, что может быть ближе и дороже вещи, сделанной своими руками. Я решила помочь своим воспитанникам на примере народной игрушки расширить знания о традициях. Но как этот процесс ознакомления сделать понятным, увлекательным и творческим? Многое о том, как жили люди в старину, детям могут рассказать книги, мультфильмы, кинофильмы, но, к сожалению, не дадут стать участником событий и проявить своё творчество. Я предложила детям организовать в группе совместный свой мини -музей народной куклы. Им эта идея понравилась. После каждого занятия по созданию кукол наш музей начал пополняться «экспонатами». Конечно, дети не сразу делились своими сделанными куклами. Сначала они их брали домой, играли, а позднее приносили. Так день за днём наш музей народной куклы увеличивался. Изготовление кукол приносило радость. Работа с мягким (теплым) материалом давала ощущение тепла, развивалась мелкая моторика пальцев у детей.
Сделанные мной куклы привлекли внимание детей, и каждый ребёнок проявлял себя в умении разыгрывать сказки и сценки с использованием тряпичных кукол. Более глубокое изучение истории куклы продолжилось на занятиях на тему: «Тряпичная кукла». Мною были разработаны конспекты НОД: «Коллекция народных кукол», «В гостях у бабушки Арины», «Тряпичная кукла-желанница», «Масленица», «Кукла-колокольчик», «Кукла Крупеничка», «Знакомство с русской народной куклой Кувадкой», «Изготовление народной куклы : Кубышка-травница». Разработала примерные планы знакомства с народными куклами.
Работе с родителями в данном направлении отводится большое внимание.
- Консультации: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре», «Народная кукла в играх современных детей».
-Мастер-классы по изготовлению кукол «Домовушка», «Колокольчик».
Эта тесная связь помогает наладить взаимодействие с родителями которые активно
пополняют мини-музей тряпичными куклами, сделанными своими руками, приносят материал для изготовления кукол.
Я убеждена, что в настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить в наших детях здоровье и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле.