Получи документы

Опыт работы воспитателя «Сказка, как основа нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Елена Палагина
Опыт работы воспитателя «Сказка, как основа нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Сказка, как основа нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Демократизация и гуманизация общества осуществляются на фоне происходящих в обществе преобразований, в том числе и негативного характера: межнациональные конфликты, рост преступности, алкоголизма, наркомании, разгул насилия и вседозволенности, бездушное отношение к старикам и инвалидам, появление огромного количества беспризорных детей и сирот, в том числе при живых родителях. В семье родители нередко дистанцируются в общении с ребенком, переводя живое общение в проекцию «телевизор-компьютер».

Публикация «Опыт работы воспитателя „Сказка, как основа нравственного воспитания детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Вместе с тем младший дошкольный возраст - период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений, что в свою очередь значительно увеличиваются требования, предъявляемые к поведению дошкольника взрослыми. Ребенок включается в совместную деятельность со сверстниками, учится согласовывать с ними свои действия, считаться с интересами и мнением товарищей. На протяжении всего дошкольного детства происходит изменение и усложнение деятельности ребенка, предъявляющие высокие требования не только к восприятию, мышлению, памяти и другим психическим процессам, но и к умению организовать свое поведение.

Все это актуализирует проблему нравственного воспитания дошкольников, поскольку на уровне семьи данному вопросу не уделяется должное внимание. Такой вывод был мною сделан в процессе наблюдения поведения детей и родителей во время утреннего приема и вечернего ухода детей домой, в процессе взаимоотношений детей в детском саду : на занятиях, в свободной игровой деятельности, на прогулке, в трудовой деятельности и т. д. Моё предположение подтвердила диагностика уровня воспитания и развития детей второй младшей группы в сентябре 2009 года. Группу посещает 24 человека: 12 мальчиков и 12 девочек. Число детей из полных благополучных семей – 18, детей из неполных благополучных семей – 5, число детей из семей, требующих повышенного внимания со стороны педагогов, в т. ч. полных и неполных – 1, детей, находящихся под опекой - 0. Число многодетных семей – 1, число детей, воспитывающихся матерью (отцом)-одиночкой – 6, воспитывающихся родителями-инвалидами – 0. Детей-инвалидов в группе нет.

Нравственное воспитание младшего дошкольника актуально и в настоящее время, поскольку на уровне семьи данному вопросу не уделяется должное внимание. Такой вывод был мною сделан в процессе наблюдения поведения детей и родителей во время утреннего приема и вечернего ухода детей домой, в процессе взаимоотношений детей в детском саду : на занятиях, в свободной игровой деятельности, на прогулке, в трудовой деятельности и т. д. Моё предположение подтвердила диагностика уровня воспитания и развития (методика О. В Стельмаховой, г. Благовещенск) детей второй младшей группы в сентябре 2009 года. Результаты исследования таковы: из 24 детей в возрасте от 3 до 4-х лет высокий уровень развития показали 3 человека (13% от общего числа детей, 8 детей (33%) имеют средний уровень развития и 13 детей (54 %) с низким уровнем нравственного воспитания (Богдан Т., Владик З, Ваня Д и др.) (Диаграмма 1).

По итогам диагностики нравственного воспитания детей выяснилось, что наиболее слабыми у детей данной группы оказались следующие параметры: сдержанность и организованность поведения, дружелюбие и готовность прийти на помощь, положительные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, правдивость, сформированность нравственных чувств. Результаты диагностики определили направление моей работы в этой группе, поскольку успешная социализация обусловлена у нравственно развитой личности. При планировании воспитательной работы по формированию нравственных представлений у детей мною были выбраны групповые и индивидуальные формы работы. В качестве средства воспитательного воздействия мною была выбрана сказка, один из жанров устного народного творчества.

Сказка как жанр органично вписалась в программу воспитательно-образовательного процесса ДОУ. В свою очередь целостность педагогического процесса в ДОУ на протяжении последних двух лет обеспечивается реализацией комплексной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса. Ей предшествовала Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой. Программа «От рождения до школы», являясь современным инновационным продуктом, опирается на лучшие традиции отечественного образования и по многим направлениям сохраняет преемственность по отношению к рекомендованной министерством образования «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

Мои принципы построения педагогического процесса совпадают с принципами построения Программы:

1. Принцип развивающего образования,

2. Принцип научной обоснованности и практической применимости,

3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности,

4. Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей,

5. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей,

6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса,

7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников,

8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

В своей работе я реализую следующие цели

- Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника,

- Всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,

- Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,

- Формирование основ базовой культуры личности,

- Подготовка к жизни в обществе, к обучению в школе.

Мне импонирует тот факт, что авторы Программы, признавая ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников. Первое знакомство ребенка с миром происходит в семье, а самым первым миропознанием ребенка являются сказки, пестушки, потешки.

Роль сказки в современном мире заметно изменилась. Во многом этому способствуют современные книги и мультфильмы с упрощенным стилем, искажающим первоначальный смысл сказки, превращающим сказочное действие из нравственно-поучительного в развлекательное.

За последние годы проведено немало научных исследований, анализирующих возможности сказки в воспитании детей дошкольного возраста. Вместе с тем формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста с использованием сказок явно недостаточно изучено.

Это позволяет сделать вывод о том, что в практике использования сказок в нравственном воспитании дошкольников есть немало нерешенных проблем: нет системы работы по эффективному использованию сказок в формировании нравственных качеств, моральной устойчивости личности дошкольника; не выявлены педагогические условия эффективного использования сказок в нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

На основании вышеперечисленного мною была поставлена основная цель воспитательной работы в группе : развитие межличностных отношений младших дошкольников со сверстниками, взрослыми, формирование нравственно положительных поступков на примере положительных сюжетов русских народных сказок.

Выбирая сказку как основу нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста я стремилась реализовать следующие задачи:

Обучающие задачи:

1. Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения.

2. Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий : добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни.

3. Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную и музыкальную культуру.

Развивающие задачи:

1. Содействовать развитию познавательной сферы детей, развитию речи детей.

2. Развивать умение делать нравственный выбор.

3. Развивать навыки произвольного поведения: внимательности, терпеливости, усердия.

4. Развивать у детей социальные умения и навыки поведения.

5. Развивать музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки.

Воспитательные задачи :

1. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

2. Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.

3. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

Формирование нравственности, нравственного поведения предполагает системную работу, поэтому с 2009 по 2013 годы сказка была включена мною в план воспитательно-образовательного процесса в группе. Занятия программы предполагают использование народных и авторских, русских и зарубежных сказок, малых жанров фольклора: загадок, пословиц, поговорок.

Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое. При подготовке к инсценировке сказки я стремилась к тому, чтобы дети сами подбирали ее музыкальное сопровождение, распределяли роли. При таком подходе даже небольшие по объему сказки дают огромный воспитательный резонанс. «Примеривание» на себя ролей сказочных героев, сопереживание им делают еще более близкими и понятными проблемы персонажей даже давно и хорошо известных сказок

Важной задачей для меня на данном этапе становится отбор таких художественных произведений, которые действительно способствуют формированию нравственных представлений и литературного вкуса. В своей работе с детьми младшего дошкольного возраста я определилась с жанровым предпочтением детей, работая в 2009 году по Программе воспитания и обучения под редакцией М. А. Васильевой. Для детей четвертого года рекомендуются русские народные сказки «Волк и козлята», «Кот, петух и лиса», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Лиса и заяц». В последнее время появилось множество обработок известных детских произведений, поэтому, выбирая ту или иную обработку, я руководствуюсь следующими правилами.

- Целесообразность использования данного произведения в детской аудитории.

- Его принадлежность к подлинному искусству.

- Художественность иллюстраций и их соответствие содержанию литературного произведения.

Я использую два варианта знакомства ребенка со сказкой :

1. Сказка для чтения.

2. Сказка для театрализации.

Театрализация является важным средством всестороннего воспитания ребёнка дошкольного возраста. Участие в театральных постановках обогащает детей новыми, радостными впечатлениями, способствует развитию памяти, расширению словарного запаса.

Сказки, предлагаемые для чтения детям дошкольного возраста, сопровождаются иллюстрациями - это обязательное условие, т. к. восприятие дошкольника будет полноценным при условии наличия яркого зрительного образа, соответствующего как содержанию произведения, так и сиюминутному представлению малыша.

Особенный всплеск эмоций вызывает общение персонажа сказки с детьми, когда он ищет у детей поддержки, просит совета. В этой ситуации я беру на себя функцию советника. От лица героя сказки я преобразовываю сложные ситуации в педагогические задачи, подвожу детей к решению проблемы. Дети вместе с героем ищут альтернативные способы действия, спорят с ним или соглашаются, предлагают свои решения.

При чтении сказки я стараюсь следить не только за своим исполнением, но и за восприятием сказки слушателями. Наблюдая за ребенком, можно заметить, какие моменты его взволновали. По отношению ребенка к рассказываемому можно определить те или иные проблемы, понять, что волнует ребенка в данный момент его жизни. Вместе с детьми мы обсуждаем героев, особенности их характеров. Важно побуждать детей по собственной инициативе высказываться по поводу образов и поступков различных персонажей, проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, порадоваться, вспомнить случаи из собственного опыта. В ходе такого обсуждения отношение детей к событиям может быть не только выявлено, но и изменено под воздействием других ребят и при косвенном руководстве педагога. Таким образом, позиция ребенка выносится на обсуждение всей группы детей и, как следствие, дети либо поддерживают нравственную позицию своего сверстника, либо отвергают её, стараясь при этом аргументировать.

Много информации содержат детские рисунки, выполненные после прослушивания сказки, просмотра спектакля. Анализируя их тематику, содержание, характер изображения, средства выра-зительности и т. д., взрослые могут узнать, кто из героев сказки вызвал у детей наибольший эмоциональный отклик; каким представляют себе дети тот или иной сказочный персонаж и т. д. Таким образом, сказка, услышанная детьми из уст взрослых (педагогов, родителей) или увиденная на «театральных подмостках» детского сада, может стать сильным эмоциональным стимулом, питающим детское творчество, явиться источником новых художественных впечатлений детей.

Использование сказки в непосредственной образовательной деятельности детей имеет свои неоспоримые преимущества, поскольку является по своей сути игровым методом и игровой формой обучения. Мною сказка используется во многих видах непосредственной образовательной деятельности детей. Например, в процессе интегрированных занятий «Поможем Петушку» и «Друзья приходят на помощь» использовались фрагменты из русских народных сказок, имеющие ярко выраженный нравственный смысл, способствующий формированию в сознании детей определенных норм и правил. Просьба Золушки побуждает детей к выполнению разнообразных заданий на логику, внимание и проявление творчества в процессе другой непосредственно-образовательной деятельности с использованием ИКТ «В гостях у Золушки». Реализуя направления «Социально-личностное развитие» и «Познавательно-речевое развитие» мы знакомим детей с Конвенцией о правах ребенка. На примере героев русской народной сказки «Заюшкина избушка» дети познакомились с неотъемлемыми правами детей на своё жильё и безопасное проживание в нём. Герои сказки «Волк и семеро козлят» проиллюстрировали право детей на жизнь, свободу и благополучие. Таким образом, использование сказки несет в себе не только воспитательную, но и обучающую функцию.

Продолжая реализацию намеченного процесса и преследуя цель дальнейшего развития нравственности детей, мною был разработан проект летнего отдыха детей «Колобок, мы тебя научим», одной из задач которого стояло воспитание коллективизма, доброжелательного отношения к взрослым и сверстникам.

Совместная работа детей, родителей и воспитателя дала положительные результаты, поскольку задачи нравственного воспитания решались через уважительное отношение педагога к каждому ребенку, эмоционально-позитивное общение детей друг с другом, организацию повседневной совместной творческой деятельности детей и взрослых.

На протяжении всего периода работы мною проводился мониторинг нравственного воспитания детей.

На промежуточном этапе работы, в мае 2010 года мною была проведена повторная диагностика сформированности нравственных представлений у детей. Результаты были оптимистичными: из 24-х детей группы высокий уровень нравственного воспитания отмечен уже у 9 детей (37 % от общего числа детей) и средний уровень - у 10 детей (43%, в то время как низкий уровень нравственного воспитания в группе снизился на 34 % (5 детей - 20% -низкий уровень).

В сентябре 2010 года диагностика сформированности нравственных представлений у дошкольников в средней группе показала, что количество детей с низким уровнем нравственной сформированности уменьшилось до 13 % (3 ребенка в группе, в то время, как средний уровень вырос до 50% (12 детей). Сравнительная диаграмма представлена.

Дети научились здороваться, прощаться, благодарить, уважительно относиться к другим детям, жалеть если кому–то больно. Учились взаимопомощи и сочувствию; осваивали правила поведения и обращения к взрослым.

Мы продолжили работу по нравственному воспитанию детей посредством сказок, развивающие, обучающие и воспитательные задачи усложнились. Постепенно мы перешли на качественно новый уровень достигнутого результата. Дети в старшей группе участвовали в новогоднем представлении «Мульти-пульти чудная страна» по сценарию (Приложение 3, в котором мною были прописаны роли для всех двадцати четырех детей. Например, роль Волка из мультфильма «Ну, погоди!» исполняла девочка, а Зайца – мальчик, братья-близнецы Ермаковы блестяще сыграли «двоих из ларца - одинаковых с лица» («Вовка в тридевятом царстве», а я перевоплотилась в маму Римму из мультфильма «Зима в Простоквашино».

Хочется сразу отметить и участие родителей во всех мероприятиях, которые организовывались в группе. Вместе с детьми они играли, помогали в изготовлении костюмов к различным спектаклям, открытым концертам на сцене детского сада и сельского дома культуры. Кроме того, в группе сложились определенные традиции. Например, «День именинника» мы отмечали, организовывая в группе импровизированное кафе с игровой программой, танцевальными и песенными номерами с обязательным привлечением родителей.

Огромный интерес детей вызвали экскурсии на предприятия села: зерновой двор ООО «Михайловское», в пожарную часть, в отделение почтовой связи, пекарню и другие. Каждой экскурсии предшествовала тематическая беседа с обязательным чтением литературы. Например, перед экскурсией на зерновой двор мы вспомнили русские народные сказке «Колосок», «Вершки и корешки», пословицы и поговорки о хлебе, урожае, труде. Прежде, чем посетить пожарную часть мы с детьми прочли сказку С. Я. Маршака «Кошкин дом», повторили сказку К. Чуковского «Путаница», побеседовали о правилах безопасности при обращении с огнем, о правилах безопасного поведения при пожаре.

Участие детей в различных мероприятиях вне стен детского сада началось с первой младшей группы. Дети постоянно участвовали в концертах, организуемых Поярковским домом культуры и посвященных различным датам: 8 марта, День Победы, День матери, Дню защиты детей. Вместе с односельчанами мы традиционно в День Памяти и скорби 22 июня возлагаем цветы к памятнику михайловцам, погибшим в Великой Отечественной войне.

В 2012 году принимали участие в акции «Белый цветок». По инициативе настоятеля прихода Иоанна Кронштадского был организован концерт с участием детей моей группы, а вырученные деньги перечислены на лечение детей, больных туберкулёзом.

Ещё одна акция 2012 года «Мы за чистые берега» была инициирована и организована мною при активной поддержке детей и родителей. Родители изготовили флаеры (Флаер — это небольшая информативная листовка, часто выполненная в ярких сочных красках. Используют флаеры в основном как раздаточный материал в различных рекламных и промоакциях).

Флаеры дети распространяли среди жителей села и нашу акцию поддержали сельская и районная администрации, школы, соцзащита. Все вместе мы вышли на уборку берега реки Амур, очищая территорию от мусора, создавая территорию безопасного отдыха.

Стало доброй традицией проводить в преддверии Дня Победы районный конкурс чтецов «Никто не забыт, ничто не забыто» среди детей дошкольного возраста и посвящённый Дню Победы. В 2012 и 2013 году дети заняли 1 и 2 места.

В январе 2013 года для младших школьников мы сыграли на «ура» спектакль «Новогоднее представление», которое затем с успехом показали детям в школе-интернате №6 нашего села. Дети интерната приняли нас как «больших» артистов, вместе с актерами-детьми играли, пели песни и я видела, как мои воспитанники от всей души хотели, чтобы этот праздник остался в сердцах тех детей, у которых нет родителей. Я думаю, что здесь можно сказать, что дети начали совершать нравственно положительные поступки и давать им оценку.

Как результат проделанной работы – многочисленные благодарности, дипломы и грамоты, которые вручались как нашей группе в целом, так и детям индивидуально. Так во Всероссийском творческом конкурсе в номинациях «Волшебный мир сказок», «Дом моей мечты», «В этот день, весной согретый все цветы, улыбки вам» детьми были заняты призовые места. В 2013 году Катя Мерзлюк стала лауреатом Всероссийского конкурса чтецов. Диана Коленко приняла участие в районном конкурсе «Весенний бал маленьких принцесс» и отмечена Дипломом «Мисс Художница».

После выпускного бала, по инициативе родителей, все вместе - воспитатели, дети и их родители, – выехали на настоящий спектакль в Амурском театре кукол.

В зрительном зале театра мы почувствовали атмосферу радостного волнения и праздника одновременно, включились в игру с актерами. Это событие ещё долго обсуждалось и вспоминалось детьми.

Надеюсь, что совместные выходы родителей и детей останутся доброй традицией, поскольку желание быть ближе друг другу обоюдно: детям очень нравится, когда родители играют вместе с ними, приятно чувствовать поддержку родителей, а родители с большим удовольствием и невероятным увлечением участвуют в жизни детей. И это дорогого стоит.

Таким образом, выбор сказки как основы нравственного воспитания детей дошкольного возраста оправдал себя и подтверждение этому диагностирование уровня нравственного воспитания детей на протяжении всего времени с момента поступления детей в ДОУ в сентябре 2009 до выпуска в школу в июне 2013 года (Диаграмма 3, а также результаты формирования интегративных качеств воспитанников и овладение необходимыми умениями и навыками по образовательным областям, отраженные в таблице 1.

. Результаты формирования интегративных качеств воспитанников и овладение необходимыми умениями и навыками по образовательным областям

Кроме того о нас писали в газетах «Михайловский вестник» и «Поярковские вести», нас знали и отмечали как на уровне ДОУ, так и на уровне села, района, области и России дипломами, Благодарственными письмами.

Публикации по теме:

Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно- исторического опыта поколений - одна из серьезных проблем.

Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно- исторического опыта поколений - одна из серьезных проблем.

Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Консультация «Нравственное воспитание как основа воспитания ответственности у детей дошкольного возраста» Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением.

Педагогический опыт использования сказок как средства нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста Педагогический опыт по теме «Использование сказок как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста» Выполнила:.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека,.

Опыт работы «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Сказка как средство духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Здравствуйте! Уважаемые коллеги. Свое выступление я хотела.

Опыт работы «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших.

Традиционная тряпичная кукла, как средство нравственного воспитания детей дошкольного возрастаТрадиционная тряпичная кукла, как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста Человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничто так не способствует формированию и развитию личности, её творческой.

Труд на земле как основа духовно-нравственного воспитания в школе «Красные Зори» «Жизнь есть труд; труд есть жизнь» Авва Исаия [9]. История детского дома «Красные Зори и его воспитанников – действительно книга судеб.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы воспитателя «Сказка, как основа нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 22 февраля 2018 в 04:39
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы воспитателя «Сказка, как основа нравственного воспитания детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Палагина (УИ 1467409) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД