Труд на земле как основа духовно-нравственного воспитания в школе «Красные Зори»

Нина Симонова
Труд на земле как основа духовно-нравственного воспитания в школе «Красные Зори»

«Жизнь есть труд; труд есть жизнь» Авва Исаия [9].

История детского дома «Красные Зори и его воспитанников – действительно книга судеб. Это было уникальное детское учреждение, директором которого был настоящий педагог-энтузиаст Игнатий Вячеславович Ионин. В основе его педагогической программы лежит труд, сплачивающий детей в коллектив и воспитывающий гармонично развитую личность. «Я сама педагог, и хочу подчеркнуть, что этот труд никогда не становился обременительным. Зато он был хорошо организованным и обязательным, как учебные занятия», - вспоминала Валентина Петровна Кузнецова, председатель Совета краснозорьцев [8, с. 2].

«Промозглым ноябрьским днем 1919 года молодой биолог, выпускник Петроградского университета, бывший военный летчик, Игнатий Ионин привез в великокняжескую усадьбу «Михайловка» 27 обездоленных ребят в возрасте от 5 до 16 лет. Приютились в доме садовника, никаких условий для нормальной жизни и учебы не было — ни продовольствия, ни керосина, ни дров, ни мыла, не говоря уже о партах, книгах и тетрадях. В течение многих месяцев источником освещения в помещении служили свет горящей свечи и… лучина. Однако было нечто более важное в характере молодого педагога: любовь к жизни, к детям, оптимизм, умение преодолевать жизненные невзгоды, умение крепко стоять на земле, быть ее хозяином, умение созидать будущее» [2, с. 2]. Первое слово первого директора школы:

«Дорогие ребята, дорогие учителя! Поздравляю всех вас с открытием новой трудовой коммуны! Что такое коммуна? Это общность людей, где все работают сообща, вместе учатся, вместе отдыхают, хорошо и сытно едят. В коммуне нет нянек, уборщиц и классных дам. Вы все должны будете делать сами. Прежде всего – учеба в школе, потом – хозяйственная работа» [7, с. 12]. Детдомовцы пополнили «Красные Зори». Жизнь юных краснозорьцев складывалась из учебы, физического труда, игр, занятий искусством, спортом, общественной деятельностью. Обучение органически сливалось с продуманной и четко организованной системой трудовой деятельности. Школьное хозяйство было большим, с сельскохозяйственным уклоном. 500 воспитанников на 140 гектарах выращивали картофель и другие овощи, фрукты, ягоды, цветы. Имелись оранжереи. Одну из них построили сами, остальные были еще с княжеских времен. Наряду с овощами и фруктами производилась заготовка сена для коров, лошадей. Содержали свиней, 40 ульев. В прудах разводили форель. Работали все, весной – осенью, по 3-4 часа в день, малыши – по два. Каждый ученик знал свое место и меру личной и групповой ответственности. «Каждый класс поочередно отвечал за определенный участок: четвертый – за птицеводство, пятый – за огородничество, шестой – за рыбоводство, животноводство, седьмой – за пчеловодство и семеноводство, восьмой – за кормодобывание. Наряду с трудовыми, профессиональными, воспитывались и организаторские навыки. Девятиклассники в школе составляли организационно-плановое бюро…

Сельскохозяйственный уклон понимался не как цель работы школы, а как средство, которое поможет всесторонне развить ребенка» [7,с. 53].

Трудовые лозунги краснозорьцев того времени: «Мы сами», «Кто не работает, тот не есть», «Хотя бы день не есть, но улей приобрести», «В кружке мы научились не ныть, а строить», «Лицом к деревне», С книгой в деревню», «Не должно быть ни в деревне, ни в городе школы, которая бы не стремилась стать образцовым хозяйством городским или сельским». А лозунг самого директора школы Ионина И. В. - «Каждому – всё!» особо четко подчеркивал воспитательную роль труда. Много внимания в школе также уделялось туризму и спорту. В год основания школы-колонии в Стрельне на базе бывшего парусного клуба открылась Морская спортивная и гидробиологическая станция. Переданная детям, она связала их с морем. Уроженец Стрельны, воспитанник одной из её школ, впоследствии поэт Балтики Юрий Инге писал:

…те, кто вместе с нами полюбили

Соленых ураганов голоса,

Дорогу в лавку меряли на мили

И из простынь кроили паруса.

Летом ребята ездили на экскурсии в Ленинград и его пригороды, в Волхов, Копорье. Предвыпускной класс на целый месяц уезжал в Крым. Имелись драматический, библиотечный и другие кружки, три оркестра – духовой, симфонический и струнный. «Труд и его результаты содействовали процветанию колонии, достатку, воспитанию социальной активности учащихся, пониманию ими моральных и духовных ценностей. Перед каждым из них открывалась светлая жизненная перспектива»[4]. Краснозорька Мария Исаева вспоминала: «В «Красных Зорях» обучали всему – езде на велосипеде, управлению машиной и даже планером! Все девочки умели шить, а мальчики хорошо владели сапожным делом, практически все рисовали и играли на музыкальных инструментах. Все дети могли полностью обслуживать себя сами. Такого всестороннего развития не было ни в одном детском доме. Ребята здесь много работали, многому учились и отдыхали в огромной дружной семье, главой и душой которой был И. В. Ионин – директор «Красных Зорь»» [5], который писал: «в колонию …я езжу не как на службу, а как на отдых» И. В. Ионин [6, с. 144].

«Существование детских приютов для сирот есть заурядное явление во всех странах; но нигде в мире мне не пришлось встретить таких счастливых детей. Они не были выстроены в ряд для ревизии. Мы гуляли по полю и застали детей за работой: они занимались садоводством, ухаживали за пчелами, были заняты ремонтом зданий, уходом за цветами в оранжереях, построенных и обслуживаемых группой когда-то самых отчаянных и грубых сорванцов-мальчишек, делали простые инструменты и агрокультурные орудия. В моей памяти запечатлелось не то, чем именно они занимались, а то, как они работали и как относились к своим занятиям. Когда я учитываю уму непостижимую историю этих беспризорных, то прихожу в восторг, ибо это дает мне понятие о способности тех народностей, из которых происходят эти дети. У меня осталось неизгладимое впечатление, что потенциальные способности русского народа неимоверны», - так писал американский педагог и философ, профессор Колумбийского университета Джон Дьюи, посетив в 1928 году школу-колонию «Красные Зори»[3, с. 27].

«Краснозорьская школа – это уникальный опыт школы наук, труда и красоты, иначе говоря, школы-хозяйства, которые вовсю возрождаются в современной России. В практике этих школ выражена национальная специфика российского образования: книжно-бумажная составляющая школы облагорожена пребыванием детей на свежем воздухе, активными физическими усилиями по благоустройству окружающего жизненного пространства: разведением садов, устройством теплиц, выращиванием урожая, его реализацией, уходом за животными. Так воспитывался труженик - умный хозяин родной земли» [1]. Конечно, после революции, о духовном воспитании открыто не говорилось, но вечные Божьи заповеди выполнялись ежедневно, ежечасно, потому что нравственные устои, и нормы в школе были на первом месте, например: «Не кради» или «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего». Учителями у краснозорьцев были педагоги старой школы, которые понимали высокий смысл духовно-нравственного воспитания, святость труда, радость труда и делали все возможное, чтобы дети стали настоящими патриотами своей страны.

Важность труда в образовательном учреждении современной школы, подчеркивает и пропагандирует О. А. Белянова, доцент кафедры педагогики СПб РГПУ им. А. И. Герцена: «В наши дни в Санкт-Петербурге опыт воспитания детей, в том числе на основе реализации их права на труд, осуществляется в педагогическом комплексе «Новое поколение», в семейной коммуне «Надежда» (директор Е. А. Клиот); в центре реабилитации наркозависимых в Александро-Невской Лавре и в поселке Саперное под Приозерском (руководитель протоирей Сергий Бельков); в семейном образовательном центре традиционной культуры в поселении Лужки Приморского района (директор В. В. Семенцов) и в ряде других педагогических проектов» [1]. «Педагогическая практика требует эталона, над которым не властно время. Очень хочется надеяться, что таким образцом и эталоном национальной педагогической культуры может стать и педагогическая система школы «Красные Зори», русская образовательная культура, основанная на чистом пламени дарения себя - миру, себя - труду, себя - детям, себя - родине, себя - идеалу» [2, с. 8].

Вот о таких удивительных людях – краснозорьцах – духовно богатых и душевно щедрых; талантливых, добрых, заботливых, мужественных и трудолюбивых написано в одиннадцатой Главе очередной книги, вышедшей в 2015 году, переизданной в четвертый раз, одним из авторов Т. К. Ивановой «История Михайловской дачи на Петергофской дороге».

Список использованных источников:

1. Белянова, О. В продолжение краснозорьских встреч/ О. Белянова // Вести Стрельны. - 2011. - №13(15 июля). - С. 3.

2. Белянова, О. К 85-летию школы «Красные зори», располагавшейся в поместье «Михайловка» под Петергофом: Покровские чтения 2004-2005гг.». Материалы / О. Белянова. Режим доступа: http://www.nravstvennost.info/library/news_detail.php?ID=4727

3. Бубликова, Г. Г., Голышев, П. В. Повесть о «Красных Зорях»: документальный рассказ об уникальном детском учреждении, существовавшем в Стрельне Ленинградской области в 1919-1941 годах. - СПб., 1996. - 142 с.

4. Иванов, К. Колония «Красные Зори»: к августовскому педсовету/ К. Иванов // Царскосельская газета. - 1988. - 25 авг. - С. 3.

5. Иванова, Т. Взращенные трудом и красотой: люди нашего района/Т. Иванова // Петергофский вестник. - 2002. - 4 июля. - С. 6.

6. Иванова, Т. К, Иващенова, О. Г. История Михайловской дачи на Петергофской дороге/ Т. К. Иванова, О. Г. Иващенова. - 4-е изд. - СПБ. -Петергоф: ООО «Статус».- 2015.- 212 с.

7. Ионин, И. В. Школа-колония Красные Зори: из опыта детской трудовой школы-колонии/ И. В. Ионин. - Ленинград: 2-я тип. ОНТИ им. Евг. Соколовой. - 1933. - 118 с.

8. Симонова, Н. И. Родине и «Красным Зорям» верны мы будем до конца! / Н. Симонова// Муниципальная перспектива. - 2003. - №14(23 июля). - С. 2-3.

9. Труд. Библейская энциклопедия Брокгауза. Режим доступа:

http://enc-dic.com/enc_bible/Trud-4118/

Публикации по теме:

Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. Подготовил учитель логопед МБДОУ д\с №3 г. Лебедянь.

Индивидуальный план по самообразованию «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Индивидуальный план профессионального развития воспитателя МКДОУ «Волчихинский детский сад №2» Кравцовой Татьяны Викторовны 2017- 2018.

Куклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группеКуклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группе Да, вы удивлены? Кукла в инвалидном кресле. Такие вот куколки сейчас - это новое веяние времени, как важный и необходимый аспект, как.

Культурное наследие хакасов как основа духовно — нравственного развития ребенка. Воспитание ребенка с малых лет на традициях национальной культуры – прочный фундамент его полноценного духовного развития. В современной.

Художественное слово как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника среднего возраста «Художественное слово, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника среднего возраста». Притча «Воспитатель - тот же садовник».

Формирование позитивных взаимоотношений в семье — основа нравственного воспитания дошкольников Тема «Формирование позитивных взаимоотношений в семье - основа нравственного воспитания дошкольников» «Ребенок учится тому, Что видит у.

План по самообразованию в старшей группе «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»План по самообразованию в старшей группе «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Воспитатель: Петрова О. П. Актуальность Актуальность.

Проект «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Представляю вашему вниманию проект-презентацию практических достижений по теме "Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников".

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей Важнейшая сторона воспитания ребенка - нравственное воспитание. Оно способствует обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности,.

Сотрудничество семьи и детского сада, как условие духовно — нравственного и патриотического воспитания дошкольников. «Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». В. А. Сухомлинский. Что же это такое – духовно-нравственное.

Библиотека изображений:
  • Изучаем цвета
  • ПДД
  • ПДД
Автор публикации:
Труд на земле как основа духовно-нравственного воспитания в школе «Красные Зори»
Опубликовано: 28 сентября 2017 в 22:29
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 6
Деятельный критерий рассмотрим более подробно. В 6-7 лет моторика уже готова к тому чтобы писать скорописью. Именно в этот момент в созревании центральной...
Консультация для воспитателей и родителей «Вязание — лучшее хобби для женщин»
В прошлом вязание было необходимо для создания тёплой одежды и одеял, а сегодня оно может показаться устаревшим ремеслом, но это не так. Наоборот, в...
Конспект игры-занятия по развитию речи для детей первой группы раннего возраста...
b]Цели:[/b] содействовать расширению представления детей о домашних животных и их характерных особенностях, побуждать к ответам на вопросы, воспитывать...
Консультация «Подарок папе своими руками». Часть 8
Поделки из бросового материала Пластиковые бутылки относятся к ненужным предметам, от которых мы избавляемся практически каждый день. В тоже время –...
Областной конкурс грантов молодежных авторских проектов «Измени жизнь к лучшему»
Приложение № 3 к положению о конкурсе грантов члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Р. Э. Гольдштейна для молодежных авторских...