Лучший педагог года

Мультфильмы как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

мария сороколетова
Мультфильмы как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Мультфильмы как средство

духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Автор опыта: Сороколетова Мария Федоровна,

воспитатель муниципального дошкольного

образовательного учреждения

"Детский сад комбинированного вида №2

г. Алексеевка Белгородской области"

Публикация «Мультфильмы как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела особое значение. Это связано, прежде всего, с его глубинными изменениями, которые постепенно привели к осознанию научной, педагогической общественностью и соответствующими государственными службами необходимости коренного пересмотра не столько содержания образования, сколько существующих средств и методов духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения во всем образовательном пространстве России. Снижение культурного и интеллектуального уровня нации требуют возрождения традиционной духовно-нравственной иерархии ценностей

Общество начинает ясно понимать, что духовность и нравственность неразрывно связаны с социальной ответственностью, которая не может утверждаться без средств обеспечивающих духовное и нравственное развитие человека. Дать новый импульс на пути к столь желанным переменам и как можно быстрее закрепить их в обществе поможет разработка новых технологий, методов духовно-нравственного воспитания.

Ребёнок в нравственном поведении ориентируется на поступки и действия ближайшего окружения, то есть идентифицируется с ними. Таким образом, для ребёнка необходимы наглядные образцы, эталоны, обладающие определёнными нравственными ценностями. Безусловно, основными такими эталонами являются родители и педагоги, но, таким эталоном, с которым ребёнок себя идентифицирует, может стать мультипликационный герой. При этом влияние мультфильмов и мультипликационных героев на нравственное воспитание детей является значительным.

Мультфильм как один из факторов медиасреды оказывает на ребенка влияние, но оно не всегда понятно, поскольку просмотр мультфильмов зачастую неконтролируем и нецеленаправлен со стороны взрослых. Родители включают ребенку мультфильм, часто не преследуя никаких воспитательных целей и даже предварительно не просматривая его, что может привести к весьма нежелательным последствиям. Современный ребенок проводит перед телевизором до нескольких часов в день. А если учесть, что дети дошкольного возраста изучают мир постоянно, такое количество времени, проведенное перед экраном, не может пройти бесследно.

Так же необходимо учитывать, что сейчас особой популярностью среди детей пользуются зарубежные мультфильмы, в основном американские. Большая часть продукции американской фабрики не безвредна, есть большая разница между отечественными старыми мультфильмами и зарубежными (от американских до японских). За этим различием стоят глубокие расхождения в картине мира. В советских мультфильмах отражается правильная для ребенка картина мира. В основе своей она православная, потому что зло в этой картине мира не вечно, а вечно – добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. В зарубежных мультфильмах мир, фон, на котором происходят события мультфильма, безнадежно лежит во зле. И зло, как правило, уничтожается физически.

Поэтому, в опыте будут использованы мультфильмы отечественного производства, а мультипликационные герои оптимально подойдут для идентификации детей с ними, а значит, восприятия нравственных ценностей, представленных в мультфильме.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей повышения эффективности работы по формированию духовно-нравственных качеств у современных детей дошкольного возраста посредством использования мультфильмов.

Работа над опытом велась в течение трех лет.

Диапазоном опыта является единая система «организованная образовательная деятельность + взаимодействие взрослых и детей».

Педагогический опыт включает систему работы по организации занятий с дошкольниками с использованием мультфильмов.

Новизна опыта заключается в создании модели работы, направленной на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством использования мультфильмов отечественного производства.

Также новизна обусловлена интеграцией работы с мультфильмом с различными видами деятельности дошкольников; активного использования игровой деятельности как инструмента слияния зрительской и авторской позиций при восприятии мультфильма; изобразительной, театральной, как средств выражения ребенком эмоций и чувств, отношения к героям мультфильмов. Интеграция различных видов деятельности (изобразительной, театральной, музыкальной и др.) в процессе использования мультфильмов в воспитательных целях подчеркивает инновационный подход к организации детских видов деятельности, организации культурных практик в соответствие с ФГОС дошкольного образования.

Особой новизной и оригинальностью характеризуется авторская программа заседаний мульт-клуба, содержательно обращенная к таким нравственным ценностям, как Любовь к людям, Семья, Добро, Труд, Мир, Свобода, Совесть, Истина. Оригинальны как по форме, так и по содержанию предлагаемые культурные практики: Мульт-театр, Мульт-студия, детская газета.

Разработанная модель использования мультфильмов в качестве средства духовно-нравственного воспитания детей выступает как структурная модель, т. к. она имитирует внутреннюю организацию предстоящего педагогического процесса, его структуру, а также как модель процессуальная, т. к. она описывает реализуемые технологии использования мультфильмов в качестве средства воспитания детей.

Работа над опытом предполагала использование мультфильмов в качестве формы организации образовательной работы в детском саду. Такой формой явилась работа мульт-клуба.

Обращение к мульт-клубу как педагогической форме работы обусловлено нашим представлением о просмотре мультфильма как процесса поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем, о процесс образования некой связи между мультипликационными событиями и поведением в реальной жизни.

В качестве основных структурных элементов модели выступают следующие виды педагогической работы.

I. Работа с детьми, направленная на формирование нравственных ценностей и реализуется через следующие культурные практики:

1.1. Деятельность Мультклуба «Маленькая страна» для детей старшего дошкольного возраста, своеобразного интегрированного занятия, совместной деятельности педагога и детей в форме клубной работы по восприятию, осмыслению мультфильмов и отражения происходящего в них в детских видах деятельности: рисунке, лепке, конструировании, песни, танце и пр.

Заседания мульт-клуба в учебном плане включаются в часть непосредственно образовательной деятельности (НОД) в качестве средства реализации социально-коммуникативного развития. В процессе заседания клуба в логике содержания мультфильма детям может быть предложено принять в участие в творческом рассказывании, игровой, изобразительной, музыкально-ритмической деятельности (данные виды деятельности могут быть продолжены и завершены вне рамок работы клуба).

В качестве ведущих методов, приемов и частных форм организации клубной работы выступят: метод «стоп кадра», метод просмотра видео продукции, беседы, дискуссии, изодеятельность и др.

Смысловому освоению содержанию мультфильма будет способствовать: обучение детей сравнению и сопоставлению ситуаций, события в мультфильме для установления причинно-следственных связей, формулированию своих выводов, предположений, объяснению и их доказательству; созданию возможности ребенку стать на место положительного или отрицательного героя, увидеть и прочувствовать ситуацию с различных сторон и сделать выбор собственной позиции; стимулированию переноса полученных детьми знаний, способов поведения из «мультипликационной ситуации» героев в реальную жизнедеятельность.

Повторное возвращение к ранее просмотренным мультфильмам, в повседневной деятельности ребенка (беседа, рассматривание иллюстраций, игры, необходимо для того, чтобы закрепить у детей полученные от первичного восприятия эмоциональные впечатления, углубить осмысление содержания мультфильма, вызвать новые ассоциации и стимулировать повторное их возникновение.

При проведении клубных занятий используются такие методы и приемы, как:

- просмотр сюжета мультфильма с последующим анализом. Вопросы направлены на нравственную оценку действий и поступков героев, на вычленение личностного отношения детей к данному герою, факту, событию.

- Беседы на нравственные и познавательные темы. Дети самостоятельно отвечают на вопросы, формулируют свои суждения. Педагог уточняет их представления о духовно-нравственной норме, поясняет основные понятия.

- Анализ смыслового содержания поговорок, эпитетов, суждений. Дети совместно с педагогом обсуждают встречающиеся в мультфильме интересные высказывания, выстраивают оценочные суждения.

- Разыгрывание и анализ ситуации. Детям, педагог предлагает разыграть типичные ситуации из мультфильма, выполняя при этом эмоционально разные роли.

- Совместная разработка правил поведения. Под руководством педагога дети учатся выделять и запоминать основные моменты из увиденного.

Примерная схема занятия:

-вступительное слово. Педагог говорит о том, что сейчас дети будут смотреть мультфильм о…. (высказывает общую мысль сюжета, либо задает проблему. Пример: перед просмотром мультфильма «Самый главный» спросить у детей, какая профессия, на их взгляд, самая важная и почему;

-показ мультфильма;

-беседа, вопросы детям, обсуждение, выводы. Задача — получение детьми нового знания;

-игра на основе выводов, упражнение.

Крайне важно после просмотра при возникновении определенной ситуации возвращаться к мультфильму, который запомнился ребенку.

Разработана авторская программа заседаний мульт-клуба, содержательно обращенная к таким нравственным ценностям, как Любовь к людям, Семья, Добро, Труд, Мир, Свобода, Совесть, Истина, тематический план которой представлен в Приложении 5.

Следующие виды культурных практик реализуются в части совместно организованной деятельности (СОД) : Мульт-театр.

1.2. Работа Мульт-театра «Маска» направлена на осмысление нравственного подтекста литературного произведения, которое легло в основу сюжета мультфильма и через сценический образ выражение чувств, настроений героев, посредством разыгрывания роли того или иного героя мультфильма, отражение своего отношения к поступкам героев. Ведущим методом реализации детской деятельности в мульт-театре является театрализованная игра.

В мульт-театре реализуются игры–драматизации (инсценирование фрагментов мультфильмов). Специально подобранный репертуар театрализованных игр способствует духовно-нравственному развитию детей.

1.3 Детская газета «Мультик-пультик» выпускается детьми совместно со взрослыми (воспитателями, родителями). Ее содержание направленно на осознанное отношение к мультфильму. В газете публикуются впечатления детей о просмотренных мультфильмах, о поступках героев, размещаются детские рисунки, располагаются занимательные задания (загадки, головоломки, раскраски и игры с героями мультфильмов, а также викторины, кроссворды по содержанию мультипликационных фильмов.

Во всех рамках вышеперечисленных культурных практик проводится выставка рисунков (например, «Мой любимый герой мультфильма», организовываются познавательные викторины (например, «Отгадай мультфильм», проводятся мульт-физминутки, ведется «Словарь мульт-характеров» (добрый, эгоистичный, хитрый и прочее).

II. Работа со взрослыми (специалистами дошкольного образования, родителями, направленная на формирование профессиональной и педагогической культуры использования мультфильмов в качестве средства духовно-нравственного воспитания.

Работа над опытом велась в течении трех лет. В начале и в конце каждого учебного года проводилась диагностика с целью отслеживания эффективности проводимой работы.

В процессе работы над опытом было отмечено, что дети через мультфильмы получали положительные эмоции, радовались, сопереживали, плакали. Дошкольники могут оценить героев мультфильма, их поступки, дать оценку всему мультфильму.

Выделяя любимых мультипликационных героев, дети начинали подражать им, вести себя, как они, применять знания, полученные в мультфильме. В играх дети стали проигрывать роли положительных героев из отечественных мультфильмов, старались быть похожими в своих поступках на них.

В ходе анализа результатов педагогической диагностики была установлена зависимость между вербальным и реальным поведением. Причём, данная зависимость прослеживается следующим образом: если в вербальном поведении преобладает высокий уровень воспитанности, то, как правило, и в реальном поведении уровень нравственной воспитанности, либо высокий, либо средний. Сопоставляя результаты вербального и реального поведения, подтвердилось утверждение исследователей о том, что вербальное поведение несколько опережает реальное поведение старших дошкольников.

У педагогов отмечается профессиональная готовность к использованию мультфильмов в качестве средства нравственного развития и стремление использовать педагогический ресурс мультфильмов в образовательной работе с дошкольниками.

У родителей отмечается: желание осуществлять совместный просмотр мультфильмов с детьми; способность организовать беседу с ребенком по просмотренному мультфильму; использовать содержание мультфильма в качестве средства воспитания и стремление осуществлять контроль за содержанием мультфильмов, которые смотрит ребенок, допустимым временем, проводимым ребенком у экрана.

Таким образов, можно признать, что мультфильм является эффективным средством формирования духовно-нравственных ориентир у детей дошкольного возраста.

Библиографический список

1. Архангельский, Н. В. Нравственное воспитание / Н. В. Архангельский Н. В. – М. : Просвещение, 2004. – 304 с.

2. Бабаян, А. В. О нравственности и нравственном воспитании / А. В. Бабаян // Педагогика. – 2005. - № 2. - С. 67 – 68.

3. Божович, Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей/ Л. И. Божович // Вопросы психологии. - М. : Просвещение, 2008. – 104 с.

4. Гликман, И. З. Теория и методика воспитания : Учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений / И. З. Гликман – М. : изд. – ВЛАДОС – ПРЕСС, 2002. - 176 с.

5. Дроговцова, Н. О. Мультипликационные фильмы как средство развития детей в рамках реализации инновационного проекта / Дроговцова Н. О., Галингер Е. В., Бережец-кая Н. С. В мире науки и инноваций: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа: АЭТЕРНА, 2016.- с. 79.

6. Каиров, И. А. Азбука нравственного воспитания/ И. А. Каиров. – М., 2006.- 201 с.

7. Ревина, Н. П. Информационно-коммуникационные технологии в образователь-ном процессе / Дроговцова Н. О., Макарова Ю. Н. // Современные технологии в мировом научном пространстве: сборник статей Международной научно-практической конферен-ции. -Уфа: АЭТЕРНА, 2016г. - с. 150.

8. Тупичкина, Е. А. Мультфильм : друг или враг?» : Решаем вместе с детьми и родите-лями / Е. А. Тупичкина, Н. В. Олейник // Детский сад от А до Я. – 2012. - № 5 – С. 89 – 97.

9. Тупичкина, Е. А. Развитие у старших дошкольников понимания эмоционального содержания мультфильма / Е. А. Тупичкина, Н. П. Ревина // Начальная школа плюс До и После. – 2014. - №5. – с. 27-32.

10. Тихомирова, Г. А. Инновационные педагогические технологии в образователь-ном процессе / Тихомирова Г. А., Дроговцова Н. О. // Инновационные технологии научного развития: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа: АЭТЕРНА, 2016. – с. 206.

Публикации по теме:

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Знакомство человека со сказкой начинается с первых лет его жизни. И тогда же, в детстве, прививается любовь к родному слову. Еще в середине.

Хореографическое искусство как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников «Искусство воспитания детей – одно из благороднейших искусств. Кто желает воспитать ребенка, тот должен пробудить и укрепить в нём духовность».

Использование сказкотерапии как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Конспект НОД для детей подготовительной группы «А» Тема: «Использование сказкотерапии как средство духовно - нравственного воспитания дошкольников.

Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. (В. А. Сухомлинский) Семья на Руси считалась изначальным, Богом.

Якутские сказки как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников МБДОУ ЦРР д/с № 15 «Северные звездочки» Воспитатель подготовительной группы; Васильева А. И. Якутские сказки как средство духовно – нравственного.

Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников воспитатель Струкова Лариса Сергеевна МАДОУ «Детский сад «Ивушка».

План по самообразованию в старшей группе «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»План по самообразованию в старшей группе «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Воспитатель: Петрова О. П. Актуальность Актуальность.

Опыт работы «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Сказка как средство духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Здравствуйте! Уважаемые коллеги. Свое выступление я хотела.

Презентация «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям.

Опыт работы «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мультфильмы как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
Опубликовано: 3 февраля 2018 в 17:56
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД