Получи документы

Труд на земле как основа духовно-нравственного воспитания в школе «Красные Зори»

Нина Симонова
Труд на земле как основа духовно-нравственного воспитания в школе «Красные Зори»

«Жизнь есть труд; труд есть жизнь» Авва Исаия [9].

История детского дома «Красные Зори и его воспитанников – действительно книга судеб. Это было уникальное детское учреждение, директором которого был настоящий педагог-энтузиаст Игнатий Вячеславович Ионин. В основе его педагогической программы лежит труд, сплачивающий детей в коллектив и воспитывающий гармонично развитую личность. «Я сама педагог, и хочу подчеркнуть, что этот труд никогда не становился обременительным. Зато он был хорошо организованным и обязательным, как учебные занятия», - вспоминала Валентина Петровна Кузнецова, председатель Совета краснозорьцев [8, с. 2].

Публикация «Труд на земле как основа духовно-нравственного воспитания в школе „Красные Зори“» размещена в разделах

«Промозглым ноябрьским днем 1919 года молодой биолог, выпускник Петроградского университета, бывший военный летчик, Игнатий Ионин привез в великокняжескую усадьбу «Михайловка» 27 обездоленных ребят в возрасте от 5 до 16 лет. Приютились в доме садовника, никаких условий для нормальной жизни и учебы не было — ни продовольствия, ни керосина, ни дров, ни мыла, не говоря уже о партах, книгах и тетрадях. В течение многих месяцев источником освещения в помещении служили свет горящей свечи и… лучина. Однако было нечто более важное в характере молодого педагога: любовь к жизни, к детям, оптимизм, умение преодолевать жизненные невзгоды, умение крепко стоять на земле, быть ее хозяином, умение созидать будущее» [2, с. 2]. Первое слово первого директора школы :

«Дорогие ребята, дорогие учителя! Поздравляю всех вас с открытием новой трудовой коммуны! Что такое коммуна? Это общность людей, где все работают сообща, вместе учатся, вместе отдыхают, хорошо и сытно едят. В коммуне нет нянек, уборщиц и классных дам. Вы все должны будете делать сами. Прежде всего – учеба в школе, потом – хозяйственная работа» [7, с. 12]. Детдомовцы пополнили «Красные Зори». Жизнь юных краснозорьцев складывалась из учебы, физического труда, игр, занятий искусством, спортом, общественной деятельностью. Обучение органически сливалось с продуманной и четко организованной системой трудовой деятельности. Школьное хозяйство было большим, с сельскохозяйственным уклоном. 500 воспитанников на 140 гектарах выращивали картофель и другие овощи, фрукты, ягоды, цветы. Имелись оранжереи. Одну из них построили сами, остальные были еще с княжеских времен. Наряду с овощами и фруктами производилась заготовка сена для коров, лошадей. Содержали свиней, 40 ульев. В прудах разводили форель. Работали все, весной – осенью, по 3-4 часа в день, малыши – по два. Каждый ученик знал свое место и меру личной и групповой ответственности. «Каждый класс поочередно отвечал за определенный участок: четвертый – за птицеводство, пятый – за огородничество, шестой – за рыбоводство, животноводство, седьмой – за пчеловодство и семеноводство, восьмой – за кормодобывание. Наряду с трудовыми, профессиональными, воспитывались и организаторские навыки. Девятиклассники в школе составляли организационно-плановое бюро…

Сельскохозяйственный уклон понимался не как цель работы школы, а как средство, которое поможет всесторонне развить ребенка» [7,с. 53].

Трудовые лозунги краснозорьцев того времени : «Мы сами», «Кто не работает, тот не есть», «Хотя бы день не есть, но улей приобрести», «В кружке мы научились не ныть, а строить», «Лицом к деревне», С книгой в деревню», «Не должно быть ни в деревне, ни в городе школы, которая бы не стремилась стать образцовым хозяйством городским или сельским». А лозунг самого директора школы Ионина И. В. - «Каждому – всё!» особо четко подчеркивал воспитательную роль труда. Много внимания в школе также уделялось туризму и спорту. В год основания школы-колонии в Стрельне на базе бывшего парусного клуба открылась Морская спортивная и гидробиологическая станция. Переданная детям, она связала их с морем. Уроженец Стрельны, воспитанник одной из её школ, впоследствии поэт Балтики Юрий Инге писал:

…те, кто вместе с нами полюбили

Соленых ураганов голоса,

Дорогу в лавку меряли на мили

И из простынь кроили паруса.

Летом ребята ездили на экскурсии в Ленинград и его пригороды, в Волхов, Копорье. Предвыпускной класс на целый месяц уезжал в Крым. Имелись драматический, библиотечный и другие кружки, три оркестра – духовой, симфонический и струнный. «Труд и его результаты содействовали процветанию колонии, достатку, воспитанию социальной активности учащихся, пониманию ими моральных и духовных ценностей. Перед каждым из них открывалась светлая жизненная перспектива»[4]. Краснозорька Мария Исаева вспоминала: «В «Красных Зорях» обучали всему – езде на велосипеде, управлению машиной и даже планером! Все девочки умели шить, а мальчики хорошо владели сапожным делом, практически все рисовали и играли на музыкальных инструментах. Все дети могли полностью обслуживать себя сами. Такого всестороннего развития не было ни в одном детском доме. Ребята здесь много работали, многому учились и отдыхали в огромной дружной семье, главой и душой которой был И. В. Ионин – директор «Красных Зорь»» [5], который писал: «в колонию …я езжу не как на службу, а как на отдых» И. В. Ионин [6, с. 144].

«Существование детских приютов для сирот есть заурядное явление во всех странах; но нигде в мире мне не пришлось встретить таких счастливых детей. Они не были выстроены в ряд для ревизии. Мы гуляли по полю и застали детей за работой: они занимались садоводством, ухаживали за пчелами, были заняты ремонтом зданий, уходом за цветами в оранжереях, построенных и обслуживаемых группой когда-то самых отчаянных и грубых сорванцов-мальчишек, делали простые инструменты и агрокультурные орудия. В моей памяти запечатлелось не то, чем именно они занимались, а то, как они работали и как относились к своим занятиям. Когда я учитываю уму непостижимую историю этих беспризорных, то прихожу в восторг, ибо это дает мне понятие о способности тех народностей, из которых происходят эти дети. У меня осталось неизгладимое впечатление, что потенциальные способности русского народа неимоверны», - так писал американский педагог и философ, профессор Колумбийского университета Джон Дьюи, посетив в 1928 году школу-колонию «Красные Зори»[3, с. 27].

«Краснозорьская школа – это уникальный опыт школы наук, труда и красоты, иначе говоря, школы-хозяйства, которые вовсю возрождаются в современной России. В практике этих школ выражена национальная специфика российского образования: книжно-бумажная составляющая школы облагорожена пребыванием детей на свежем воздухе, активными физическими усилиями по благоустройству окружающего жизненного пространства: разведением садов, устройством теплиц, выращиванием урожая, его реализацией, уходом за животными. Так воспитывался труженик - умный хозяин родной земли» [1]. Конечно, после революции, о духовном воспитании открыто не говорилось, но вечные Божьи заповеди выполнялись ежедневно, ежечасно, потому что нравственные устои, и нормы в школе были на первом месте, например: «Не кради» или «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего». Учителями у краснозорьцев были педагоги старой школы, которые понимали высокий смысл духовно-нравственного воспитания, святость труда, радость труда и делали все возможное, чтобы дети стали настоящими патриотами своей страны.

Важность труда в образовательном учреждении современной школы, подчеркивает и пропагандирует О. А. Белянова, доцент кафедры педагогики СПб РГПУ им. А. И. Герцена: «В наши дни в Санкт-Петербурге опыт воспитания детей, в том числе на основе реализации их права на труд, осуществляется в педагогическом комплексе «Новое поколение», в семейной коммуне «Надежда» (директор Е. А. Клиот); в центре реабилитации наркозависимых в Александро-Невской Лавре и в поселке Саперное под Приозерском (руководитель протоирей Сергий Бельков); в семейном образовательном центре традиционной культуры в поселении Лужки Приморского района (директор В. В. Семенцов) и в ряде других педагогических проектов» [1]. «Педагогическая практика требует эталона, над которым не властно время. Очень хочется надеяться, что таким образцом и эталоном национальной педагогической культуры может стать и педагогическая система школы «Красные Зори», русская образовательная культура, основанная на чистом пламени дарения себя - миру, себя - труду, себя - детям, себя - родине, себя - идеалу» [2, с. 8].

Вот о таких удивительных людях – краснозорьцах – духовно богатых и душевно щедрых; талантливых, добрых, заботливых, мужественных и трудолюбивых написано в одиннадцатой Главе очередной книги, вышедшей в 2015 году, переизданной в четвертый раз, одним из авторов Т. К. Ивановой «История Михайловской дачи на Петергофской дороге».

Список использованных источников:

1. Белянова, О. В продолжение краснозорьских встреч/ О. Белянова // Вести Стрельны. - 2011. - №13(15 июля). - С. 3.

2. Белянова, О. К 85-летию школы «Красные зори», располагавшейся в поместье «Михайловка» под Петергофом: Покровские чтения 2004-2005гг.». Материалы / О. Белянова. Режим доступа: https://www.nravstvennost.info/library/news_detail.php?ID=4727

3. Бубликова, Г. Г., Голышев, П. В. Повесть о «Красных Зорях» : документальный рассказ об уникальном детском учреждении, существовавшем в Стрельне Ленинградской области в 1919-1941 годах. - СПб., 1996. - 142 с.

4. Иванов, К. Колония «Красные Зори» : к августовскому педсовету/ К. Иванов // Царскосельская газета. - 1988. - 25 авг. - С. 3.

5. Иванова, Т. Взращенные трудом и красотой : люди нашего района/Т. Иванова // Петергофский вестник. - 2002. - 4 июля. - С. 6.

6. Иванова, Т. К, Иващенова, О. Г. История Михайловской дачи на Петергофской дороге/ Т. К. Иванова, О. Г. Иващенова. - 4-е изд. - СПБ. -Петергоф: ООО «Статус».- 2015.- 212 с.

7. Ионин, И. В. Школа-колония Красные Зори : из опыта детской трудовой школы-колонии/ И. В. Ионин. - Ленинград: 2-я тип. ОНТИ им. Евг. Соколовой. - 1933. - 118 с.

8. Симонова, Н. И. Родине и «Красным Зорям» верны мы будем до конца! / Н. Симонова// Муниципальная перспектива. - 2003. - №14(23 июля). - С. 2-3.

9. Труд. Библейская энциклопедия Брокгауза. Режим доступа:

https://enc-dic.com/enc_bible/Trud-4118/

Публикации по теме:

Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. Подготовил учитель логопед МБДОУ д\с №3 г. Лебедянь.

Индивидуальный план по самообразованию «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Индивидуальный план профессионального развития воспитателя МКДОУ «Волчихинский детский сад №2» Кравцовой Татьяны Викторовны 2017- 2018.

Куклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группеКуклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группе Да, вы удивлены? Кукла в инвалидном кресле. Такие вот куколки сейчас - это новое веяние времени, как важный и необходимый аспект, как.

Культурное наследие хакасов как основа духовно — нравственного развития ребенка. Воспитание ребенка с малых лет на традициях национальной культуры – прочный фундамент его полноценного духовного развития. В современной.

Художественное слово как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника среднего возраста «Художественное слово, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника среднего возраста». Притча «Воспитатель - тот же садовник».

Формирование позитивных взаимоотношений в семье — основа нравственного воспитания дошкольников Тема «Формирование позитивных взаимоотношений в семье - основа нравственного воспитания дошкольников» «Ребенок учится тому, Что видит у.

План по самообразованию в старшей группе «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»План по самообразованию в старшей группе «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Воспитатель: Петрова О. П. Актуальность Актуальность.

Проект «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Представляю вашему вниманию проект-презентацию практических достижений по теме "Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников".

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей Важнейшая сторона воспитания ребенка - нравственное воспитание. Оно способствует обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности,.

Сотрудничество семьи и детского сада, как условие духовно — нравственного и патриотического воспитания дошкольников. «Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». В. А. Сухомлинский. Что же это такое – духовно-нравственное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Труд на земле как основа духовно-нравственного воспитания в школе «Красные Зори»
Опубликовано: 28 сентября 2017 в 22:29
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД